Рубин М.С., Рубина Н.В. Филогенез изобретательского мышления.

 

Филогенез изобретательского мышления.
©Рубин М.С., Рубина Н.В.
2013 г.
 
 
Цель статьи: показать филогенез формирования и развития изобретательского мышления, его особенности и отличия от близких к нему понятий (мышление, творчество, креативность и др.), связь формирования изобретательского мышления с инструментами ТРИЗ.
 
 
1. Модель изобретательского мышления.
Изобретательское мышление мы будем описывать в виде трех взаимодействующих между собой составляющих: анализ существующей системы, синтез новой системы и оценка предлагаемого решения. Ключевым для изобретательского мышления является выявление и разрешение противоречия требований.
 
2. Филогенез развития изобретательского мышления.
Можно выделить четыре стадии формирования и развития изобретательского мышления в процессе эволюции:
- животный мир, в котором адаптационные и поведенческие механизмы строятся на основе рефлексов и инстинктов;
- первобытные люди, у которых имеется мышление, основанное на второй сигнальной системе, но еще только формируются зачатки культуры и цивилизации;
- формирование культурных цивилизаций и изобретательского мышления как ее составляющей;
- развитие изобретательского мышления, повышение уровня качеств изобретательского мышления.
Развитие изобретательского мышления непосредственно связано с формированием плодотворного типа личности в соответствии с классификацией Э.Фромма.
В процессе развития для формирования изобретательского мышления потребовалось:
- формирование у людей модельного, абстрактного мышления (вторая сигнальная система);
- умение удерживать в едином образе разные, противоречащие в чем-то друг другу, модели;
- умение изменять модели представлений таким образом, чтобы эти противоречия разрешались.
Возникновение противоречащих друг другу моделей приводит к психологическому напряжению. При его разрешении напряженность исчезает и человек получает удовлетворение от решенной задачи.
 
 
Филогенез изобретательского мышления
Этап Свойство Форма проявления Примеры
1 этап Раздражимость Тропизмы, кинезы Простейшие
2 этап Чувствительность Сенсорная реакция таксисы Кишечно-полостные, моллюски
3 этап Безусловные рефлексы Инстинктивное поведение Сенсорные способности Круглые черви, низшие насекомые
4 этап Условные рефлексы Обучаемость, Манипулирование Кольчатые черви, общественные насекомые
5 этап Высшая нервная деятельность Восприятие, первая сигнальная система, память Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
6 этап Рассудочная деятельность Общение, социальное поведение Птицы, млекопитающие
7 этап Наглядно-действенное мышление Ассимиляция и аккомодация Высшие приматы,
8 этап Образное мышление Целостность восприятия, воображение, вторая сигнальная система Питекантропы, неандертальцы
9 этап Индуктивное мышление Построение аналогий, моделирование, игра Первобытные племена
10 этап Дедуктивное мышление Выявление закономерностей Ранние общества земледельцев
11 этап Абстрактно-логическое, конвергентное мышление Абстрагирование, построение схем процессов Шумеры, Вавилоняне,
12 этап Дивергентное мышление Творчество, диалектичность мышления Древний Египет
13 этап Изобретательское мышление Системность, модельность, критичность прогностичность, мышления Древний Китай, Античность. Новое время
 
 
  
 
 
3. Социальная природа изобретательского мышления.
Изобретательское мышление, как и мышление в целом, имеет социальную природу. Оно формируется и развивается, как, в частности, и вторая сигнальная система человека, исключительно как часть общества, как инструмент взаимодействия людей друг с другом. Таким образом, изобретательское мышление формируется под воздействием тех социальных полей взаимодействия (культурной среды), которые имеются в данном месте и в данный момент. И наоборот: изобретательское мышление личности влияет на культуру в целом. Таким образом, изобретательское мышление является формой взаимодействия людей друг с другом и окружающей средой.
 
4. Оценки в изобретательском мышлении и их свойства.
Особенностью мышления человека является его способность к оценке любого материального или нематериального объекта. Условно (без учета уровня) можно считать, что оценка может быть трех типов: положительная, нейтральная или отрицательная. Оценки формируются под влиянием социальной среды. Оценки выстраиваются на основе причинно-следственных цепочек или на основе индукции (перенос оценки одного субъекта на оценку другого субъекта). Оценки имеют составляющие элементы, имеют свойство интегрироваться, свойство инерции, могут приводить к возникновению противоречий и конфликтов. В статье будут сформулированы рекомендации к формированию оценок при развитии изобретательского мышления.
 
5. Изобретательское мышление и творчество.
В литературе встречается много понятий, близких к понятию изобретательское мышление: творчество, креативность, талант, гениальность. Будет предпринята попытка показать, что общего и чем отличаются эти понятия.
 
6. Изобретательское мышление и инструменты ТРИЗ.
Будет показано, насколько полно применение инструментов ТРИЗ формируют изобретательское мышление, и какие направления эволюции этого процесса возможны. 
 
 
Литература.
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии, Санкт-Петербург, «Речь», 2001 г.
Рубин М.С.  Семинар "ТРИЗ и бизнес" в страховой компании, Петрозаводск, 1994. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203720
Рубин М.С., Рубина Н.В., Введение в ТРИЗ-РТВ, Петрозаводск, 1997 г. http://www.temm.ru/redirect.php?id=204565
Рубин М.С.  Принципы модельного мышления в ТРИЗ. Петрозаводск, 2002. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203707
Рубин М.С.  Принцип захвата и многообразия в развитии систем. Санкт-Петербург, 2006. http://www.temm.ru/redirect.php?id=203533
Рубина Н.В. Система качеств изобретательского мышления, Санкт-Петербург, 2009 http://www.temm.ru/redirect.php?id=204554
Рубин М.С.  Филогенез социокультурных систем. Секреты развития цивилизаций. Санкт-Петербург, 2010. http://www.temm.ru/redirect.php?id=204572