О системе оценки и повышения уровня усвоения инструментов ТРИЗ
«Икар и Дедал».
Общие положения.
Версия от 14.04.2018.
Приложение к Общественному договору
об участии в системе оценки и повышения уровня знаний по ТРИЗ «ИКАР и ДЕДАЛ» от
12 апреля 2018 года.
Коллектив разработчиков:
Рубин М.С., Петров В.М., Курьян А.Г., Герасимов О.М., Фейгенсон Н.Б., Рубина Н.В., Амнуэль П.Р.
Оглавление
Введение.
1. Основы системы сертификации «Икар и Дедал»
2. Список инструментов ТРИЗ.
3. Уровни требований к усвоению инструментов ТРИЗ.
4. Критерии уровней усвоения инструментов и знаний по ТРИЗ.
5. Технология оценки уровня усвоения инструментов ТРИЗ.
6. Технология реализации процедуры определения уровня усвоения инструментов ТРИЗ в системе «Икар и Дедал».
7. Организационная структура процесса сертификации.
8. Содержание бланка сертификатов.
9. Примерная стоимость сертификации.
10. Примерные сценарии применения системы «ИКАР и ДЕДАЛ».
11. Распределение обязанностей и следующие шаги.
12. Литература.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. ДЕКЛАРАЦИЯ Саммита разработчиков ТРИЗ.
Приложение 2. Основы знаний по ТРИЗ. Версия 2.0.
Приложение 3. Список инструментов ТРИЗ для контроля уровня их усвоения и Пример (условный) заполнения таблицы уровня усвоения инструментов ТРИЗ.
Приложение 4. Пример (условный) результатов тестирования.
Приложение 5. Примеры бланков сертификатов (черновой вариант).
Введение.
Тема оценки уровня и повышения качества освоения инструментов ТРИЗ специалистами была и всегда будет оставаться актуальной с развитием этих инструментов и распространением ТРИЗ в мире. Системы и методики оценки уровня знаний инструментов ТРИЗ должны развиваться непрерывно. В настоящее время произошли качественные изменения в ТРИЗ. Это требует соответствующих изменений и в системе оценок знаний ТРИЗ. Мы начали разработку такой системы и назвали ее «Икар и Дедал» не только как напоминание о древнегреческом Мастере и его изобретательском подвиге, но и в память о программе обучения ТРИЗ, которую подготовил в 1985 году Г.С. Альтшуллер, и которая называлась «Икар и Дедал» [1]. Многие подходы его программы обучения актуальны и в современной системе подготовки специалистов по ТРИЗ.
Основные подходы при разработке системы оценки «Икар и Дедал»:
- фундаментом системы «Икар и Дедал» являются подходы к подготовке специалистов по ТРИЗ, заложенные Г.С. Альтшуллером, и принципы, изложенные в Декларации «Саммита разработчиков ТРИЗ»
- базой для формирования конкретного комплекса знаний является документ «Основы знаний по ТРИЗ. Версия 1.0» и ее новая версия «Основы знаний по ТРИЗ. Версия 2.0»
- оценка уровня освоения ТРИЗ производится в двух направлениях: конкретные знания/ навыки по ТРИЗ и уровень изобретательского мышления специалиста
- оценка производится индивидуально на основе выполнения заданий и решения задач. Специалисту выдается индивидуальный лист с оценками уровня усвоения каждого из инструментов ТРИЗ
- организационной структурой для системы является общественный договор между профессиональными организациями и специалистами по ТРИЗ с распределением функций и ответственности при проведении сертификации (подтверждения выполнения требований на тот или иной уровень усвоения инструментов ТРИЗ)
- на первом этапе вводятся три уровня усвоения инструментов ТРИЗ и пять направлений специализации в ТРИЗ: Бизнес, Дидактика (преподаватели), Информационные технологии, Техника (инженеры), Юниоры (от 14 до 17 лет).