Определение по Глоссарию терминов ТРИЗ Сушкова В.

В Глоссарии Сушкова В. термин фантазия отсутствует.

Определение по энциклопедии эпистемологии и философии науки

ФАНТАЗИЯ — термин, относящийся к сфере психических способностей человека и употребляющийся в двух различных значениях: 1) как способность мысленно создавать (представлять) образ предмета или события, не присутствующего в непосредственном опыте; 2) как способность создавать новаторские, ранее неизвестные мысленные объекты (образы, конструкции, понятия и т.д.). Во втором значении понятие Ф. покрывает значительную часть творческих способностей человека. И.М. Розет утверждал, что фанатазия является синонимом понятия «продуктивная умственная деятельность. В обоих значения термин фатазия, как правило, употребляется как синоним термину «воображение», хотя Ф. Шеллинг в «Философии искусства» разделял фантазию, как новаторское мышление, и воображение, как способность к представлению. Некоторые авторы (Л.С. Коршунова) противопоставляют воображение как общую способность к представлению образов и фантазию, как более узкую способность к созданию образов исключительно фантастических, не встречавшихся в опыте предметов. А.Я. Слинин называет данную способность «чистой фантазией». Аналогичным образом К. Г. Юнг считал, что о фанатазии можно говорить, во-первых, в широком смысле — как о синониме «воображающей способности», и, во-вторых, в узком смысле, как о синониме «фантазмы», т.е. способности к фантастическому вымыслу. Фантазия (независимо от оттенков в понимании термина) играет огромную роль в процессе познания. Некоторые авторы считают, что Фантазия имеет наибольшее значение на его начальных стадиях; в частности, Э. Ильенков полагал, что «сфера «фантазии» неизбежно оказывается лишь полуфабрикатом производства Понятия». Однако более правомерным представляется взгляд, в соответствии с которым Фантазия имеет важные функции на всех этапах познания. Так, в соответствии с теорией Т. Рибо процесс использования воображения обществом включает в себя три фазы: на первой («намеченное воображение») оно проявляется в виде грез, не сдерживаемых представлениями о реальности; на второй стадии («выясненное воображение») оно проявляется в виде научных и философских гипотез; на третьей стадии («воплощенное воображение») оно напрямую руководит практикой. В условиях нехватки информации Фантазия позволяет преодолеть неопределенность ситуации и домыслить недостающие данные, тем самым дав возможность практике (в том числе познавательной) двигаться дальше. В условиях поиска решения Фантазия обеспечивает поток гипотетических вариантов решения, не будучи скованной традицией или логикой, и тем самым обеспечивая оригинальные, часто парадоксальные сочетания понятий и образов, которые в известных обстоятельствах могут иметь исключительную познавательную ценность. Фантазия помогает мысленному моделированию ситуаций, представляя их в наглядных образах. Образы фантазии упрощают ориентацию индивидуума среди характерных для развитого общества не наблюдаемых, абстрактных либо условных реальностей, что побудило Д. Дьюи сказать, что человек «полностью живет в мире фантазий, а не фактов». Кроме того, в форме образов фантазии перед человеком часто предстают результаты его собственной мыслительной работы, произведенной подсознательно, о чем, в частности, свидетельствует опыт научных открытий и произведений искусства, замысленных во сне (напр., таблица Менделеева). Исходным материалом фантазии служит опыт, и с этой точки зрения Ф. является производной способностью по отношению к восприятию и памяти.

К. Г. Фрумкин. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Фантазия в ТРИЗ

В ТРИЗ изучается творческое воображение или ФАНТАЗИЯ.

Г.С. Альтшуллер выделяет разные виды фантазии.

1. Фантазия ПЕРВОГО ВИДА. Преодоление психологической инерции при постановке задачи. "Допустить недопусимое".

2. Для решения задачи "...требовалось все время ставить мысленные эксперименты, представляя СУЩЕСТВУЮЩИЕ: подумал о кислородном баллоне - и представил его. Это фантазия ВТОРОГО ВИДА. Психологи часто отождествляют ее с фантазией вообще. Но фантазия второго вида примитивна. Может быть, для психологов она и интересна. Для нас, мне кажется, она интереса не представляет: ей все обладают в достаточной мере, ее не надо вырабатывать". Репродуктивное воображение.

3. В ходе синтеза новой системы "...требовалось представлять НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ /фантазия ТРЕТЬЕГО ВИДА/: берем какую-то подсистему скафандра и резко меняем внешние условия - давление увеличивается в 10 - 100 - 1000 раз... Смотрим, что меняется во взятой подсистеме. Эта фантазия сортом повыше предыдущей. Похоже, что такая фантазия вырабатывается на занятиях по методу Арнольда. Или при тренировке с оператором РВС. Творческое воображение, фантазия.

4. "Снегопад в организме". ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД фантазии. Можно было бы просто отметить, что в организме будет происходить процесс конденсации углекислоты. Но сработала фантазия, давшая ЯРКИЙ ОБРАЗ. Хитрость здесь, мне кажется, именно в обеспечении яркости, точность не имеет особого значения /снегопада ведь нет, ничего не падает, речь идет просто о конденсации/. Деталь ярко освещена и приобрела неожиданный вид. К ней привлечено внимание, активизирована работа мысли именно в этом направлении. Этот вид фантазии типичен для поэзии. "Превращение привычного в непривычное", - так говорил Гордон, автор синектики. Точнее: превращение безразличного в волнующее. Фантазия четвертого вида явно отличается от двух первых видов. Видимо, отличается и от фантазии 3-го вида /если не по природе, то механизму/". Образное представление.

5. "Снегопада в организме, оказывается, нет. Но яркий образ стоит перед глазами, заставляя искать - а где это есть? Если не внутри организма /там высокая температура/, то снаружи /там температура низкая/. Фантазия ПЯТОГО ВИДА. Или все та же фанатазия третьего вида: взяли картину, изменили условия, посмотрели - что-то получилось с картиной". Развитие и дополнение образа.

6. Для оценки и развития полученной идеи. "Пик" фантазии: от рассмотрения событий внутри организма и прибора приходим - выйдя за рамки задачи - к рассмотрению аналогичных явлений в природе. Обобщение. ШЕСТОЙ ВИД фантазии... или все тот же третий? Еще один пик - в мысленную игру вовлечен другой физический параметр - сжимаемость жидкости... "газовое" явление рассматривается теперь как явление общее: для газов, для жидкости и даже твердых тел. Опять-таки обобщение. Или переход в надсистему". 

 

Итак, шесть видов фантазии... Или ни одного? То, что мы считаем проявлением фантазии, подозрительно похоже на хорошо выполненную мыслительную операцию. Может быть, фантазия сама по себе не существует /как теплород/, а является только одним из показателей качества мышления? Как сила тока. Как температура тела. Или вязкость жидкости. Или так: при плохо организованном мышлении фантазия существует, компенсируя "сбои" мышления /Кекуле увидел убезьян... и т.д./, а при хорошо организованном мышлении в фантазии нет необходимости, ибо она и есть "хорошесть" организации мышления?..

Альтшуллер Г.С. Этюды о фантазии. Что такое фантазия? Рукопись. 1978 г. https://www.altshuller.ru/rtv/rtv4.asp