Источник: https://triz-summit.ru/confer/tds-2015/paper/programms/300490/

Сысоев С.С. ТРИЗ в информационных технологиях

Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Теория решения изобретательских задач в информационных технологиях

 

The Theory of Invention Tasks Solving  Applied to Informational Technology

 

 

Язык(и) обучения___________русский___________________________________

 

Трудоёмкость_1 зачётная единица

Регистрационный номер рабочей программы________________

 

Санкт-Петербург

2014

 

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий.

  1. Цели и результаты

Сформировать у слушателей общее представление о теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), методах решения сложных практических задач, видах анализа проблем и методах развития творческого воображения.

Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач курса: ознакомление со структурой ТРИЗ, методами анализа проблемных ситуаций, разбор практических задач и проблемных ситуаций в области информационных технологий.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты).

Знание основ информатики, программирования, логики.

Дисциплина “ТРИЗ в ИТ” является дополнительным курсом в подготовке профессионального математика-программиста и предназначена для расширения кругозора и возможностей адаптации специалиста на быстро меняющемся рынке труда в сфере информационных технологий.

1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)

В процессе изучения дисциплины “ТРИЗ в ИТ” обучаемые приобретают следующие

знания

  • Назначение ТРИЗ;
  • Структура ТРИЗ;
  • Порядок применения методов ТРИЗ и границы их применимости;

 

умения

  • Анализ проблемных ситуаций и постановка задач с использованием инструментария ТРИЗ;
  • Решение задач с использованием инструментария ТРИЗ.

 

навыки

  • Критический анализ технических систем с использованием методов развития творческого воображения;

 

1.4 Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий:

В качестве основных интерактивных форм (общее количество 30 часов) предполагается

  • проведение лекционных занятий (30 часов), которые представляют подробное изучение материала по соответствующим темам дисциплины

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Период обучения (модуль)

Контактная работа обучающегося с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия

лабораторные работы

контрольные работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная аттестация

итоговая аттестация

под руководством преподавателя

в присутствии преподавателя

сам. раб. с использованием методических материалов

текущий контроль (сам. раб.)

промежуточная аттестация (сам. раб.)

итоговая аттестация (сам. раб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 12

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2.1.1. Основной курс.

Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации

Период обучения (модуль)

Формы текущего контроля

успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

очная форма обучения

Семестр 12

 

экзамен

 

 

 

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

 

Базовый курс                     Основная траектория               Очная форма обучения

 

Период обучения: Семестр 12

 

 

№ п.п.

Наименование темы (раздела, части)

Вид учебных занятий

Кол-во часов

1

Введение. Понятие ТРИЗ, история возникновения, структура, границы применимости

лекции

2

семинары

 

практические занятия

 

по методическим материалам

 

2

Виды противоречий, методы разрешения технических противоречий

лекции

4

семинары

 

практические занятия

 

по методическим материалам

 

3

Законы развития технических систем, их применение при анализе систем

лекции

4

семинары

 

практические занятия

 

по методическим материалам

 

4

Виды анализа технических систем

лекции

6

семинары

 

практические занятия

 

по методическим материалам

 

5

Вепольный (элепольный) анализ, стандарты

лекции

4

семинары

 

практические занятия

 

по методическим материалам

 

6

Методы развития творческого воображения (РТВ)

лекции

4

семинары

 

практические занятия

 

по методическим материалам

 

7

Прогнозирование методами ТРИЗ

лекции

2

семинары

 

практические занятия

 

по методическим материалам

 

8

АРИЗ

лекции

4

семинары

 

практические занятия

 

по методическим материалам

 

                 

 

  1. Введение. Понятие ТРИЗ, история возникновения, структура, границы применимости.

  2. Виды противоречий, методы разрешения технических противоречий

    Административные, технические (требований) и физические (свойств) противоречия. Приемы разрешения технических противоречий (50 приемов), изложенные Г.С.Альтшуллером на основе анализа патентного фонда. Примеры в ИТ.

  3. Законы развития технических систем, их применение при анализе систем.

    Структура ЗРТС, развитие по S-образной кривой, повышение идеальности и пр. Примеры в ИТ.

  4. Виды анализа технических систем.

    Функциональный, компонентный, потоковый, диверсионный, … Разбор технических систем в области ИТ.

  5. Вепольный (элепольный) анализ, стандарты.

    Понятие веполя (элеполя). Система стандартов. Решение задач по системе стандартов. Примеры в ИТ.

  6. Методы развития творческого воображения (РТВ).

    Знакомство с методами развития творческого воображения. Применение методов на практике.

  7. Прогнозирование методами ТРИЗ.

    Понятие прогноза, цели построения прогноза, дальность прогноза. Методы ТРИЗ для прогнозирования.

  8. АРИЗ

              Алгоритм решения изобретательских задач, его модификации, применение на практике.

 

Раздел 3. Обеспечение учебной дисциплины

3.1. Методическое обеспечение

3.1.1. Методические указания по освоению дисциплины

Успешное освоение дисциплины возможно благодаря посещению лекций, участию в обсуждении рассматриваемых вопросов, самостоятельной работе, включающей в себя чтение специальной литературы по разделам темы.

3.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы:

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является полезным дополнением к посещению лекций.

Настоящей программой предусмотрены формы самостоятельной работы с использованием методических материалов по тематике курса и источников, указанных в обязательной, дополнительной литературе и интернет-источниках, указанных в данной программе.

3.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания:

Общая аттестация – экзамен в конце курса.

3.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и  промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы):

Виды шаблонов вопросов к экзамену.

  1. Дайте определения следующих терминов ….
  2. Решите задачу... Поясните ход решения, укажите использованные приемы.

    3.1.5. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса.

    Для оценки содержания и качества учебного процесса может применяться тестирование в соответствии с методикой и графиком, утверждаемым в установленном порядке.

    3.2. Кадровое обеспечение

    3.2.1. Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий:

    К чтению лекций привлекаются преподаватели, имеющие базовое образование и/или ученую степень соответствующую профилю преподаваемой дисциплины.

    3.2.2. Обеспечение учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом не требуется.

    3.3. Материально-техническое обеспечение

    3.3.1. Характеристика аудиторий (помещений, мест) для проведения занятий:

    Аудитория с проектором и доской.

    3.3.2. Характеристика аудиторного оборудования, в том числе неспециализированного компьютерного оборудования и программного обеспечения общего пользования: Проектор

    3.3.3. Характеристика специализированного оборудования: Нет.

    3.3.4. Характеристика специализированного программного обеспечения: Нет.

    3.3.5. Перечень и объёмы требуемых расходных материалов:

    Мел.

    3.4. Информационное обеспечение

    3.4.1. Список дополнительной литературы

  3. Г.С.Альтшуллер «Найти идею».

    Разработчик рабочей программы: доцент мат-мех факультета СПбГУ Сысоев Сергей Сергеевич  s.sysoev@spbu.ru, тел. 633-07-92.

Сысоев С.С. ТРИЗ в информационных технологиях

http://www.triz-summit.ru  2006-2019 © Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей.

При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны.