Определение по Глоссарию терминов ТРИЗ Сушкова В.

Метод и методика, которые для производства новой научно-фантастической идеи используют такие понятия, как идеальность и макроуровень.

Изменения, дополнения или уточнения. Предложение нового определения.

В развитии любой фантастической темы (космические путешествия, связь с внеземными цивилизациями и т.д.), существуют четыре резко отличающиеся категории идей:

- один объект, дающий некий фантастический результат;

- много объектов, дающих в совокупности уже совсем иной результат;

- те же результаты, но достигаемые без объекта;

- условия, при которых отпадает необходимость в результатах.

Два уточнения.

Верхние этажи ничуть не лучше нижних. Речь идет о внутренней логике развития идей - и только. Литературные возможности дет определяются отнюдь не номером этажа, к которому она принадлежит.

Далее. Наличие четырех этажей вовсе не означает, что по каждой теме возможны всего четрые идеи. На любом этаже может разместиться неограниченное число отличающихся друг от друга "изотопов", "изоэтажных" идей, объединенных лишь тем, что они соответствуют общей формуле этажа. 

Альтшуллер. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого вображения. В сборнике "Шанс на приключение" / Сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск: Карелия. 1991. - 304 с.: ил. - (Техника - молодежь - творчество). с. 242.

 

Анализ «Регистра научно-фантастических идей» позволил Г. Альтову создать так называемую ЭТАЖНУЮ СХЕМУ конструирования НФИ. Суть заключается в следующем.

Выберем объект, развитие которого мы хотим спрогнозировать. Например, космический скафандр. И спросим себя: для какой цели он существует? Скафандр необходим, чтобы оградить человека от влияния космоса: от вакуума, жесткого излучения... Итак, мы выбрали объект и цель. Первый этаж схемы - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОДНОГО ОБЪЕКТА (в нашем случае - скафандра). Это, конечно, давно не фантастика: достаточно вспомнить А.Леонова, Н.Армстронга. Но заметьте: это не фантастика сейчас, а лет сто назад рассказ о том, как человек надел скафандр и вышел в космос, был точным предвидением!

Этаж второй - используется МНОГО скафандров. Например, люди расселяются в космосе, создаются "эфирные города", описанные К.Э. Циолковским. Но что такое "много"? Пятьсот? Или пятьсот тысяч? А. Беляев в "Звезде КЭЦ" писал о космическом городе, где живут сотни человек. В "Туманности Андромеды" И. Ефремова в космосе обитают миллионы. А если человек победит природу на Земле и вынужден будет переселиться в космос, то каждый из нас будет обладателем персонального скафандра. Или даже десятка - скафандр для работы, для прогулки, для посещения заповедника на Земле... Кстати, такой роман еще не написан, вполне прогностическая идея ждет автора. Возможны варианты: очень много скафандров, небольшое число скафандров... Скажем, наступят времена, когда выпуск скафандров будет количественно ограничен, производство скафандров свернется, когда их полное число достигнет, скажем, пятисот (или пятисот тысяч). Фантастическое допущение создает сюжетные коллизии (скафандр - редкость, за обладание им идет жестокая борьба) и позволяет на этом воображаемом полигоне проверить те или иные тенденции реальной космонавтики, но позволяет выявить и нечто новое в характере героев.

А перед нами третий этаж: достижение ТОЙ ЖЕ цели, но БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ объекта (в данном случае - скафандра). Человек защищен от влияния космоса, однако, скафандра на нем нет. Если на первых двух этажах число объектов возрастало, то теперь произошел качественный скачок (вот, что труднее всего дается ученым-футурологам, вот где фантаст выходит вперед!). Нужно придумать качественно новую ситуацию, предсказать изобретение или открытие будущего. Третий этаж для объекта "скафандр" - киборгизация человека, создание разумных существ, соединяющих в себе лучшие качества человека и машины. Те части человеческого тела, которые, будучи искусственными, станут функционировать лучше данных нам природой, в будущем непременно будут заменены. В космосе не нужно дышать, и у будущих космических путешественников "ампутируют" легкие, заменив их более простым устройством, способным накачивать в кровь кислород.

Фантасты первыми разглядели такую возможность в эволюции человека. Один из прообразов литературных киборгов (см. Регистр!) появился в 1911 году в рассказе Д. Ингленда "Человек со стеклянным сердцем". Киборг, управляющий космическим кораблем, описан Г. Каттнером в рассказе "Маскировка". Человек, работающий без скафандра в условиях космоса или чужой планеты, - тема таких прекрасных произведений, как "Город" К. Саймака (1944 год), "Зовите меня Джо" П. Андерсона (1957 год), "Далекая Радуга" А. и Б. Стругацких (1964 год) и др.

Поднимемся еще выше - на четвертый этаж. Ситуация, когда вовсе ОТПАДАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ в достижении поставленной цели. В нашем примере это ситуация, когда не нужно защищать человека от космоса, потому что космос для человека безвреден. То есть, в космосе есть воздух, чтобы дышать. Откуда? Перечитайте повесть Г. Альтова "Третье тысячелетие" (1974 год). Идея такая: нужно распылить Юпитер, превратить его вещество в пыль, газ. Вокруг Солнца образуется газовый диск, внутри которого проходит и орбита Земли. Нет больше пустоты пространства! От Земли к Луне и Марсу можно летать на реактивных самолетах и даже на... воздушных шарах. В космосе между планетами сгущаются облака, гремят грозы... А как вам нравится космическая радуга, протянувшаяся на десятки миллионов километров семицветной дугой - от Венеры к поясу астероидов?

Разумеется, рассмотренные идеи третьего и четвертого этажей - вовсе не единственно возможные для объекта "скафандр". Каждый автор волен придумывать свой вариант ответа на вопрос, поставленный этажной схемой. На каждом этаже рассмотренной схемы можно разместить очень многие идеи научно-фантастических произведений.

Амнуэль П. Регистр научно-фантастических идей. Регистр как способ познания. https://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp