Рубина Н.В., Структура изобретательского мышления.

 

Рубина Н.В., Санкт-Петербург, 2012
Структура изобретательского мышления.
1. От мышления к изобретательскому мышлению.
О развитии качественного мышления человека как конечной цели ТРИЗ неоднократно писал Г.С. Альтшуллер в своих работах [1, 2]. Вместе с тем попытки построения научных основ развития мышления в целом выводят в области науки, далекие от предметной области ТРИЗ: нейрофизиология, социология, гносеология, теории личности и др. При этом рассматриваются процессы далекие от творчества: строение синапсов, структура коллективов, структура коммуникаций человека с его окружением и т.д.   
Можно уточнить область рассмотрения качественного мышления, ограничив его, например, только творческим мышлением. Но и этого, на наш взгляд,  оказывается не достаточно для построения научных основ развития мышления на основе ТРИЗ. «Творчество – сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы» [3]. К творчеству относят создание духовных и материальных ценностей, например, лепку, танец, изобразительное творчество, поэзию и т.д. В эту деятельность входят специальные умения и навыки, далекие от изобретательства: физическая подготовка, мелкая моторика, знания художественной перспективы и т.д. Как инженерная деятельность отличается от изобретательской, так и творческое мышление отличается от изобретательского мышления.
Для построения научных основ развития мышления в области ТРИЗ нами было выбрано именно изобретательское мышление – мышление, направленное на качественное решение изобретательских задач в различных областях деятельности человека [4].
Практика применения ТРИЗ формирует особый стиль мышления – изобретательское мышление. Структура и модель изобретательского мышления могут быть четко, научно определены с помощью методов ТРИЗ. 
2. Структура изобретательского мышления.
В ТРИЗ есть инструмент, который можно принять за эталон процесса мышления при решении творческой задачи – это АРИЗ. На основе анализа различных модификаций АРИЗ выделяются три стадии решения изобретательской задачи: АНАЛИЗ системы, СИНТЕЗ новой системы, ОЦЕНКА достижения цели.
Важной составляющей системы качеств изобретательского мышления является шкала уровней развития этих качеств. Она разработана на основе «структурной схемы процесса изобретательского творчества» [5].
1 уровень – готовая задача;
2 уровень – выбор задачи или объекта;
3 уровень – частичное изменение;
4 уровень – создание нового или полное изменение старого;
5 уровень – создание нового комплекса объектов.
Для каждой стадии необходимы разные качества, которые и составляют систему качеств изобретательского мышления.
3. Основные качества изобретательского мышления.
Нами выделены следующие качества изобретательского мышления, которые соответствуют трем стадиям процесса решения изобретательской задачи.

I. Анализ.
А. Компонентный анализ
Б. Выход в надсистему.
В. Выделение взаимосвязей и взаимодействий.
Г. Изменение систем во времени.
Д. Чувствительность к противоречиям.
Е. Идеальное моделирование.
 
II. Синтез.
Ж. Использование ресурсов.
З. Использование аналогий.
И. Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей).
К. Применение приемов разрешения противоречий.
III. Оценка.
Л. Чувствительность к разрешению противоречий
М. Критичность.
Н. Оригинальность.

4. Методы диагностики изобретательского мышления.
На основе системы качеств изобретательского мышления разработана методика диагностики [6]. Методика диагностики построена таким образом, что позволяет отслеживать постепенное развитие уровня изобретательского мышления у слушателей разного возраста (от 6 до 60 лет) и разных направлений деятельности. Методика диагностики развития изобретательского мышления позволяет определять исходный уровень изобретательского мышления, корректировать программы обучения, направлять индивидуальное развитие творческого человека, выявлять особенности мышления отдельных людей и помогать формировать творческие группы для работы над конкретным проектом [7].
5. Эволюция и типология изобретательского мышления.
Мышление, как и все высшие психические функции человека, не даны ему от рождения, а развивается постепенно в процессе индивидуального развития (онтогенеза). Это развитие проходит определенные стадии, повторяя вкратце стадии развития мышления человечества (филогенеза). Это закономерность наблюдается и при развитии изобретательского мышления. Изучение эволюции и типологии изобретательского мышления является основой для создания системы обучения и формирования изобретательского стиля мышления.
 
Использованная литература:
1. Г.С. Альтшуллер, Найти идею, Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г. стр. 185
2. Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин, Как стать гением, Минск, «Беларусь», 1994 г.
3. Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро, О психологии изобретательского творчества, Журнал «Вопросы психологии», № 6, 1956 г.
4. М.С. Рубин «Основы ТРИЗ. Применение ТРИЗ в программных и информационных системах: Учебное пособие». – СПб: АТМ Книга, 2011.
5. Г.С. Альтшуллер «Алгоритм изобретения», Московский рабочий, 1973 г., стр. 32
6. Н.В. Рубина, Использование методов ТРИЗ для диагностики развития творческого мышления, Петрозаводск, 2001 г.
7. N.V. Rubina. Inventive thinking: Formation and Diagnostics. “TRIZfest-2012”, Lappeenranta University of Technology, Finland.