Комментарии к статьям Саммита ТРИЗ 2017 года. Б.И.Голдовский, 09.07.2017

Комментарии к статьям Саммита ТРИЗ 2017 года

Аминов Р.Б. О привнесении порядка…

В статье принципиально новых положений нет, но верно подмечено современное состояние с публикациями в ТРИЗ. Действительно, при чтении некоторых работ создается ощущение, что кроме Г.С.Альтшуллера и самого автора в области ТРИЗ никто ничего не разрабатывал и не писал. Поэтому статья полезна.

Амнуэль П.Р. Научная фантастика и фантастическая наука

Статья интересная, как и все другие произведения автора.

Бояркина В.И. ТРИЗ – от деревни до интернета и от лирики до физики

В статье изложен личный опыт автора по развитию мышления детей. Полезна для педагогов и родителей как информационный (ориентирующий в данной теме) материал.

Бушуев А.Б. Скоростная инновация в рамках теории катастроф и ТРИЗ

Теория катастроф – это достаточно общая область знания, с помощью которой можно объяснить целый ряд разнообразных явлений и процессов. Причем многие из этих явлений и процессов успешно разрабатывались еще до того, как теория катастроф обрела свое название. Например, очень похожие на приведенные в статье диаграммы издавна применяют в теории управления судами, описывая  управляемость неустойчивых объектов. Правда, никто в то время не упоминал теории катастроф, поскольку даже названия такого не существовало («не знали, что разговаривают прозой»). Однако применение представлений теории катастроф к ТРИЗ, а конкретно – к АРИЗ, это очень большая натяжка (если не сказать «профанация»).

В настоящее время достаточно часто проявляются два явления, связанные с ТРИЗ: «прислонение к ТРИЗ» и «прислонение ТРИЗ к …». О полезности связать ТРИЗ с какими-то известными и авторитетными областями знания для лучшего продвижения ТРИЗ в мире (то есть, «прислонить» ТРИЗ, например, к физике или астрономии) заявлял Л.С.Чечулин (см. сайт Metodolog, лекции на тему «Как продавать ТРИЗ»). Для него, как вузовского профессора, такой подход вполне адекватен. Но чаще встречается иное явление: некоторая область деятельности для расширения своего ареала «прислоняется» к ТРИЗ. Особенно часто это наблюдается в педагогике и психологии. Хотя на практике фактически имеет дело развитие творческого воображения, что далеко не ТРИЗ, да и вообще является весьма общей областью знания. Просто так сложилось, что Г.С.Альтшуллер в силу многогранности своего гения оказался и писателем-фантастом. Да еще в Баку рядом с ним оказался П.Амнуэль. В результате, все, кто занимается с детьми РТВ (что весьма приветствуется), искренне считают, что обучают детей ТРИЗ.

В своей статье А.Б.Бушуев попытался «прислонить» к ТРИЗ родную для него теорию катастроф. Но прислонил не к тому боку. Надо было искать приложение теории катастроф не к АРИЗ и таблице противоречий, а к развитию систем: выявление зон неустойчивости  позволило бы более уверенно прогнозировать направления дальнейшего развития. Причем приведенных в статье примеров не достаточно, поскольку они имеют только иллюстрационный характер. Надо было показать хотя бы принципиальную возможность опознавания признаков неустойчивости, чтобы было понятно, что неустойчивость существует и ее надо выявлять. Когда все выявлено, то, как правило, бывает или ясно, что делать, или уже поздно.

Вахрушев С.А., Дмитриев В.А. Анализ некоторых проблем здоровьесбережения в образовательном процессе и подходы к их решению с позиций ТРИЗ

  Даная статья содержит ряд правильных посылок, единство которых, однако, сомнительно. Необходимость сбережения здоровья и полезность приобщения детей к творчеству несомненны. Однако второе совсем не означает, что будет реализовано первое. Практика сбережения здоровья как раз свидетельствует об обратном. Что-то не видно, чтобы толпы изобретателей осаждали фитнес-клубы. Посетители этих заведений как раз заняты «здоровьем ради здоровья», «здоровьем ради красоты» или просто снимают напряжение от повседневной деятельности.  И вообще, выражение «технология творчества» есть оксюморон, ибо любая технология предполагает получение результата творческой деятельности без самого творчества. (Похоже на очередное «прислонение» к ТРИЗ.)

Гальетов В.П. Какой должна быть ТРИЗ 21 века?

Озабоченность автора устареванием ТРИЗ и необходимостью ее обновления вполне понятны. Например, М.А.Орлов в своей книге «Основы классической ТРИЗ» (М., 2006) справедливо отмечает, что после создания АРИЗ-85В ТРИЗ практически перестала развиваться (отдельные предложения по усовершенствованию не в счет). Поэтому любые предложения по формированию ТРИЗ-21 интересны и должны обсуждаться.

Автор статьи считает, что главная задача ТРИЗ-21 заключается в помощи управленцам, чтобы избавить их от необходимости формировать управленческие решения методом проб и ошибок.  А для этого «нужна ТРИЗ 21 века, ориентированная на массового пользователя: учащегося, рабочего, предпринимателя, инженера, ученого. И особенно на менеджеров, руководителей и политиков». Пожелание, наверное, полезное. Но это только пожелание. Как его осуществить, в статье не показано. Есть только упоминание о неком алгоритме, состоящем из 7 шагов, облегчающем нахождение решений, а также о полезности многоаспектной оценки найденных решений. (Здесь вспоминается  поговорка о том, что каждая сложная проблема имеет множество простых, но неправильных решений.)

То, что в современности наблюдается кризис управленческих технологий, очевидно. И проблема здесь не в том, что люди поглупели, перебравшись из деревни (и оторвавшись от Природы) в город. Ум при этом не изменился. Но сложность социума, в котором и для которого должны формироваться управленческие решения, растет, а время на принятие решений уменьшается. Соответственно управленцы, не владеющие современными технологиями оценки и принятия решений, всегда будут опаздывать и выбирать не оптимальные, а просто более простые  и понятные для них, но далеко не лучшие варианты. Близко к истине и утверждение автора, что «в системе образования находить правильные решения не учат». Вернее, не учат системному подходу к выбору решений, хотя соответствующий аппарат для этого существует давно.

   В книге Д.Диксона «Проектирование систем» (опубликованной на русском языке в 1969 году) было показано, что инженерное дело включает в себя три основных элемента: изобретательство, анализ и принятие решения. Студентов в нашей стране учат в основном анализу, причем не созданию математических моделей, описывающих процессы в системе, как рекомендовал Д.Диксон, а использованию готовых (шаблонных) моделей. Изобретательству стали учить только недавно, там, где в программе присутствует ТРИЗ. А обоснование и принятие решений рассматривается чаще всего адноаспектно: только в части экономики. Хотя теория и методы многоаспектного рассмотрения и выбора решений уже во времена написания отмеченной выше книги существовали и использовались в рамках системного подхода (системотехники).

Сразу следует отметить, что существующий в рамках системного подхода аппарат оценки и выбора решения – это не ТРИЗ (хотя в ТРИЗ системный подход не может не использоваться как в любой адекватной технологии поиска решений). Как не относится к математике любая инженерная или научная дисциплина, где математика используется только как инструмент. Очевидно, к ТРИЗ-21 следует отнести предлагаемый автором статьи (но не раскрытый) алгоритм (из 7 шагов), который облегчает получение правильных решений. Тем более что в тексте статьи подробно рассматривается опыт ТРИЗ в получении правильных решений в изобретательстве.  Однако опираться на этот опыт следует с оглядкой, поскольку в самой ТРИЗ с обоснованием правильности решений не все благополучно. В формальных дисциплинах, таких как математика, правильность результата обеспечивается просто безошибочным выполнением формализованных операций. ТРИЗ далека от такой формализации и поэтому в АРИЗ-85В предусмотрена процедура проверки правильности  полученного решения. Однако в качестве основания для такой проверки приняты критерии внутреннего функционирования: соответствие ИКР, уровень решения и т.п. В то время как приемлемость полученного решения определяется совокупностью характеристик внешнего функционирования. Именно поэтому практикующие специалисты ТРИЗ в настоящее время большое внимание уделяют процедурам внешнего проектирования. И по той же причине С.С.Литвин и Ко вышли с предложением по-новому обозначить основания ТРИЗ. Разумеется, между критериями внутреннего и внешнего функционирования имеется определенная корреляция, но она не абсолютна и не однозначна. Поэтому в ряде случаев при наличии жестких ограничений на сроки разработки и применяемые элементы вариант системы, который совершенно не соответствует ТРИЗовским критериям внутреннего функционирования, оказывается лучшим по внешним критериям. И наоборот, решение, максимально соответствующее внутренним критериям ТРИЗ, оказывается совершенно не реализуемым, например, по экономическим или энергетическим причинам. Не спасает ситуацию с определением правильности решения и использование ЗРТС, поскольку система законов содержит закономерные, но противоположные тренды (законы и антизаконы).

Вообще переносить инструментарий ТРИЗ из технической области в социальную следует  очень осторожно. Например, формулируя ИКР при решении изобретательской задачи, мы переходим из естественнонаучной сферы в гуманитарную. Но затем, формируя решение, мы вынуждены возвратиться к законам природы, которые действуют независимо от воли человека и не позволяют их нарушать: иначе техническая система просто не будет работать. Поэтому реализация даже «завирального» ИКР будет возвращена в реалистические и приемлемые рамки. Иное дело с системами социальными. Работая с ними, мы все время остаемся в гуманитарной сфере. Такого ограничения, как законы природы, здесь нет. А законы социума действуют не безусловно и, чаще всего, с опозданием. Поэтому реализация некоторых ИКР в гуманитарной сфере может принять совершенно не гуманные формы.

 Есть еще один аспект, который относится к сфере выработки управленческих решений, но который не исправить никакими методиками. Большинство решений, не оптимальных с точки зрения общества, принимались только потому, что лица, принимающие эти решения, руководствовались не критериями полезности для всего общества, а личным или корпоративным интересом. ТРИЗ в таких ситуациях не спасет.

В заключение еще раз следует отметить, что тема ТРИЗ-21 сама по себе интересна. Но в данной статье не раскрыта.

Горобченко С.Л. Инжиниринговые задачи и методы их решения. Алгоритм решения инжиниринговых задач ((АРИнЗ)

Статья полезная. Автор рассматривает инжиниринговую деятельность как единство внешнего и внутреннего проектирования с основным акцентом на проектирование внешнее. Полезными являются рекомендации по развитию триады «рынок - компания – продукт» и идея формирования согласованного ИКР (хотя подобное согласование на практике далеко не всегда возможно). Хочется  надеяться, что все приведенные рекомендации обоснованы (в докладе степень обоснованности практически не рассмотрена).

Дьяченко А.П. Принципы и методы ТРИЗ в искусствоведческих исследованиях

 Статья интересная. Хотя привязка художественного творчества к ТРИЗ довольно натянутая. Правда, для искусствоведа это простительно: в кои веки в этой области можно продемонстрировать действие какой-то методологии. В реальности для художественного творчества вполне достаточно подходов и приемов РТВ.

Ермолов К.А., Манойлов В.В. Образовательная программа «ТРИЗ в практической электронике» - кратчайший путь к инновациям

  Хотя название доклада звучит слишком оптимистично, содержание доклада очень позитивное. Показана реальная возможность объединения в едином процессе изучения передовой области техники, изобретательства с применением аппарата ТРИЗ и реализации полученных результатов «в железе». Очень полезна в этом плане применяемая информационная поддержка использования аппарата ТРИЗ с помощью специальной компьютерной программы «ТРИЗ-калькулятор».

Жужа М.М. Альтернативные модели микромира: гипотезы и предсказания

Статья интересная, поскольку показывает возможность действительно альтернативного существующей науке взгляда на микромир. Правда, связь с ТРИЗ в статье показана только в двух местах: в аннотации и в последнем абзаце (в цитате Г.С.Альтшуллера).

Королев В.А. О догматизме в ТРИЗ

Статья оставляет сложное впечатление. С одной стороны – море интеллекта, масса полезной информации (с картинками) и, в общем-то, справедливая критика исходной формулировки двух первых ЗРТС Г.С.Альтшуллера. С другой стороны – наивная вера в силу отработки определений и полное игнорирование любых наработок в области законов, сделанных другими (этот типичный недостаток публикаций по ТРИЗ отражен в статье Р.Б.Аминова). Упертость автора можно было бы понять, если бы из ТРИЗ действительно можно было сделать точную и формализованную науку. Но ТРИЗ - эвристическая дисциплина, где жесткая формализация не возможна. Кроме того, на мой взгляд, в ТРИЗ полно всяких «непоняток» просто  на сущностном уровне, которые желательно было бы пояснить.

Разумеется, с понятийным аппаратом ТРИЗ надо работать, но не впадать при этом в крайности. Например, в своих работах В.А.Королев постоянно упоминает, что развитие предполагает сохранение гомеостазиса. Это действительно так, тем более что С.Б.Переслегин, к примеру, вообще считает, что стремление к гомеостазису является непременным атрибутом развивающейся системы. То есть, если развивающийся социум – это система, то ТС – это не система, а объект. (А город, к примеру, еще не система, но уже не объект.)  В ТРИЗ главным признаком системы считается целостность в соответствии с некоторым системообразующим фактором, поскольку только по этому признаку можно провести границу, отделяющую элементы системы от ее окружения, что важно для синтеза и преобразования системы. А фактор стремления социума к гомеостазису свидетельствует о том, что развитие ТС – процесс условно самостоятельный. При этом на уровне ТС, являющейся по сути объектом, возможны некоторые зигзаги в развитии, которые могут приводить к локальным нарушениям гомеостазиса.

Вывод один: догматизм везде вреден - и в ТРИЗ, и в критике ТРИЗ тоже.

Захаров А. Универсальная Схема Эволюции и Бизнес

Материал, хотя и сделан давно (указан 2008 год)), но сделан добротно и полезен для бизнеса. Спорить с применимостью «Универсальной  Схемы Эволюции» к бизнесу не приходится, поскольку, как любая весьма общая схема, она обладает большим иллюстративно-объясняющим эффектом. Насчет конкретных механизмов (как это сделать)  УСЭ  умалчивает. (Можно привести пример еще более простой и универсальной рекомендации: «Чтобы развивать систему, надо время от времени что-то делать в ней наоборот». Примеров действия этой рекомендации будет масса.)

  Применимость УСЭ обеспечивается также неопределенностью некоторых понятий. Используя общепринятую формулу относительной эффективности как отношение пользы к затратам, автор не оговаривает, в каких единицах измеряются числитель и знаменатель. Разумеется, если измерять, как хочется интерпретатору, то всегда можно получить нужный результат. Если же, например, измерять в стоимостных единицах, в частности, как отношение прибыли к затратам, то в начальный период освоения нового продукта это отношение будет не расти, а снижаться. Впрочем, подобное «свободное» обращение с формулами, позволяющими применять их только на качественном уровне – типичная черта ТРИЗ (к сожалению). 

Лебедев Ю.В., Логвинов С.А. Формулирование парных функций

 Статья деловая и полезная.

Марков А.М. Авторы, заявители, изобретатели

Статья полезна для патентного просвещения масс.

Мисюченко И. Теория гравитации, ТРИЗ и эволюционное системоведение

Интересная статья. Во всяком случае, в получении выводов элементы ТРИЗ присутствуют гораздо больше, чем в статье М.Жужи.

Михайлов В.А. Окислительно-восстановительные реакции в патентах на изобретение

Добротная статья из традиционной для автора области. Материал может быть использован и другими специалистами, не химиками.

Певзнер Л. Биологическая металлургия

Добротная статья, дающая представление о перспективной технологии.

Певзнер Л. Захват типоразмерного ряда

Статья интересная и полезная, поскольку отражает личный практический опыт и обращает внимание специалистов ТРИЗ на количественную сторону развития систем. Правда, параметры первых образцов не всегда выбираются так случайно, как описано в статье. Для каждой системы существует некоторый параметрический порог, который должен быть преодолен, чтобы система считалась работоспособной. Например, первый самолет должен был поднять как минимум одного человека. При этом в статье правильно отмечено, что при создании первых образцов чаще всего максимально используются уже имеющиеся ресурсы и компоненты. 

Однако странно, что эта тема всплыла только сейчас. Еще в 80-е Б.Кудрин писал о техноценозах  и приводил соответствующие математические зависимости (я пытался обратить на его работы ТРИЗовскую общественность в 1992 году, поскольку идея техноценозов обоснована реальной статистикой и на качественном уровне вполне коррелирует с моей идеей параметрического дробления расширяющейся функционально-параметрической ниши). Вообще работы Кудрина как-то остались вне внимания ТРИЗовских специалистов. Между тем, идеологически подход Кудрина близок к ТРИЗовскому: он тоже считает, что все (в том числе – оценка техники) определяется исключительно закономерностями, присущими самой технике. При этом Кудрин на ТРИЗ никогда не ссылается (а на Половинкина ссылается). Впрочем, игнорирование Кудриным ТРИЗ может быть объяснено как раз близостью подходов…

Петров В.  Рафаэль Борисович Шапиро (Рафик Бахтамов)

Статья интересная.

Петров В. Анализ требований ТП и свойств ФП

Статья полезная, поскольку в логику работы с противоречиями, основанную на логике АРИЗа, которая в известной степени искусственная, введены естественные (универсальные) логические процедуры.

Петров В. Серия книг «ТРИЗ от А до Я»

Статья полезна для информирования специалистов ТРИЗ.

Рубин М.С., Курьян А.Г. ТРИЗ-навигатор по бизнес-моделям

Статья очень полезная как задел к работе с нетехническим классом систем: бизнес-системами.

 Рубина Н.В.  Кубок ТРИЗ Саммита: особенности заданий конкурса,  критерии оценки работ, краткий разбор работ победителей

Статья интересная и полезная.

 Рубин М.С., Рубина Н.В. Эволюция мира: цивилизация или микробы

 Статья очень интересная. Однако выводы из нее печальны для человечества: поскольку совокупность разумных существ неразумна, то разумное управление человечеством возможно только с привлечением какой-то совокупности неразумных существ. Может быть, надо передать управление человечеством тем же микроорганизмам?

Мысль о том, что для устойчивого развития ТРИЗ ее надо распространить по всем сферам человеческой деятельности, здравая. Однако можно ли при этом считать ТРИЗ подсистемой этих сфер деятельности? Например, результаты развития математики и физики как наук используются во многих областях человеческой деятельности. Но никто не считает математику и физику подсистемами, например, теории проектирования самолетов. Здесь картина, скорее всего, несколько иная: в определенной области деятельности как системе существуют подсистемы, в которых используются продукты функционирования математики и физики как самостоятельных систем.

Формировать с помощью ТРИЗ систему ценностей теоретически возможно. Но из-за неразумности человечества вряд ли что-то получится практически. В конце концов, 10 заповедей, как перечень условий существования человеческой общности, были известны в Древнем Египте за тысячи лет до того, как Моисей взошел на гору Синай. И с тех пор человечество постоянно изобретает новые ценности, отрицающие древнюю мудрость. Особенно быстро пошел этот процесс в последние 40-50 лет. Остановить это и образумить человечество может только очень сильная встряска.

Таратин Н.В., Фейгенсон Н.Б. Наука о данных и ТРИЗ: сравнительный анализ механизмов развития

Статья полезна для информирования о «науке о данных». Полезными также являются рекомендации по компьютеризации ТРИЗ. Правильно отмечено, что с помощью ЭВМ в ряде областей практически удалось преодолеть «проклятие большого перебора вариантов». Ряд направлений в науке, занимавшихся методами приближенного решения больших систем математических уравнений, после появления мощных ЭВМ исчез за ненадобностью. Однако в статье есть ряд некорректностей. Во-первых, зря была сделана ссылка на статью О.Ю.Абрамова о потере популярности ТРИЗ. В этой статье автор просто использовал анализ количества ссылок в Интернете на ТРИЗ и «аналогичные методики», большинство из которых представляют собой обычный примитив (хотя и раскрученный). При таком подходе можно сделать справедливый вывод, что высшая математика теряет популярность, поскольку доля людей, использующих 4 действия арифметики, возросла по сравнению с долей людей, применяющих высшую математику. Однако дело здесь не в ущербности высшей математики, а в том, что людей, занятых в торговле и сфере обслуживания, с тало больше, а научно-технических кадров меньше. Во-вторых, сравнение науки о данных с ТРИЗ не корректно из-за принципиально разного предмета обработки. В науке о данных обрабатываются формальные объекты: тексты как семантические системы и количественные данные. Предмет ТРИЗ принципиально не формален. Здесь огромную роль играет умение отделять существенное от несущественного. А как говорят специалисты, в этом – главное отличие человеческого интеллекта от машинного.

Трофименко Р.В., Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Использование педагогической мастерской по ТРИЗ для знакомства с методами решения творческих задач

Статья полезная по распространению опыта ТРИЗ-педагогики.

Фейгенсон Н.Б., Фейгенсон О.Н. Антихрупкость – взгляд с позиций ТРИЗ.

Статья интересная и полезная.

Примечание. Изложенные выше комментарии являются моим личным мнением в пределах компетенции в той или иной теме.

Б.И.Голдовский, 09.07.2017