Бубенцов В.Ю. Подходы к анализу исходной ситуации

Подходы к анализу исходной ситуации – забавная вещь. Об этом много говорят, но после первой части АРИЗ-71 не было ни одной «официальной» версии того, как анализировать некую проблемную ситуацию, как обрабатывать ее, чтобы сделать пригодной к применению инструментов ТРИЗ, будь то АРИЗ-85В или любой другой инструмент. Из «частных» версий того, как надо анализировать исходную проблему, можно упомянуть «Методические рекомендации по составлению первичного описания проблемной технической ситуации на производстве» Подкатилина А.В., Калошина Н.Г. , Иванова Г.И. (1994 г) и более поздние алгоритмы Иванова Г.И. (АВИЗ-2000 и АВИЗ-2005); Эвристический алгоритм  выявления и разрешения противоречий (МОИТТ, 1981 г.); Методические указания по сбору материалов для курсового проекта (составитель Ревенков А.В). Но эти инструменты, как ни странно, не получили ни более-менее широкого распространения, ни даже достойного обсуждения среди тризовской общественности. Ходили слухи, что ряд фирм, использующих ТРИЗ в своей деятельности, имеют свои наработки в области анализа исходной ситуации, но если таковые и есть, то, будучи неопубликованными и хранимыми как служебная тайна, наработки эти фактически не существуют для широкого круга пользователей. В то же время данная тематика достаточно глубоко представлена в других школах изобретательского творчества, например, в работе В.М. Одрина «Метод морфологического анализа технических систем» 1989 года.

В конечном счете каждый решатель, независимо от того, использует ли он ТРИЗ, иную методику или вообще обходится без таковых, принужден создавать какие-то свои подходы, чаще всего начиная с чистого листа.

В своё время, знакомясь с ТРИЗ, я столкнулся с этой проблемой, удивился изложенным выше обстоятельствам, но, располагая достаточным временем и некоторыми ресурсами, не стал изобретать велосипед, а начал работу с анализа упомянутых выше методик, выявления необходимости и достаточности тех или иных обобщенных действий – кирпичиков, из которых эти методики состояли. Затем были попытки на основе того, что удалось понять, создать свой подход.

Конечно, анализ исходной ситуации в конечном счете определяется индивидуальностью того, кто этот анализ производит. Здесь играет роль все: возраст, жизненный опыт, эрудиция, привычки, воспоминания детства и т.д. Поэтому пытаться создать единый, универсальный подход к пониманию исходного, сырого и запутанного материала, кокковым является любая жизненная ситуация, было бы достаточно нелепо. Но рабочий инструмент нужен, а жизнь сама внесет в него коррективы.

Таким образом, был сделан так называемый «БАИС» - «Блок анализа исходной ситуации». В настоящее время используется 15-я модификация этого алгоритма, так как выше я уже упоминал, что жизнь вносит уточнения в любой подход. Своеобразие же названия обусловлено тем, что этот алгоритм состоит из модулей, меняющихся в зависимости от задачи и решателя, и входит, как  строительный блок, в здание процесса решения задачи. Таким образом, далее у нас пойдет речь об алгоритме «БАИС – 15.02.2007» (15-я версия, правка февраля 2007 года).

Немного о том, на каких задачах обкатывался этот алгоритм.

В первую очередь это были задачи технические, изобретательские, весьма широкого спектра. Затем – задачи педагогические, касающиеся как работы со взрослыми, так и с детьми. Далее это были задачи производственные, связанные в первую очередь с технологией и оборудованием химических предприятий. Были также задачи, связанные с восточными единоборствами и обеспечением безопасности. И, наконец, были задачи, связанные с подготовкой, контролем исполнения контрактов, и управлением предприятием, то есть задачи управленческие, административные.

Некоторая информация по данной тематике, и по представляемому алгоритму публиковалась в Интернете. Так, в 2002 году на сайте http://trizinfo.by.ru была опубликована статья «Разбор учебной задачи», в которой использовались элементы данного подхода. В 2004 году на сайте http://www.metodolog.ru была помещена работа «Сунь Цзы. Трактат о военном искусстве – трактат об искусстве изобретательском», где также были отражены некоторые вопросы анализа исходной ситуации.

Алгоритм представляет собой последовательность определенных шагов, сгруппированных в модули. Назначение каждого шага – менять восприятие ситуации и выявлять ее ключевые моменты. Таким образом, мы имеем волнообразное чередование логических и психологических операторов, которые позволяют задействовать во время работы оба полушария мозга, подключить по возможности большее количество систем восприятия человека.

В представленном описании расшифрованы не все позиции, поскольку объяснение ряда операторов заняло бы довольно много места. Но по крайней мере ссылки на некоторые из них присутствуют.

            Следует также сказать, что предлагаемый алгоритм не предназначен только для выхода на использование инструментов ТРИЗ. Дело в том, что есть достаточно много задач, для решения которых можно использовать другие методы, и в ряде случаев это более рационально. БАИС предназначен для расшифровки исходной ситуации, для понимания по возможности проблемы как она есть. И в зависимости от этого уже далее идет выбор дальнейших инструментов решения.

            Поскольку в контексте данного собрания наибольший интерес представляет ТРИЗ, то далее речь пойдет о блоке анализа исходной ситуации с выходом на ТРИЗ-инструменты. В этом случае БАИС будет состоять из 5 модулей:

  1. Первичное описание
  2. Углубленный анализ условий
  3. Проверка цели
  4. Формулирование требований
  5. Выбор проблемы по нежелательному эффекту

Анализ может состоять из всех 5 блоков, либо из блоков 1-2. Выбор конкретного маршрута анализа зависит от вкусов и опыта пользователя. Здесь нет обязательного предписания проходить все шаги.

Ниже представлены описания каждого из блоков. Следует иметь в виду, описание многих шагов существенно сокращено.

 

 

Блок первичного описания

№ шага

Содержание шага

Комментарии

1

Опишите  с помощью задачедателя проблемную ситуацию, определите в общих чертах цель решения задачи.

При этом  необходимо также определенным образом настроиться на способ получения информации – это устный рассказ, или письменный, или графика, понять, что хочет донести до Вас задачедатель, и что в принципе может быть донесено до собеседника выбранным  им методом представления информации.

 

Перед шагом  идет настройка мозга на аналитическую работу по технологии Куринского. Также можно использовать технологию «Ключ» Хасая Алиева или иной родственный способ. После выполнения шага использовать «Ключ» и «правую» настройку.

В ходе работы с задачедателем уместно также  использовать так называемый оператор 3 позиций.

2

Постарайтесь визуально представить ситуацию по рассказу (описанию, техзаданию) постановщика задачи. Поставьте вопросы к наиболее очевидным и типовым элементам возникшей картины – таковы ли они на самом деле, есть ли однозначное соответствие между ситуацией и возникшим образом.

Поставьте уточняющие вопросы к ряду общих слов, опущений, глаголов в неопределенной форме и т.д. в изложении ситуации.

Использование операторов Эйнштейна и Фрейда.

При выслушивании задачи необходимо настроиться на восприятие того, что вам хотят сообщить, а не того, что вы хотите услышать, то есть по возможности убрать фильтры восприятия. Здесь можно также при подготовке к работе использовать упражнения с падающим листком бумаги и отбиванием шарика (см. цикл статей «ТРИЗ-боевая машина»).

После окончания шага – «левая» настройка

3

Пытались ли решать проблему какими-либо средствами, и если да, то какими, каковы результаты и что в них Вас не устраивает.

Обозначение «хоженых троп»

4

Освободиться от терминов (алгоритм операции не приводится).

«Ключ» + «правая» настройка

5

Еще раз описать ситуацию и цели с учетом замены терминов на другие понятия.

 

 

 

Блок углубленного анализа условий

№ шага

Содержание шага

Комментарии

1

Проанализируйте проблемную ситуацию по оператору вопросов для более глубокого уяснения проблемы

 Оператор вопросов (пространственно-временная модель задачи) :

Отвечаем на вопросы, при необходимости рисуя причинно-следственные цепочки или цепочки взаимодействий :

КТО, ЧТО - вопрос к действующему лицу или предмету обсуждения (Перечислить все объекты и явления из задачи. Что за явления и процессы описаны? Что они из себя представляют?)

ГДЕ - вопрос к месту расположения предмета, проведения действия  или протекания явления (Где происходит описанный процесс? Где используется установка? Где находятся основные узлы системы?)

КОГДА - вопрос ко времени состояния предмета, проведения действия или протекания явления ( Когда осуществляются действия между объектами.системой и надсистемой ? )

КАК- вопрос к качеству состояния предмета, к образу действия или явления (Как выглядят объекты? Как осуществляется взаимодействие ? Как протекает рабочий цикл? )

КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ?-вопрос к действию или явлению.

СКОЛЬКО (В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ) - вопрос к числу предметов, количеству взаимодействия, количественным характеристикам процесса,

КУДА? ОТКУДА? -вопросы о направлении движения или воздействия,

КОМУ,ЧЕМУ? КОГО,ЧТО? - вопрос об адресате действия, объекте действия.

ЗАЧЕМ? КАКОВА ЦЕЛЬ? ПОЧЕМУ так ( или просто «почему?»)?Что является причиной? Какие действия осуществляются для этого? Какие есть начальные требования или ограничения этой цели, этих действий?» - причинно-следственные связи объектов, явлений и взаимодействий.

Перед шагом  идет настройка мозга на аналитическую работу

2

Иерархия системы.

1) Какую систему мы рассматриваем ?

  Какие подсистемы ее составляют? В какие надсистемы она входит?

2) Перечислить:

  • ГПФ (Главной Полезной Функции) данной системы, требования для обеспечения ею ее ГПФ, а также основные, вспомогательные функции системы
  • системы, с которыми взаимодействует данная система, их ГПФ.

 

3

Анализ потоков

Определить все потоки вещества и энергии, проходящие через систему, с указанием:

  • Состава;
  • вида энергии;
  • типа потока (основной, вспомогательный, управляющий);
  • его режима (постоянный, временный, пульсационный).

 

Рассмотреть эти потоки по отдельности, выяснить:

  • на какие воздействия они реагируют;
  • определить степень их управляемости;
  • степень их взаимодействия;
  • степень воздействия на систему;

Уточнить уровень управляемости основных и вспомогательных потоков управляющими потоками.

 

4

Масштабы

·        Каковы масштабы воздействий, времени?

·        Какой процесс лимитирует все?

·        Какой процесс, параметр является определяющим, важным?

Вернуться к пункту «Цель постановки задачи» и уточнить формулировки.

 

5

Сделать рисунок или схему, описать функционирование системы. Желательно построить алгоритм, блок - схему задачи. Для построения блок-схем наиболее рационально использовать алгоритмический язык Дракон.

Перед шагом «правая» настройка мозга + «Ключ».

6

Каковы ограничения в условиях задачи? Есть ли:

  • Запреты на изменения характеристик объектов?
  • Запреты на изменения характеристик взаимодействий?
  • Технические ограничения (по массе, габаритам, материалам)?
  • Экономические ограничения (затраты)?
  • Ограничения по времени?

 

Настройка на аналитику + «Ключ».

 

 

 

Блок проверки цели

№ шага

Содержание шага

Комментарии

1

Проверить, не изменилась ли формулировка цели. Построить структуру целей более высокого уровня, которым подчинена  выбранная цель.

«Левая» настройка

2

Построить структуру подцелей, которые подчинены  выбранной цели.

 

3

Проверить формулировку цели на наличие ошибок согласно перечню (не приводится).

 

 

 

Блок формулирования требований

№ шага

Содержание шага

Комментарии

1

Предварительное формулирование требований к искомому решению, в соответствии с выбранной целью.

Настройка по необходимости.

2

Уточнение требований по аналогам, запросам потребителей и т.д.

3

Построить матрицу «основные свойства аналогов – требования к искомому решению».

4

Анализ требований с помощью метода отрицания и конструирования.

5

С помощью матрицы взаимодействий « Требования к искомому решению - требования к искомому решению» установить наличие и характер зависимости между каждой парой требований.

6

Ужесточаем требования до максимума, получая идеализированных требований.

7

Из идеализированного набора требований составляем рабочий набор требований путем ослабления требований в идеализированном наборе.

8

Имея формулировку проблемы и набор требований к возможному решению, выбрать метод решения (алгоритмический, морфологический, иной…)

 

 

Блок выбора проблемы по нежелательному эффекту

№ шага

Содержание шага

Комментарии

1

Составить список нежелательных эффектов в действии выбранной системы.

Выявить причинно-следственные связи между найденными нежелательными эффектами

«Левая» настройка

2

Произвести выбор одной проблемы по схеме структуры НЭ (по основным НЭ - первопричинам, если это возможно), по вкладу подсистем в ГПФ, или по иному признаку.

 

3

Дать альтернативные формулировки выбранной проблемы согласно заранее введенной квоте.

«Правая» настройка, «Ключ».

4

Переформулировать проблему по принципу «от противного».

 

 

После использования 5-го блока (или даже раньше, что зависит от опыта решателя и сложности задачи) можно приступать к использованию инструментов ТРИЗ, например, к шагу 1.1. АРИЗ-85В.

Кстати, как уже, наверное, многие заметили при знакомстве с описанием шагов алгоритма, большинство операторов было не придумано, а взято из иных методик и слегка модифицировано. Например, пространственно – временной оператор был позаимствован из методики анализа текстов при обучению скорочтению. Блок формулирования требований состоит из шагов, весьма близких к соответствующему фрагменту морфологического анализа по Одрину В.М. Оператор «настройки» взять в системе автодидактики Куринского. Методика «Ключ» - у Алиева Х.М. В первичном анализе используются наработки Роберта Дилтса. И так далее.

            На самом деле, как мне кажется, нельзя замыкаться в круге только тризовских авторов и методик. Подобная самоизоляция всегда идет только во вред. И если кто-то в другой области сталкивался с похожими ситуациями и наработал свой инструментарий, то это надо активно заимствовать и использовать.

            Большую роль при анализе исходной ситуации играет фиксация динамики процесса решения в реальном времени. Речь идет о специальной форме записи, которая используется при решении задачи параллельно с основной работой. С помощью специальных обозначений происходит фиксация времени работы над тем или иным этапом задачи, работа над тем или иным образом, фиксация интенсивности и количества приходящих идей – образов, возникающих помех (как внутренних, так и обусловленных внешними факторами), используемых приемов и многого другого. Это позволяет осуществлять процесс решения более интроспективно, контролируя процесс мышления как бы со стороны. Эта техника получила название «Игра в бисер». Надо заметить, что  анализ текста решения задачи в сочетании с анализом этого протокола, по виду напоминающего нотную запись, позволяет получить ценную информацию о ходе работы над  решением проблемы.

           

Некоторые итоги:

1. Был проделано довольно глубокое изучение разных методик анализа исходной ситуации, выявлены основные этапы и особенности каждого из подходов.

2. На основе проведенного анализа был составлен прототип алгоритма анализа исходной ситуации.

3. С учетом особенностей человеческого мышления и работы психики были подобраны некоторые психотехнические методики, достаточно легкие и относительно безопасные в изучении, которые должны были способствовать усилению эффективности работы над анализом исходной ситуации.

4. Полученный алгоритм был опробован на большом количестве практических задач технического, педагогического, спортивно-прикладного, бытового и административного характера.

5. В ходе апробации в течение ряда лет был внесен ряд неизбежных корректив.

6. В ходе работы над алгоритмом был разработан дополнительный инструментарий, позволяющий повысить качество использования других инструментов ТРИЗ.

6. Полученный алгоритм, несмотря на продолжающуюся работу по его совершенствованию, представляет собой вполне работоспособный инструмент, и может быть рекомендован для обучения лиц, знакомящихся с методологией решения проблемных ситуаций, а также может использоваться при  обучении студентов старших курсов и персонала фирм, занимающихся производственной и консультационной деятельностью.

 

Список литературы:

1.      Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М.: ИНТЕГ, 1998. – 312 с.

2.      Аллен Р.Э., Аллен С.Д. .Вини-Пух решает проблемы.СПб.: Амфора.2005. 246 с.

3.      Бадмаев Б.Ц..Психология и методика ускоренного обучения.М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС.1998. 272 с.

4.      Бузан Т. Скоростная память. - М.: Эйдос.1995.  - 144 с.

5.      Бьюзен Т. Максимально используйте свой разум. - Мн.: ООО«Попурри». 2000. – 192 с.

6.      Бубенцов В.Ю. Разбор учебной задачи. 2002. - http://trizinfo.by.ru

7.      Бубенцов В.Ю. Сунь Цзы. Трактат о военном искусстве – трактат об искусстве изобретательском . 2004. - http://www.metodolog.ru

8.      Бубенцов В.Ю. Блок алгоритма предварительного анализа. – М., 1998. – 5с. – Рукопись депонирована в ЧОУНБ 20.10.01. № 2719

9.      Бубенцов В.Ю. Блок анализа изобретательской ситуации (версия 14). – М., 1999. – 3с. – Рукопись депонирована в ЧОУНБ 20.10.01. № 2721

10.  В.Ю.Бубенцов Как усилить эффективность ТРИЗ (ТРИЗ-Боевая машина - 1) (http://trizinfo.by.ru/articles.htm)

11.  В.Ю.Бубенцов ТРИЗ-Боевая машина-2 (http://trizinfo.by.ru/articles.htm)

12.  В.Ю.Бубенцов ТРИЗ-Боевая машина-3 (http://trizinfo.by.ru/articles.htm)

13.  В.Ю.Бубенцов ТРИЗ-Боевая машина-4 (http://trizinfo.by.ru/articles.htm)

14.  В.Ю.Бубенцов ТРИЗ-Боевая машина-5 (http://trizinfo.by.ru/articles.htm)

15.  В.Ю.Бубенцов ТРИЗ-Боевая машина-6 (http://trizinfo.by.ru/articles.htm)

16.  В.Ю.Бубенцов ТРИЗ-Боевая машина-7 (http://trizinfo.by.ru/articles.htm)

17.   

18.  Буш Г.Я. Стратегии Эврилогии. - Рига.1986. - 64 с.

19.  Буш Г. Основы эвристики для изобретателей. - Рига.1977.ч.1-2

20.  Буш Г.Я. Проблемные задачи и регулятивы поиска их решения. - М.:1989. – 90 с.

21.  Вайз А. Вдохновение по заказу. - Мн.: ООО«Попурри».1998.304 с.

22.  Венгер В., Поу Р. Неужели я гений?. - СПб.: Питер Пресс.1997. - 320 с.

23.  Волкова В.Н. Искусство формализации: От математики - к теории систем и от теории систем - к математике. - СПб.: Изд-во СПБГТУ.2000. – 199 с.

24.  Голдовский Б.И., Вайнерман М.И..Комплексный метод поиска решений технических проблем. - М.: Речной транспортник.1990. – 112 с.

25.  Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. «Лабиринт», М., 1998. – 256с.

26.  Гросс Р..Путь Сократа. - Мн.: Попурри.2004. – 320 с.

27.  Де Боно Э..Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления. - Мн.: Попурри.2005. – 288 с.

28.  Де Боно Э. Серьезное творческое мышление. - Мн.: Попурри.2005. - 416 с.

29.  Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. - М.: Мир.1976. - 374 с.

30.  Дилтс Р. Стратегии гениев. - М. Независимая фирма «Класс».1998. – т.1-3

31.  Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение языка с помощью НЛП. - СПб.: Питер.2000. - 320 с.

32.  Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. - СПб: Питер.2000. - 288 с.

33.  Дитрих Я. Проектирование и конструирование. - М.: Мир.1981. - 456 с.

34.  Жилин Д.М. Теория систем: опыт построения курса. - М.: Едиториал УРСС.2004. - 184 с.

35.  Зиганов М. Материалы всесоюзной школы рационального чтения. - М..1990. - 100 с.

36.  Зиганов М., Козаренко В., Семин А. Техника запоминания иностранных слов. - М.: Образование.2002. - 144 с.

37.  Зиганов М.А. Как на 100% запоминать тексты. - М.: Образование.2000. - 352 с.

38.  Злотин Б.Л., Зусман А.В. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-СМВА-91. - Кишинев.1991. - Ч.1-4

39.  Йейтс Ф. Искусство памяти. - СПб.:1997. - 480 с.

40.  Калошина И.П. Психология творческой деятельности. - .: ЮНИТИ-ДАНА.2003. - 431 с.

41.  Карпунин и др. Практика проведения функционально-стоимостного анализа в электротехнической промышленности. - М.: Энергоатомиздат.1987. - 288 с.

42.  Кац Г.Б., Ковалев А.П. Технико-экономический анализ и оптимизация конструкций машин. - М.: Машиностроение.1981. - 214 с.

43.  Кац Л.К., Рубин М. - Не дай своим мозгам засохнуть. - Мн.: ООО «Попурри».2003. - 192 с.

44.  Кашапов М.М..Психология творческого мышления профессионала.М.: ПЕР СЭ.2006. - 688 с.

45.  Кудрявцев А.В. Система логических средств поиска новых технических решений при проведении ФСА. Конспект лекций.Люберцы .1986. - 50 с.

46.  Кудрявцев А.В..Исследование проблемной ситуации в процессе создания отраслевой техники.Люберцы.1989. - 71 с.

47.  Куринский В.А. Автодидактика: Часть первая.М.: Культурный учебно-издательский центр «Автодидакт».1994. - 394 с.

48.  Кэмпбелл Д.Дж. Эффект Моцарта.Мн.: ООО «Попурри».1999. - 320 с.

49.  Лабковский Б.А..Наука изобретать.СПб.:Нордмет-Издат.1999.372 с.

50.  Мухачев В.М. Как рождаются изобретения.М.: Московский рабочий.1968. - 240 с.

51.  Надлер Дж., Хибино Ш. Мышление прорыва.Мн.: ООО«Попурри».1999. - 496 с.

52.  Надлер Дж., Хибино Ш., Фаррелл Дж. Мышление полного спектра.Мн.: ООО«Попурри».2001. - 464 с.

53.  Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

54.  Одрин В.М. Морфологический синтез систем: постановка задачи, классификация методов, морфологические методы «конструирования».Киев.1986. - 37 с.

55.  Одрин В.М. Морфологический синтез систем: морфологические методы поиска.Киев.1986. - 40 с.

56.  Ополченов И.И. Функционально-стоимостной анализ при проектировании оборудования (методическая разработка.М..1987. - 12 с.

57.  Панасенков В.П., Ревенков А.В. Инженерные методы поиска техинческих решений при создании ЛА.М.: МАИ.1994. - 52 с.

58.  Паронджанов В.Д.Как улучшить работу ума..М.: Радио и связь.1998. - 352 с.

59.  Плаус Скотт. Психология оценки и принятия решений.М.: Информационно-издательский дом «Филин».1998. - 368

60.  Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы.М.: Форум.1997. - 376 с.

61.  Пойя Д. Как решать задачу.Львов: журнал «Квантор».1991. – 215 с.

62.  Ревенков А.В. Методические указания по сбору материалов для курсового проекта

63.  Спиридонов В.Ф. Психология мышления.М.: Генезис.2006. - 319 с.

64.  Титов В.Н..Выбор целей в поисковой деятельности.М.»Речной транспорт».1991.125 с.

65.  Хилл П. Наука и искусство проектирования.М.: Мир.1973. - 263 с.

66.  Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать своей головой. - Белгород: Крестьянское дело,1995. - ч.1-2

67.  Щедровицкий Г.П. (сборник). О методе мышления.М.: Фонд развития им. Г.П. Щедровицкого.2006. - 600 с.

68.  Эдвардс Б. Художник внутри вас.Мн.: ООО «Попурри».2000. - 256 с.

69.  Эльшанский И.И. Хочу стать Кулибиным.М.: Изд-во «РИЦ МДК».2002. - 192 с.

70.  Фредрик Дж. Ловрет. Путь и сила. Секреты японской стратегии. К.: «София», 2000. – 272 с.

71.  Хасай Алиев. Метод Ключ в борьбе со стрессом. – Феникс, 2003 , - 320 с.

72.  Подкатилина А.В., Калошина Н.Г., Иванова Г.И. Методические рекомендации по составлению первичного описания проблемной технической ситуации на производстве. - 1994 г.

73.  Иванов Г.И. АВИЗ-2000 и АВИЗ-2005

Эвристический алгоритм  выявления и разрешения противоречий. - МОИТТ, 1981 г.