Программа отборочного тура. Москва, ВДНХ, 22 марта 2019 года

 

                                                                                                                                         

 

 

ПРОГРАММА
проведения соревнования по ТРИЗ и изобретательскому творчеству
для учащихся от 8 до 16 лет «ТРИЗ-турнир».
Место проведения соревнования: Робофест, Москва, ВДНХ, 22 марта 2019 года

№ этапа

Название

Время

Продолжительность

Деятельность участников

1

Открытие соревнования

10-00 – 10-15

15 минут

Главный судья приветствует участников и зрителей, уточняет правила и регламент. Секретарь соревнований представляет экспертов и ассистентов. Капитаны команд представляют свои команды (названия). Главный судья дает старт соревнованиям.

2

Этап «Загадка Шерлока Холмса»

10-15 – 10-30

15 минут

Эксперты предлагают командам выполнить 10 письменных заданий (вставить пропущенные слова, разрешающие имеющее в задаче противоречие). Участники вносят найденные слова на бланк и сдают эксперту. За каждый правильный ответ начисляется один балл (талант). Максимальное количество талантов за этап – 10. Заработанные на этапе таланты могут быть использованы для получения подсказок на следующих этапах. Секретарь следит за экраном, на котором размещаются задания, которые выполняют команды.

3

Перерыв

10-30 – 10-35

5 минут

Эксперты подсчитывают заработанные командой таланты. Участники имеют возможность отдохнуть. Ассистенты собирают информацию о заработанных командами талантах и передают их секретарю. Секретарь выводит промежуточные результаты команд на экран. Главный судья проводит разминку для зрителей.

4

Этап «Нужна «штуковина»

10-35 – 10-50

15 минут

Эксперты предлагают участникам выбрать на основе 3-х случайных параметров один из предложенных предметов (или элементов, назвать предмет или элемент). На каждом уровне (кроме 5-го) можно использовать до 7 подсказок (для получения подсказок нужно использовать ранее полученные таланты). За правильный ответ начисляются 3 таланта (на 5-м уровне за правильный ответ -5 талантов). Максимальное количество талантов – 17. Участники могут совещаться между собой при выборе ответа и необходимости получения подсказок; право выбора окончательного ответа имеет капитан или участник команды, назначенный капитаном. Секретарь следит за экраном, на котором появляются задания и изображения предметов, с которыми работают команды. Зрители могут выполнять задания одновременно с командами по изображениям на экране, но за подсказки могут быть удалены из зала.

5

Перерыв

10-50 – 11-00

10 минут

Эксперты подсчитывают заработанные командой таланты. Участники имеют возможность отдохнуть. Ассистенты собирают информацию о заработанных командами талантах и передают их секретарю. Секретарь выводит промежуточные результаты команд на экран. Главный судья проводит розыгрыш для зрителей.

6

Этап «Правило Филеаса Фогга»

11-00 – 11-15

15 минут

Эксперты предлагают участникам из четырех предложенных картинок (слов) выбрать ту, что не является частью данной надсистемы. Задания составлены по 5-ти уровням сложности. На каждом уровне 3 задания – за каждый правильный ответ 3 талант. Максимальное количество талантов – 45. Задания могут содержать информацию по различным предметным областям. Участники могут совещаться между собой при выборе ответа; право выбора окончательного ответа имеет капитан или участник команды, назначенный капитаном. Секретарь следит за экраном, на котором появляются задания и изображения предметов, с которыми работают команды. Зрители могут выполнять задания одновременно с командами по изображениям на экране, но за подсказки могут быть удалены из зала.

7

Перерыв

11-15 – 11-20

5 минут

Эксперты подсчитывают заработанные командой таланты. Участники имеют возможность отдохнуть. Ассистенты собирают информацию о заработанных командами талантах и передают их секретарю. Секретарь выводит промежуточные результаты команд на экран. Главный судья проводит опрос зрителей по ходу соревнования.

8

Этап «Раскадровка для Микки Мауса»

11-20 – 11-40

20 минут

Эксперты предлагают участникам задания по работе с последовательностями технологических процессов. Задания выполняются письменно, можно в виде рисунков или схем. На каждом уровне за правильно выполненное задание можно получить до 10 талантов. За 4 и 5 уровень могут начисляться дополнительные таланты. Максимальное количество талантов до 56.

Рисунки или схемы выполняются на флипчарте (предварительно могут использоваться черновики). Участники могут совещаться между собой при выборе ответа. Эксперты могут задавать дополнительные вопросы для пояснения рисунков или схем. Секретарь следит за экраном, на котором появляются задания. Зрители могут выполнять задания одновременно с командами по изображениям на экране, но за подсказки могут быть удалены из зала.

9

Перерыв

11-40 – 11-50

10 минут

Эксперты подсчитывают заработанные командой таланты. Участники имеют возможность отдохнуть. Ассистенты собирают информацию о заработанных командами талантах и передают их секретарю. Секретарь выводит промежуточные результаты команд на экран. Главный судья проводит розыгрыш среди зрителей.

10

Этап «13-й подвиг Геракла»

11-50 – 12-10

20 минут

Эксперты предлагают участникам комплексное задание, которое предполагает анализ изобретательской ситуации и решение выявленных задач. Выполнение задания требует предварительной подготовки по ТРИЗ.

Каждая команда работает со своей технической системой. Задание состоит из 4-х частей. За выполнение заданий 1-3 частей начисляется до 5 талантов; за оригинальные решения в 4-й части эксперт начисляет до 3-х талантов. Количество талантов за 1-3 части – до 15; за работу по 4-й части количество талантов зависит от количества и оригинальности решений. Задания выполняются в письменном виде на флипчарте (предварительно могут использоваться черновики). Участники могут совещаться между собой при выборе ответа. Эксперты могут задавать дополнительные вопросы для пояснения рисунков или схем. Секретарь следит за экраном, на котором появляются задания. Зрители могут выполнять задания одновременно с командами по изображениям на экране, но за подсказки могут быть удалены из зала.

11

Перерыв

12-10 – 12-25

15 минут

Эксперты подсчитывают заработанные командой таланты. Участники имеют возможность отдохнуть. Ассистенты собирают информацию о заработанных командами талантах и передают их секретарю. Секретарь и эксперты подводят окончательные итоги соревнования. Главный судья проводит опрос среди зрителей по результатам соревнований (может быть присужден приз зрительских симпатий).

12

Закрытие соревнования

12-10 – 12-30

20 минут

На экран выводятся окончательные результаты соревнований. Главный судья и эксперты награждают победителей, в том числе самых активных зрителей.

 

Запас

12-30 – 13-00

до 30 минут

Максимальное количество за игру:
до 150 талантов

 

Главный судья соревнований – Мастер ТРИЗ, Рубин Михаил Семенович

Эксперты соревнований: Рубина Н.В., Зулина К.В., Захаржевский О.Е., Панчихин Е.В.

Секретарь соревнований:

Ассистенты:

Оборудование зала для проведения соревнований.

Соревновательная зона: 5 столов + 5 стульев (для участников и эксперта), 5 флипчартов, распечатки всех заданий, 5 наборов предметов для этапа «Нужна «штуковина» в коробках, 5 наборов бланков для ответов для всех 5-ти этапов соревнования, бумага для черновиков (100 листов А4), 5 наборов цветных карандашей, 5 наборов фломастеров, 5 наборов маркеров, рабочее место секретаря (стол, стул, ноутбук, проектор, пульт управления проектором, микрофон), микрофон и стул для Главного судьи, стулья для ассистентов, вода и стаканчики для питья.

Зрительская зона: 3 ряда стульев для зрителей, 2 микрофона для зрителей, вопросники для зрителей по итогам соревнования.