Герасимов О.М. Паспорт (анкета) образовательной программы по ТРИЗ

Паспорт (анкета) образовательной программы по ТРИЗ

Герасимова О.М.

  1. Полное название программы.

    • Рабочая программа «Введение в методику инновационно-технологического проектирования (ИТП)»

  2. Категория обучающихся (для какого возраста, по какой специализации, с каким исходным уровнем подготовки по ТРИЗ), продолжительность обучения в часах и днях.

    • Программа предназначена для обучения инженерного состава, НИИ, КБ и заводов. Длительность обучения 40 час. за 5 дней (по 8 час.в день). 

  3. Цели и задачи курса. На какие результаты слушателей он рассчитан.

    • Целью дисциплины является изучение современных методов прогнозирования развития технических систем, освоение методов и приемов решения инженерных, изобретательских и исследовательских задач, поиск новых конструкторско-технологических решений.

В результате изучения программного материала дисциплины слушатель должен знать:

- общие закономерности развития техники;

- способы снятия психологической инерции;

- основные методы активизации творческого мышления;

- основы функционально-стоимостного анализа;

- типовые приемы устранения технических противоречий;

- стандарты на решение изобретательских задач;

- алгоритм решения изобретательских задач - АРИЗ-85В.

В результате изучения дисциплины слушатель должен уметь:

- системно подходить к решению задач;

- решать задачи в различных областях техники, науки и искусства с использованием основных элементов ТРИЗ и методов активизации творческого мышления;

- проводить прогноз развития технических систем с высокой степенью достоверности.

В результате изучения дисциплины слушатель должен понимать:

- общие принципы использования законов развития техники при постановке и решении задач в различных областях техники;

- задачи современной науки и техники;

- области применения методов технического творчества.

4. Год создания программы курса. Где опубликована. Опыт работы по программе (сколько лет используется программа, сколько слушателей прошло обучение, есть ли опыт использования программы другими педагогами). Сколько преподавателей по ней работают. Была ли кем-то утверждена программа? Кем и когда?

  • Программа разработана в 2005 году, опубликована на сайте - http://www.gen3.ru. В период с 2005 года по н.вр. обучение прошли 370 инженеров. Программу используют 2 преподавателя компании «Алгоритм».

5. Мониторинг результатов обучения (какие методы диагностики и мониторинга используются)

  • Вопросы, билеты

6. Результаты работы по программе (достижения педагога и слушателей)

  • Не выявлено

7. Перечень основных разделов программы (краткое содержание разделов; формы работы)

  • Содержание курса

1.     Введение

1.1. Методология ИТП, основанная на базе ТРИЗ и ФСА

1.2. Опыт применения методики ИТП

1.3. Цели инновационной деятельности с позиций методологии ИТП

1.4. Основные потребительские свойства продуктов на Рынке

1.5. Физические параметры продуктов, определяющие их основные потребительские свойства

1.6. Стратегические направления продвижения продуктов на Рынке

 2. Методы активизации творческого мышления

2.1. Инерция мышления и психологические барьеры. Методы их преодоления

2.2. Приемы РТВ (Развития Творческого Воображения)

2.3. Неалгоритмические методы

 3. Методы выявления ключевых проблем

3.1. Закономерности развития технических систем

3.2. Анализ развития системы по S-образной кривой

3.3. Benchmarking.

3.4. Компонентно-структурный анализ

3.5. Функциональный анализ

3.6. Потоковый анализ

3.7. Причинно-следственный анализ

4. Методы постановки и решения ключевых задач

4.1. Диагностический анализ

4.2. Функционально-идеальное моделирование

4.3. Функционально-ориентированный поиск

4.4. Перенос свойств

4.5. Вещественно-полевые ресурсы

4.6. Технические и физические противоречия, способы их разрешения

4.7. Стандарты на решение изобретательских задач

4.8. Алгоритм решения изобретательских задач

 5. Методы представления разработанных идей

5.1. Формулировка концепций

5.2. Обоснование концепций

 6. Практическое применение методики G3-ID

6.1. Выполнение учебного задания

6.1.1. Анализ рассматриваемой проблемы

6.1.2. Постановка задач

6.1.3. Решение поставленных задач

6.1.4. Разработка концепций

6.2. Разбор выполненных заданий

Программа предусматривает лекции, практические работы и выполнение курсового проекта.

8. Методическое обеспечение программы

  • Программа предусматривает раздачу каждому слушателю пакета слайдов по прочитанному курсу, раздаточных материалов по разделу «Методы постановки и решения ключевых задач»:

  • Решение задач с использованием приемов разрешения ТП

  • Решение задач с использованием приемов разрешения ФП

  • Решение задач с использованием стандартов на решение изобретательских задач

  • Решение задач с использованием АРИЗ

9. Сертификация или аккредитация программы (в каком образовательном учреждении, аттестационной комиссии или общественной организации программа прошла сертификацию

  • Программа не проходила сертификацию.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Краткая аннотация (актуальность программы; условия реализации; формы организации занятий; ожидаемые результаты)

  • Аннотация

    • Целью дисциплины является изучение современных методов прогнозирования развития технических систем, освоение методов постановки и решения инженерных, изобретательских и исследовательских задач, поиск новых конструкторско-технологических решений. Программа предназначена для обучения инженерного состава, НИИ, КБ и заводов. В процессе обучения слушатели выполняют практический учебный проект с постановкой и решением задач, разработкой и обоснованием концепций.

Приложение 2.

Примерное тематическое планирование

 

Раздел, тема

Всего часов

Лекции, час.

Практ. занят. час.

1.      Введение

4

4

-

1.1. Методология ИТП, основанная на базе ТРИЗ и ФСА

0,5

0,5

-

1.2. Опыт применения методики ИТП

0,5

0,5

-

1.3. Цели инновационной деятельности с позиций методологии ИТП

0,5

0,5

-

1.4. Основные потребительские свойства продуктов на Рынке

0,5

0,5

-

1.5. Физические параметры продуктов, определяющие их основные потребительские свойства

1

1

-

1.6. Стратегические направления продвижения продуктов на Рынке

1

1

-

 

2. Методы активизации творческого мышления

3

2

1

2.1. Инерция мышления и психологические барьеры. Методы их преодоления

0,5

0,5

-

2.2. Приемы РТВ (Развития Творческого Воображения)

0,5

0,5

-

2.3. Неалгоритмические методы

2

1

1

 

3. Методы выявления ключевых  проблем

12

10

2

3.1. Закономерности развития технических систем

2,5

2,5

 

3.2. Анализ развития системы по S-образной кривой

1,5

1,5

 

3.3. Benchmarking

1

1

 

3.4. Компонентно-структурный анализ

0,5

0,5

 

3.5. Функциональный анализ

3,5

2,5

1

3.6. Потоковый анализ

0,5

0,5

 

3.7. Причинно-следственный анализ

2,5

1,5

1

 

4. Методы постановки и решения ключевых задач

14

10

4

4.1. Диагностический анализ

0,5

0,5

-

4.2. Функционально-идеальное моделирование

1

1

-

4.3. Функционально-ориентированный поиск

1

1

-

4.4. Перенос свойств

1,5

1,5

-

4.5. Вещественно-полевые ресурсы

1

1

0,5

4.6. Технические и физические противоречия, способы их разрешения

4

2

1,5

4.7. Стандарты на решение изобретательских задач

4

2

1,5

4.8. Алгоритм решения изобретательских задач

1

1

-

 

5. Методы представления разработанных идей

6

4

2

5.1. Формулировка концепций

3,5

2

1,5

5.2. Обоснование концепций

2,5

2

0,5

 

6. Практическое применение методики G3-ID

1

-

1

6.1. Выполнение учебного задания

 

 

 

6.1.1. Анализ рассматриваемой проблемы

 

 

 

6.1.2. Постановка задач

 

 

 

          6.1.3. Решение поставленных задач

 

 

 

6.1.4. Разработка концепций

 

 

 

6.2. Разбор выполненных заданий

 

 

 

 

                                      ИТОГО:

40

30

10

 

Приложение 3.

Используемая литература

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

  • Бахрах М.Н., Герасимов О.М., Решение вторичных задач при выполнении верификационного проектов, Сборник докладов "Теория и практика решения изобретательских задач", М., 2007г., С.236-239.

  • Герасимов О.М., Применение методики свертывания  элементов конструкций, при совершенствовании технологических процессов, Сборник докладов "Теория и практика решения изобретательских задач", М., 2007г., С.83-84.

  • Петий И.И., Герасимов О.М. Технология выполнения инновационных  проектов по методике G3-ID, Сборник докладов "Теория и практика решения изобретательских задач", М., 2007г., С.250-252.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  •  Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии.-Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989, - 381с.

  • Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб.отд., 1991.- 225с.

  • Селюцкий А.Б. Дерзкие формулы творчества.- Петрозаводск: Карелия, 1987. 269с.

  • Селюцкий А.Б. Нить в лабиринте.- Петрозаводск: Карелия, 1988. -277с.

  • Селюцкий А.Б. Правила игры без правил.- Петрозаводск: Карелия, 1989. - 280с.

  • Селюцкий А.Б. Шанс на приключение. - Петрозаводск: Карелия, 1989. - 304с.

  • Герасимов В.М., Дубров В.Е. и др. Применение методов технического творчества при проведении функционально-стоимостного анализа: методические рекомендации. - М: Информэлектро, 1990. - 60с.

  • Герасимов В.М., Калиш В.С. и др. Основные положения методики проведения функционально-стоимостного анализа: методические рекомендации. - М: Информ-ФСА, 1991. -  40с.

  • Журнал ТРИЗ. N1-90г. - N95.1-95г.

     

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 240с.

  • Иванов Г.И. ...И начинайте изобретать. - Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1987. - 240с.

  • Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979.  184с.

  • Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учебное пособие для студентов втузов. - М.: Машиностроение, 1988. - 368с. 

     

    ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  1. Герасимов О.М., "Анализ развития ТС с использованием законов повышения полноты частей системы и повышения энергетической проводимости", Сборник докладов , Региональная научно-практическая конференция "ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ТРИЗ", СПб, 2007.

  2. Герасимов О.М., "Особенности выполнения проектов по "обходу" патентов конкурентов", Сборник докладов, Региональная научно-практическая конференция "ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ТРИЗ", СПб, 2008.

  3. Герасимов О.М., Алгоритм совершенствования технологических процессов с использованием правил  свертывания  конструкций, Сборник докладов, Региональная научно-практическая конференция "ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ТРИЗ", СПб, 2009.

  4. Матюшенко А. В. Герасимов О.М., Павлов В.В., Использование АРИЗ в качестве прогнозного инструмента, Тезисы доклада, TRIZfest-2008, М., 2008.

  5. Рубин М.С., Герасимов О.М., О методах анализа проблемных ситуаций и выбора задач, Сборник докладов "ТРИЗ анализ. Методы исследования проблемных ситуаций и выявления инновационных задач"., М., 2007г., С.88-93

  6. Герасимов О.М., Матюшенко А. В., Павлов В.В., "Методика обхода патентов", Труды конференции "МА ТРИЗ Фест-2005", СПб, 2005, С. 124-125.

  7. Герасимов О.М., Ильин И.Ю., Основы методики выполнения проектов, целью которых является обход действующих патентов, Сборник докладов, Научно - практическая конференция, СПб., 2004

  8. Герасимов О.М., "Methodology of trimming performance based on the
    results of the fulfilled Cause-Effect-Chains Analysis",
    Сборник докладов, Научно - практическая конференция, СПб., 2004.

  9. Герасимов О.М. Анализ ТС с использованием законов полноты частей системы и энергетической проводимости. Сборник докладов, «Инновационная технология проектирования сегодня и завтра», СПб., 1999., С.106-108.

  10. Герасимов О.М., Матюшенко А. В., Павлов В.В., "Методика обхода патентов",  Сайт METODOLOG, http://metodolog.ru/00458/00458.html#S2, 2005.

  11. Бахрах М.Н., Герасимов О.М. Особенности применения Benchmarking при выполнении верификационных проектов, М., Методолог, 2010, 17 с.

  12. Бахрах М.Н., Герасимов О.М.  "Методика выполнения верификационных проектов", СПб., Сайт ЦИТК "Алгоритм", 2010, http://www.gen3.ru/3605/5618/

  13. Герасимов О.М. "Методика выполнения экспресс - проектов по совершенствованию технологических процессов", СПб., Сайт ЦИТК "Алгоритм", 2010, http://www.gen3.ru/3605/5605/

  14. Герасимов О.М. "Методика выполнения типовых проектов, целью которых является аннулирование "мешающих" патентов конкурентов", СПб., Сайт ЦИТК "Алгоритм", 2010,   http://www.gen3.ru/3605/5598/

  15. Петий И.И., Герасимов О.М. Технология выполнения инновационных  проектов по методике G3-ID, СПб., Сайт ЦИТК "Алгоритм", 2010,  http://www.gen3.ru/3605/3974/

Приложение 4.

Примеры выполненных работ

 

 

 

Герасимов О.М. Паспорт (анкета) образовательной программы по ТРИЗ