Приложения.

Приложение 1.

Авторские разработки:

  1. Методическая разработка «Взгляни по новому на проблему». Авторы: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Работа стала призером Всероссийского конкурса методических разработок по детскому техническому творчеству в 2004 году.

В разработке описывается диалектический подход к решению проблемных задач.

  1. Сборники методических материалов городских научно-технических олимпиад по ТРИЗ. Автор – Таратенко Т.А. Сборники представлены с 2000 по 2014 годы.

В сборниках приведены информационные материалы по организации и проведению олимпиад, задания по номинациям, контрольные ответы и анализ качества выполненных работ по всем номинациям.

  1. Сборники материалов городских конкурсов проектов технического моделирования и конструирования «От идеи до воплощения». Авторы – Давыдова В.Ю., Давыдов В.Н., Таратенко Т.А.  Сборники 2009, 2012, 2014 годов.

В сборниках приведены работы призеров конкурсов по разработке моделей, макетов и исследовательских проектов.

  1. Сборник «Игры для ума». Часть 1. Авторы: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Издан в 2003 году. Работа стала победителем конкурса МАТРИЗ в 2006 году.

В сборнике приведены задания по логике, фантазированию и изобретательским задачам городских олимпиад по ТРИЗ с 2000 по 2003 год.

  1. Сборник «Игры для ума». Часть 2. Авторы: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Издан в 2008 году.

В сборнике приведены задания по логике, фантазированию и изобретательским задачам городских олимпиад по ТРИЗ с 2004 по 2008 год.

  1. Сборник логических заданий и  изобретательских задач «Игры для ума».  Авторы: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Издан в 2013 году.

В сборнике приведены логические задания  и изобретательские задачи городских олимпиад по ТРИЗ с 2000 по 2013 год.

  1. Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству» для 1 года обучения. Авторы – Таратенко Т.А., Трофименко Р.В., Давыдова В.Ю. Издана в 2014 году.

Рабочая тетрадь предназначена для работы по программе «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ», 1-ый год обучения.

  1. Методическое пособие «Технология развития творческих способностей на базе ТРИЗ». Составители Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю. Издано в 2005 году.

Методическое пособие содержит программу курса, поурочное планирование, методические разработки по некоторым темам. В пособии имеется задачник по ТРИЗ, материалы по преподаванию темы «Принципы разрешения противоречий»,  краткий словарь терминов.

  1. Сборник дополнительных общеразвивающих программ. Из опыта работы Санкт-Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества. Издано в 2014 году.

Приведены дополнительные общеразвивающие программы «Теория решения изобретательских задач. Твори, выдумывай, пробуй», «Технология эффективных решений на базе ТРИЗ».

  1. Методическое пособие «Оценка качества освоения дополнительных общеобразовательных программ». Авторы – Давыдова В.Ю., Котова А.А., Таратенко Т.А. Издано в 2014 году.

В пособие дана методика оценки качества освоения дополнительных общеразвивающих программ. Приведен пример оценки качества освоения образовательной программы «Техника и творчество с основами ТРИЗ».

Приложение 2.

Электронные образовательные ресурсы:

В работе используются лицензионные электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Название ЭОР

Носитель (CD/DVD)

Издатель, фирма

Краткая аннотация к материалам дисков

В каких темах программы используется

Дракоша: по следам великих изобретений

DVD

Издательство Media 2000

Мудрый Дракоша приглашает детей и взрослых совершить путешествие во времени и проследить за достижениями научной и технической мысли человечества за всю его историю

- Понятие о системе и функции. Приемы развития системного мышления.

- Закономерности развития систем в природе, обществе, технике.

- История изобретений

Умники. Межпланетный туризм. Развивающие игры

CD

«Руссобит – М»

Исследовательская деятельность Умников – компании самых любознательных ребят – привела их в открытый космос.

- Из истории развития технических систем

Как решить проблему. Самоучитель для развития творческого мышления

CD

ЗАО «Новый диск»

Овладев некоторыми универсальными приемами мышления, вы преодолеете рамки стереотипов и станете настоящими генераторами идей

- Методы активизации мышления.

- Понятие о системе и функции. Приемы развития системного мышления.

- Противоречия. Приемы разрешения противоречий.

ТРИЗ – инструмент решения проблем

CD

Компания «Бука»

Базовая информация по ТРИЗ. Интерактивный сборник занимательных и логических задач из различных областей. Генератор идей.

- Понятие о системе и функции. Приемы развития системного мышления.

- Противоречия. Приемы разрешения противоречий.

- Приемы развития творческого воображения.

- Развитие творческого воображения.

 

Презентации занятий по темам, созданные самостоятельно

  1. Давыдова В.Ю. Ознакомительный курс «ТРИЗ. Знакомство с основами ТРИЗ».
  2. Давыдова В.Ю. Морфологический ящик.
  3. Давыдова В.Ю. Проектная деятельность.
  4. Давыдова В.Ю. Приемы разрешения противоречий.
  5. Давыдова В.Ю. Приемы обработки и запоминания информации.
  6. Давыдова В.Ю. Приемы разрешения противоречий. Прием «Объединение».
  7. Давыдова В.Ю. Из истории бумаги. Приключения Странички.
  8. Трофименко Р.В. Развитие памяти.
  9. Трофименко Р.В. Развитие творческого воображения.
  10. Тартенко Т.А., Давыдова В.Ю. Диагностика интеллекта и творческих способностей.
  11. Таратенко Т.А. Детская ТРИЗ – педагогика.
  12. Таратенко Т.А. Логика.
  13. Таратенко Т.А. Как решать изобретательские задачи.

Приложение 3.

Дидактический материал:

  • Чертежи, схемы, плакаты, иллюстрации.
  • Учебные научно-популярные фильмы.
  • Образцы моделей, макетов, творческих работ обучающихся.
  • Сборники задач по ТРИЗ, сборники задач по логике, математике, «хитрые» задачи.
  • Рабочая тетрадь по ТРИЗ «Учимся творчеству».
  • Подборка творческих заданий по темам «Логика», «Развитие творческого воображения», «Система», «Противоречие», «Методы развития творческого мышления».
  • Тематические папки по изучаемым темам программы.

Приложение 4.

Диагностические и контрольные материалы:

Диагностические материалы

Примеры тестов для оценки уровня технического мышления (Г. Беннет)

Прочтите задания. Подчеркните правильные ответы.

1. В каком пакете мороженое растает быстрее?

1. В пакете  А. 

2. В пакете  В.

3. Одинаково.

 

 

2.  Какими ножницами легче резать лист железа?

 

1. Ножницами А. 

2. Ножницами В.

3. Ножницами С.

 

 

3.  В каком положении остановится диск после свободного движения по указанной линии?

 1. В каком угодно.  

 2. В положении А.  

 3. В положении В.

 

 

 

4.  На каком из рисунков правильно изображены струи воды, выливающиеся из отверстий сосудов?

1.  Рисунок А.

 2. Рисунок В.      

 3.  Рисунок С.

 

 

 

5. Если верхнее колесо вращается в направлении, указанном стрелкой, то, в каком направлении вращается нижнее колесо?

1.  В направлении  А. 

2. В обоих направлениях. 

3. В направлении В.

 

 

 

Тест «Дивергентное мышление»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка теста «Дивергентное мышление»

 

 

 

Блок 1

 

 

Беглость, гибкость мышления

№ п/п

Вид рисунка

Балл

Кол-во рисунков

Всего баллов

1

Живое

1

 

 

2

ТС

1

 

 

3

Символ

2

 

 

4

Жанр

3

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 2

 

 

Оригинальность мышления

№ п/п

Место рисунка

 

 

 

1

Снаружи

1

 

 

2

Внутри

2

 

 

3

Везде

3

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 3

Разработанность

№ п/п

Тип

 

 

 

1

Асимметрия вне рисунка

1

 

 

2

Асимметрия внутри рисунка

2

 

 

3

Везде

3

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок 4

Название

№ п/п

 

 

 

 

1

Одно слово

1

 

 

2

Словосочетание

2

 

 

3

Образное

3

 

 

 

Всего:

 

 

 

 

 

 

Общее количество баллов:

 

 

Контрольные материалы по развитию системного мышления

1. Найди пары:     С  -  С альт,          С  -  С анти

          гвоздь     пчела     донор     куртка     болтун     оса     клей     нож     мороз     немой

(можно использовать только биологические или только технические системы)

2. Найди      би     поли                                         (моно - би - поли)

          цветок - ?  (букет)                                       изба - ?  (небоскреб)

          вагон - ?  (электричка)                      лодка - ?  (катамаран)

          лист - ?  (тетрадь)                                       автобус - ?  (омнибус)

3. Найди  альтернативную систему

                                       по полезной функции

                                       по вредной функции

F полезная  червяк  -  бульдозер

F вредная   мышь  -  вирус

4. Логиконы

О Э Д В З Ф

С П П Б

О Д О С

система

аббревиатура

? (би-система)

 

5. Определи структурные связи заданной системы (С) со словами ряда

виноград

косточка

яблоко

фрукты

? С альт

? ПС

С

? НС

?

?

?

С

 

6. Вербальное и образное представление системы и ее структурных составляющих

          полиситема   -   солнечная батарея

 
 


          известное выражение, пословица как система   -   "время - деньги", "хлеб всему голова"

7. Рисование:                 по точкам

                              по существенному признаку

                              по линиям

                              по …

8. Живая буква, звуковая клякса

Приложение 5.

Образцы выполнения работ слушателей курсов:

Визитки слушателей курсов

 

Проверочная работа

Ментальная карта

 

Ментальная карта

 

 

РТВ «Кляскография»

 

Тест «Дивергентное мышление»

 

 

 

Тест «Дивергентное мышление»

 

Приложение 6.

Проверочные работы

Курсы повышения квалификации

«Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»

 

Проверочная работа

"Умею логически мыслить"

слушатель ___________________________________________________

                                                                        дата __________________________

Задание 1.  Из каких обломков скорлупы можно составить целую яичную скорлупу?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. Какое из приведенных слов может быть лишним? Объясните почему. Найдите другие варианты ответа.

 

          СТУДЕНЬ            КНОПКА             МАЛИНА            ЗИМОРОДОК

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

Задание 3. Решите логическую задачу. Поясните ход рассуждений.

          В одной Восточной стране был обычай: осужденный на смертную казнь имел возможность остаться в живых. Его Судьбу решал жребий. Судья клал в непрозрачный мешочек два камушка - белый и черный. Вытащит осужденный белый - будет помилован. Однажды, осужденный замечает, что судья кладет два черных камешка, а значит, шанса на помилование нет. Однако, увидев это, человек обрадовался, так как он понял, что он будет точно помилован, не называя судью обманщиком. Почему?

 

4. Подчеркните лишнее число. Объясните, почему оно лишнее.

                    5   7   9   17    23   37

____________________________________________________________

 

5. Прочтите два предложения о двух событиях:

Установите между событиями причинно-следственную связь, т.е. проследите ряд естественных переходов от первого события ко второму, от второго к третьему и т.д. Количество переходов может быть различным. Вам для победы необходимо составить семь переходов. Запишите цепочку переходов:

 

          "Рыба хорошо клевала на утренней зорьке

1___________________________________________________________________

2___________________________________________________________________

3___________________________________________________________________

4___________________________________________________________________

5___________________________________________________________________

6___________________________________________________________________

7___________________________________________________________________

 

Вовочку пригласили на роль Щелкунчика"

 

 

 

Курсы повышения квалификации «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»

АССОЦИАЦИИ

Проверочная работа

слушатель _________________________________________________________________

   дата _____________________________________________

 

Задание: Определите тип ассоциации для каждой пары слов и найдите букву на пересечении строки и столбца, соответствующую этому типу ассоциации.

Правильно выполнив задание, Вы прочтете слово, относящееся к терминам ТРИЗ.

 

По смежности

По сходству

По контрасту

в пространстве

во времени

 

форма

цвет

функции

эмоции

 

форма

цвет

функции

эмоции

1. Лед - Огонь

Л

О

 

П

Р

А

Б

 

В

У

Ф

Ж

2. Звезда - Луна

С

А

 

Е

П

И

Р

 

Г

О

И

К

3. Телевизор - Учитель

И

Ц

 

Е

К

Н

М

 

Н

Г

Ш

Л

4. Глаза - Очки

Т

И

 

М

С

Ч

Я

 

Ф

Ю

В

Х

5. Гроза - Стоматолог

Ь

О

 

Г

Р

П

А

 

М

К

Э

З

6. Мяч -Одуванчик

Э

Ъ

 

З

Х

Щ

Г

 

Ш

Н

П

Ы

7. Небо - Василек

Ю

Б

 

Ь

И

Т

М

 

С

Ч

У

Д

8. Тигр - Кошка

Д

Ц

 

И

О

Р

В

 

Ы

А

Е

Я

 

   ______   ______   ______   ______   ______   ______   ______   ______

 

Курсы повышения квалификации

«Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»

 

 

Проверочная работа

«Системно-функциональный анализ»

 

слушатель ___________________________________________________________

           дата ___________

 

1. Проведите системно-функциональный анализ

 

  • Система – обогреватель
  • ГПФ ______________________________________________________
  • Ф доп. _____________________________________________________
  • Ф вр.:.

            для самой системы ___________________________________________

            для окружающей среды _______________________________________

            для человека _________________________________________________

  • ПС __________________________________________________________
  • ППС ________________________________________________________
  • НС __________________________________________________________
  • ННС ________________________________________________________
  • ТСальт ______________________________________________________
  • ТС анти _____________________________________________________

 

 

 

Приложение 7.

Зачетная работа

 

Курсы повышения квалификации

«Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»

 

Зачетная работа

слушателя ________________________________________________________

            дата _______________________________

 

1. Задача «Посадка самолета»

При увеличении веса самолетов прежние небольшие колеса шасси более не могли обеспечивать надежную посадку. Увеличение же размеров колес вызывало сложности с втягиванием их в корпус после взлета самолета. Как была решена проблема?

 

Укажите КП:

Формулировка:

АП -

ТП -

ФП -

Графическое отображение ТП:

 

ИКР:

Прием разрешения противоречия:

Решение:

 

 

2. Образуйте систему II или III уровня.

 

 

\                                      Í

 

 

 

 

. .                                    V

 

 

 

3. Решите кроссворд

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали: 1.Способность воображения, выдумки, догадки. 2.Человек создающий в процессе творческой работы неизвестное прежде. 3.Действие одного материального объекта по изменению параметров другого объекта. 4.Учение являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. 5.Система выполняющая противоположную функцию. 6.Связь между явлениями, существующими в мире независимо от человеческого сознания. 7.Прием, характеризующий способность частей системы перемещаться относительно друг друга. 8.Иная система, выполняющая ту же функцию. 9.Прием, характеризующий способность одной системы находится в другой системе. 10.Высшая степень совершенства. 11.Прием, позволяющий использовать вместо недоступного, дорогостоящего или хрупкого объекта его дешевые или оптические копии. 12.Деятельность человека, в результате которой возникает нечто, не содержащееся в исходных условиях. 13.Ситуация, когда система должна обладать двумя противоположными свойствами. 14.Создатель ТРИЗ.

 

4. Прочтите зашифрованные слова и выражения. Запишите их.

     а)                б)                в)                 г)

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

5. Задача «Сокровища инков»

Индиана Джонс украл из сокровищницы инков два золотых резных шара. Его стали преследовать сторожа сокровищницы. На пути Индианы Джонса оказался длинный шаткий мост над глубоким ущельем. Табличка у моста предостерегает: «Этот мост выдерживает максимум 81 кг.!». Индиана знает, что он весит точно 80 кг. Вес золотого шара составляет 1 кг. Перекинуть шары через ущелье нет никакой возможности. Как Индиана Джонс перебрался через мост с шарами?

 

 

 

 

 

Приложение 8.

Темы аттестационных работ

 

Некоторые  темы аттестационных работ

  1. Использование элементов ТРИЗ при разработке дидактических материалов по преподаваемому направлению деятельности.
  2. Использование элементов ТРИЗ для развития логического мышления обучающихся.
  3. Развитие творческого воображения младших школьников.
  4. Социализация и развитие творческих способностей младших школьников через развивающие игры.
  5. Использование ментальных карт для повышения эффективности усвоения учебного материала.
  6. Методика изучения понятия «Противоречие» на занятиях в детских технических объединениях.
  7. Использование элементов ТРИЗ для формирования системного мышления на занятиях начального технического моделирования.
  8. Развитие системного мышления у обучающихся.
  9. Создание картотеки для развития пространственного мышления на занятиях детских объединений.
  10. Разработка инновационной методики преподавания математики с элементами ТРИЗ.
  11. Использование элементов ТРИЗ в преподавании черчения.
  12. Использование элементов ТРИЗ для формирования положительного психоэмоционального состояния младших школьников.
  13. Использование элементов ТРИЗ на занятиях информатики.
  14. Развитие творческого воображения через рисунок.
  15. Использование элементов ТРИЗ в период адаптации первоклассников.
  16. Использование элементов ТРИЗ в организации самостоятельной работы учащихся.
  17. Использование элементов ТРИЗ для системной организации воспитательной работы.

 

 

 

 

Приложение 9.

Отчет по курсам повышения квалификации

 

Отчет о работе курсов повышения квалификации

«Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»

2013 – 2014 учебный год

 

Организатором курсов "Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ» в 2013/2014 учебном году являлся ГБОУ ЦО СПбГДТЮ, Городской Центр развитии дополнительного образования. Занятия проходили на базе ГБОУ ДОД Санкт- Петербургского центра детского (юношеского) технического творчества (СПбЦД(Ю)ТТ) по адресу ул. 6 Советская, дом 3.

Слушателями курсов являлись педагоги дополнительного образования, руководитель структурного подразделения. По заявкам учреждений на курсы было зачислено 26 слушателей. В течение обучения 3 слушателя были отчислены за пропуски занятий. Список слушателей, полностью закончивших курс – 23 человек (Приложение 1).

Занятия проводились еженедельно по четвергам с октября 2013 года по апрель 2014 года. В процессе обучения слушателям предлагались различные формы занятий: лекции, семинары, практические занятия, мастерские. Слушатели курсов участвовали в проведении Городской научно- технической олимпиады по ТРИЗ в качестве ассистентов групп для  3-5 классов (15 ноября 2013 г.) и 6-11 классов (6 декабря 2013 г), в работе городской научно-практической конференции «Культурологические и технологические основы развития юношеского инженерного мышления  в дополнительном образовании детей» (26 марта 2014 г.).

К проведению занятий привлекались, сертифицированные Международной Ассоциацией ТРИЗ, преподаватели ТРИЗ: Кислов А. В., Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю., Трофименко Р.В, Рубина Н.В., специалисты в области формирования технического мышления: Давыдов В.Н.,  д.п.н., Азизова И.Ю., к.б.н., Матюшенко А.В., к.т.н.

В марте – апреле слушатели работали над оформлением аттестационных работ (проводились дополнительные индивидуальные консультации), материал для которых накапливался в процессе обучения.

Руководителями аттестационных работ являлись: Таратенко Т.А., Давыдова В.Ю.

Тематика аттестационных работ (Приложение 2) достаточно разнообразна. Члены Экзаменационной комиссии: Нагавкин С.В. зам. директора СПбЦД(Ю)ТТ – председатель. Члены комиссии: Рубина Н.В. – мастер ТРИЗ, Матюшенко А.В. к.т.н., Давыдова В.Ю. – зав. методическим отделом СПбЦД(Ю)ТТ, Таратенко Т.А. - методист СПбЦД(Ю)ТТ, Трофименко Р.В.- руководитель ГМО по ТРИЗ, педагог детского объединения «ТРИЗ» Назаренко Г.В. отметили высокий уровень выполнения аттестационных работ, практическую значимость и отличную презентацию работ слушателей: Еремеевой Е.Ю., Трапер А.Е., Елизаровой Е.В. Интерес представляет ряд исследовательских работ в области практического использования элементов ТРИЗ– педагогики в профессиональной деятельности. Это работы слушателей: Крамер Е.А., Левичевой О.С., Рылеевой В.П., Трапер А.Е., Алекперовой И.И., Алексеевой О.С.

22 слушателя успешно защитили аттестационные работы и получили удостоверения о повышении квалификации.

В начале обучения слушатели заполняли «Информационную карту слушателя», которая позволила кураторам курсов корректировать как содержание учебного материала, так и методику преподавания для повышения эффективности обучения. В конце обучения слушатели заполняли анкету, разработанную АППО (обработку анкет провели сотрудники ГЦРДО) и анкету, составленную кураторами курсов. Результаты обработки анкет СПбЦД(Ю)ТТ приведены в приложении 3.

Анализ анкет позволяет сделать вывод, что выбор курсов определился слушателями в основном склонностью к самообразованию. Вполне удовлетворены обучением 55% слушателей, скорее, удовлетворены - 35%. Слушатели оценили новизну содержания курса – 80%, повышение  профессионального мастерства -70%.,  возможность  применения полученных знаний на практике -90%.

 

 

Кураторы курсов: Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А.

 

 

 

Приложение 1

 

СЛУШАТЕЛИ

курсов повышения квалификации

«Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»

2013 – 2014 учебный год

 

 

 

№ п/п

Ф.И.О.

Учреждение

  1.  

Алекперова Ирина Игоревна

ГБОУ ДД(Ю)Т Московский

  1.  

Алексеева Ольга Сергеевна

ГБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ Фрунзенского района

  1.  

Белавин Дмитрий Вячеславович

ГБОУ гимназия №171 Центральный

  1.  

Войтенко Людмила Николаевна

ГБОУ СОШ № 109 Приморский

  1.  

Воронина Любовь Александровна

ГБОУ СОШ №210 Центральный

  1.  

Гамрекели Ревази Габриелович

ГБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ «Охта» Красногвардейский

  1.  

Головлев Алексей Георгиевич

ГБОУ СОШ № 109 Приморский

  1.  

Елизарова Елена Владимировна

ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»

  1.  

Еремеева Елена Юльевна

ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ» ЭБЦ

  1.  

Клименкова Ольга Петровна

ГБОУ СОШ № 409 Пушкинский

  1.  

Крамер Екатерина Алексеевна

ГБОУ ДОД ЦТТиИТ Пушкинский

  1.  

Левичева Ольга Сергеевна

ГБОУ ДОД ЦТТиИТ Пушкинский

  1.  

Ломакина Наталья Станиславовна

ГБОУ  Лицей № 179 Калиниский

  1.  

Марченко Светлана Павловна

ЦЗОЖ

  1.  

Наумова Светлана Анатольевна

ГБОУ гимназия №426 Петродворцовый

  1.  

Никифорова Ирина Владимировна

ГБОУ ДОД ДЮЦ «Петергоф» Петродворцовый

  1.  

Орлов Владимир Сергеевич

ГБОУ ДОД ДДТ «На 9-ой линии» Василеостровский

  1.  

Размашкин Виктор Николаевич

ГБОУ ЦО «СПб ГДТЮ»  Аничков лицей

  1.  

Рохина Юлия Витальевна

ФГКОУ «СПб КК МО РФ» Петродворцовый

  1.  

Рылеева Валерия Павловна

ГБОУ гимназия  №148 им. Сервантеса Калининский

  1.  

Трапер Александр Ефимович

ГБОУ ДОД ДЮЦ «Васильевский остов» Василеостровский

  1.  

Утина Александра Владимировна

ГБОУ СОШ №549 Красносельский

  1.  

Шибаев Игорь Александрович

ГБОУ ДОД ЦД(Ю)ТТ Московский

 

 

 

Приложение 2

 

 

Темы курсовых работ слушателей

курсов повышения квалификации

«Технология развития творческого мышления» на базе ТРИЗ

2013 – 2014 учебный год

 

 

№ п/п

Ф.И.О.

Темы курсовых работ

  1.  

Алекперова Ирина Игоревна

Системный подход к развитию актерских способностей детей младшего школьного возраста

  1.  

Алексеева Ольга Сергеевна

Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ. Методическая разработка для педагогов

  1.  

Белавин Дмитрий Вячеславович

Личностно – ориентированный подход к формированию умений школьников при обучении технике игры «Настольный теннис»

  1.  

Войтенко Людмила Николаевна

Преподавание аэробики с использованием элементов ТРИЗ

  1.  

Воронина Любовь Александровна

Технология ТРИЗ в системе управления. Создание социального проекта с использованием методов ТРИЗ

  1.  

Гамрекели Ревази Габриелович

Использование элементов ТРИЗ при реализации программы «Художественная обработка древесины»

  1.  

Головлев Алексей Георгиевич

Оптимизация процесса использования таблицы приемов разрешения технических противоречий для решения изобретательских задач.

  1.  

Елизарова Елена Владимировна

Использование элементов ТРИЗ при планировании и подготовке занятий по курсу «Компьютерная графика»

  1.  

Еремеева Елена Юльевна

Разработка блока программы «Технология проектной деятельности с основами ТРИЗ»

  1.  

Клименкова Ольга Петровна

Образовательная программа «Компьютерная азбука» как пропедевтика преподавания ТРИЗ

  1.  

Крамер Екатерина Алексеевна

Развитие творческого мышления старших школьников в рамках курса «Основы журналистики»

  1.  

Левичева Ольга Сергеевна

Развитие творческого воображения старших школьников в рамках обучения по программе «Основы композиции»

  1.  

Ломакина Наталья Станиславовна

Использование элементов ТРИЗ в подготовке к участию в КВН

  1.  

Наумова Светлана Анатольевна

Использование элементов системного мышления на занятиях творческого объединения «Игрушечных дел мастера»

  1.  

Никифорова Ирина Владимировна

Развитие творческого мышления юных туристов-краеведов и экскурсоводов

  1.  

Орлов Владимир Сергеевич

Разработка программы преподавания ТРИЗ

  1.  

Размашкин Виктор Николаевич

Использование элементов ТРИЗ в решении олимпиадных задач по математике

  1.  

Рохина Юлия Витальевна

Использование элементов ТРИЗ на уроках биологии

  1.  

Рылеева Валерия Павловна

Использование элементов ТРИЗ для эффективности обучения по курсу «Искусство звучащего слова»

  1.  

Трапер Александр Ефимович

Системный подход к организации работы летнего палаточного лагеря

  1.  

Утина Александра Владимировна

Применение элементов ТРИЗ для развития творческого мышления на занятиях по программе «Увлекательное творчество»

  1.  

Шибаев Игорь Александрович

Разработка дополнительной общеобразовательной программы по трассовому автомоделизму с элементами ТРИЗ

 

 

Приложение 3

 

 

Результаты анкетирования

 

Курсы повышения квалификации «Технология развития творческого мышления» на базе ТРИЗ

октябрь 2012 – март 2013

 

АНКЕТА

 

В анкетировании приняло участие 20 слушателей

Дата анкетирования – 14 марта 2013 года

Результаты анкетирования  приведены ниже.

 

1. Что привело Вас на курсы

  • склонность к самообразованию                            55%
  • необходимость решения проблем                         6  %
  • повышение профессионального мастерства        70%
  • направление администрации                                 15%

 

2. Уровень качества преподавания

  • высокий                                                                    61%
  • достаточно высокий                                               9%
  • средний                                                                    2%
  • низкий

 

3. Эмоциональное восприятие курсов

Цвет предмета ТРИЗ для Вас:

Для 31% участников цвет ТРИЗ – зелёный.

Для 44% участников ТРИЗ окрашен в теплые тона (оранжевый, жёлтый, красный, радужный).

Для 25% участников ТРИЗ окрашен в холодные тона (голубой, сиреневый, черный).

 

4. Оцените по 10-бальной шкале уровень преподавателей, читавших отдельные темы

Слушатели отметили высокий уровень квалификации преподавателей. Оценки качества преподавания на курсах колеблются от 8,3 до 9,6 баллов.

Лучшими преподавателями слушатели считают: Таратенко Т.А., Рубину Н.В., Азизову И.Ю.

 

 

Результаты анкетирования

 

Курсы повышения квалификации «Технология развития творческого мышления на базе ТРИЗ»

октябрь 2013 – март 2014

 

АНКЕТА АППО В

 

В анкетировании приняло участие 20 слушателей

Дата анкетирования – 14 марта 2013 года

Результаты анкетирования  приведены ниже.

 

1. Что побудило Вас пройти обучение на КПК?

1.7. Педагогические проблемы, для решения которых нужны новые знания 25%

1.8. Аттестация на квалификационную категорию                                            40%

1.9. Потребность в повышении профессиональной компетенции                   35%

1.11. Потребность в самосовершенствовании, познании нового                      50%

            Остальные 7 пунктов набрали по10-20%

 

            2. Из каких источников Вы получили информацию о курсах?

2.2. Интернет и Органы управления образованием (2.8) по                              10%

2.3. Методический центр                                                                                      15%

2.4. ГБОУ ЦО «СПбГДТЮ»                                                                                  30%

2.5. Предшествующий опыт                                                                                  15%

2.7. Администрация ОУ                                                                                         55%

 

            3. Насколько Вы удовлетворены обучением на данных курсах?

3.1. Вполне                                                                                                              55%

3.2. Скорее, удовлетворён                                                                                     35%

3.5. затрудняюсь ответить                                                                                       5%

 

            4. Как Вы оценили новизну курса?

4.1. Существенная                                                                                                  80%

4.2. Средняя                                                                                                             20%

 

            5. Насколько соответствует объем программы целям вашей подготовки?

5.1.Лекции                завышен-15%                        оптимален-75%        занижен-15%

5.2. Практика            завышен-5%              оптимален-50%        занижен-45%

 

            6. Какова интенсивность учебного процесса?

6.2. Нормальная                                                                                                      75%

6.5. Недостаточная                                                                                                   5%

 

7. В какой степени курсовая подготовка способствовала развития Ваших проф. качеств?

7.1.  Существенное-45%      Среднее-50%           Отсутствует-10%    Затрудняюсь ответить

7.2  Существенное -60%      Среднее-35%           Отсутствует-5%      Затрудняюсь ответить

7.3. Существенное -30%      Среднее-25%           Отсутствует-25%    Затрудняюсь ответить-10%

7.4. Существенное -40%      Среднее-35%           Отсутствует-10%    Затрудняюсь ответить

7.5. Существенное -70%      Среднее                    Отсутствует-20%    Затрудняюсь ответить

7.6. Существенное -25%      Среднее-25%           Отсутствует             Затрудняюсь ответить

7.7. Существенное -55%      Среднее-15%           Отсутствует             Затрудняюсь ответить-5%

Наибольшее позитивное существенное влияние обучения сказалось на таких качества слушателей, как: «Мотивация к дальнейшему проф. росту»-70% (7.5.), «Креативность, инновационность» -60% (7.2), «Способность к самоанализу, рефлексивность»-45% (7.1.).

Эти же качества достаточное количество слушателей оценили как среднее: (7.1.)-50%, (7.2.) и (7.3.) «Навыки эффективного самообразования» получили по 35%.

Не ощутили влияние обучения 25% слушателей на навыки оценки своей проф. деятельности. 20% не получили импульс к профессиональному росту.

 

            8. Оцените изменение Вашей компетентности?

Компетентность существенно увеличилась у 20-45% слушателей. Увеличилась незначительно

у 15-35%, не повысилась у 5-20% (20%-в области информационных технологий. По 15% не повысилась компетентность в предметной области и психологии.

 

            9. Как повлияли курсы на Вашу квалификацию в целом?

9.1. Существенно повысилась                                                                                           70%

9.2. Повысилась незначительно                                                                                        25%

9.3. Осталась прежней                                                                                                         5%

 

            10. Сможете ли Вы использовать полученные знания в практической работе?

10.1.Думаю, что смогу-90%

10.2. Затрудняюсь ответить-10%

 

            11. Посоветуете ли вы коллегам пройти эти курсы?

11.1 Да-65%

11.2 Трудно сказать-15%

 

Примечание.

Вопросы 12-15 не рассматривались.

 

            16. Ваш педагогический стаж?

Менее 3 лет               3-5                              6-10                11-15лет         Более 30 лет

25%                            10%                            20%                20%                25%

 

            17. Ваш возраст?

Менее 30 лет             30-40              41-50              51-60              Более 60 лет

15%                            10%                50%                15%                10%

 

            18. Ваша квалификационная категория

Высшая                      Первая                       Вторая                       Не имею

45%                            15%                            -                                  35%

 

 

 

 

Кураторы курсов:

                                                           Давыдова В.Ю.

                                                           Таратенко Т.А.