Источник: https://triz-summit.ru/triz/history/300029/matriz-2003/300383/

Пузикова И.,Скоробогатов Л.П. Изобретатели Норильлага.

Пузикова Ирина, ученица 8 «А» класса;

Научный руководитель: Скоробогатова Л. П., (Норильск, Россия)

Puzikova Irina, Skorobogatova L. P. (Norilsk, Russia)

 

Изобретатели Норильлага.

Inventors Norillaga.

 

В работе "Изобретатели Норильлага" анализируя архивные документы, автор приводит примеры изобретений, выполненных узниками Норильлага: озёрное заземление, щиты Потапова и др.

In job " the Inventors Norillaga " analyzing the archival documents, the author results examples of the inventions executed узниками Norillaga: lake grounding, boards Potapova etc.

 

Вы спросите, почему я выбрала эту тему?  А много ли вы сами знаете о тех людях, которые своими усилиями построили ныне существующий Норильск? Можете ли вы назвать хоть одно имя простого человека, который создал своими руками очень важные для Норильска приспособления? Об этом знает лишь узкий круг людей. Мало кто знает о тех испытаниях, которые приходится преодолевать этим выдающимся людям. Я считаю, эта тема достойна того, чтобы о ней поговорить. Ведь у нас в Норильске так много изобретателей

Земная слава – как дым,

Земная слава – живым.

А мертвым - черная высь,

Где тесным кругом слились,

верша земные дела,

созвездья добра и зла....

Л. Гумилев.

 

Норильск – город на Таймырском полуострове, гигант металлургического производства, один из самых северных городов мира, возник в 1935 году в связи со строительством Горно-металлургического комбината, построенного, как и город, узниками ГУЛАГа[1].

В те времена, доарестные заслуги и звания никого особенно не занимали, все были уравнены общим званием «зека», все носили одну лагерную одежду, но об этом человеке зеки знали много: что он физик, что работал у академика Иоффе и был любимцем академика. Что перед арестом успел защититься, а, появившись в Норильске, стал незамедлительно творить чудеса. Так кто же эта таинственная личность? Этим человеком был Владимир Николаевич Глазанов, автор выдающегося изобретения:

в дно самого глубокого озера в окрестностях Норильска, Долгое, уложили массивную свинцовую сетку и заземлили на нее все энергоустановки комбината. Так появился в мире новый тип заземления, Глазанов назвал его озерным заземлением. Этот тип заземления существует и сейчас.

Следующее изобретение – электрический подогрев грунта. Глазанов придумал втыкать в мерзлые грунты стальные прутья, подавать на эти прутья промышленное напряжение в 380 вольт – и протекающий между электродами ток постепенно разогревал извечно мерзлую почву. Коэффициент полезного действия – тот самый убийственный  для обычного подогрева КПД – рос  внушительно.

Глазанов сделал еще много других полезных изобретений, прежде чем в конце 1945 года, когда взрыв ядерных бомб над Хиросимой и Нагасаки и подувший в международных отношениях ледяной ветер заставил форсировать в стране атомные работы, начался усиленный поиск талантливых физиков. Глазанов не мог не попасть в поле зрения руководителей нашей ядерной программы. Его вызвали в Москву, предложили исследовательские темы, и дали квартиру.

В последние годы жизни он работал заместителем директора  по научной части знаменитого Обнинского физико-энергического института. А умер в шестидесятых годах.

В 1939 году УРО – Учетно-распределительный отдел –  сформировал бригаду называвшуюся внушительно: «бригада    инженеров». В ней и вправду были одни инженеры - 40 или 50.   Ново организованные бригады отправлялись на земляные работы – готовить у  подножья горы Барьерной площадку под будущий Большой металлургический завод. Бригадиром инженерной бригады был назначен Эйсмонт, в прошлом главный инженер МОГЭС, правительственный эксперт  по электрооборудованию. Особенных подвигов в тундровом строительстве он совершить не успел. Долго жить в Норильске ему не пришлось. Уже в следующем году его похоронили на зековском кладбище. А там, на безымянном "упокоище мира", ему оказали честь, какой еще не удостоился ни один зек: поставили на могилу шест, а на нем укрепили дощечку с надписью "А.И.Эйсмонт". Не известно сами ли местные руководители решились на такой рискованный поступок или на то получили приказ свыше.

Эйсмонта заменил высокий путеец М.Г.Потапов. Потапову на вид было 45-50 лет. Выше среднего роста, с интеллигентным и добрым лицом. Усы, широкий, круглый лоб и небольшая шевелюра. Умные глаза приветливо смотрели из-под крылатых бровей.

Свое первое изобретение сделал он по пути в Норильск, быстро и квалифицированно перенеся провалившуюся в болото колею, а свое самое выдающееся изобретение он совершил спустя год после приезда в Норильск. В 1939-1940 годах он разработал и проверил на практике схему принципиально новой системы  борьбы со снежными заносами с помощью наклонных щитов. Потапов сконструировал совершенно новую защиту дорог от снежных заносов – деревянные щиты "активного действия". В 1942-1943 годах щиты Потапова стали широко применяться в Норильске. Они сыграли решающую роль в борьбе со снегом, освободив от изнурительной работы тысячи людей и обеспечив провоз грузов. Более 10 миллионов рублей экономии приносили щиты Потапова Норильску.  

Когда Потапова освободили, его изобретение, спасшее Норильск от недельных остановок на железной и шоссейной дорогах, выдвинули на Сталинскую премию. Но самолюбивый, хорошо знающий цену своему таланту изобретатель не пожелал привлечь в премиальную долю кого-либо из своих начальников, как-то обычно делалось. И большому начальству показалось зазорным отмечать высшей наградой недавнего заключенного, отказавшегося разбавить ее розовой водицей соавторства с чистым "вольняшкой". 

История Норильска – это история практического воплощения смелой научной мысли, непрекращающийся эксперимент. Экстремальные природно–климатические и географические условия Заполярья требуют неординарных технических решений, а уникальные месторождения сульфидных руд предопределяет внедрение лучших достижений отечественной и мировой науки, высокоэффективных технологий добычи и производства цветных и драгоценных металлов.

 Первоначально технология переработки медно – никелевых сульфидных руд разрабатывалась институтом «Союзникельоловопроект» в г. Ленинграде. А.П. Завенягин обосновал в правительстве необходимость изменения проекта с целью производства готовых металлов в Норильске и доказал целесообразность строительства Малого металлургического завода для отработки основных технологических процессов проектируемого Большого металлургического завода. Для строительства заводов и разработки проектов в 1938году были организованы строительная и мерзлотная станции, научно – исследовательская обогатительная лаборатория и опытно-металлургический цех.

 18 июня 1938 г. проведена первая опытная плавка и выдано 1,5 т файнштейна. Эту дату принято считать днем создания опытно – металлургического цеха (ОМЦ) на Норильском комбинате – днем рождения норильской заводской науки.  Опытная установка находилась в подчинении главного металлурга Ф.А. Харина, а первым старшим мастером на установке работал  И.И. Коновалов. В августе 1939г. первым начальником ОМЦ назначена О.Н. Лукашевич. Общая численность цеха составляла 30 человек, он находился в личном подчинении директора комбината А.П. Завенягина. Бригада исследователей (И.И.Быховский, А.Н. Семенов, С.А. Штейн, Ф.И .Витенз, В.М. Алексеев, Г.Э. Кенинг, Н.Г. Заостровский, И.Ф. Копп, А. Марков, А. Боряев, Ильин, Т. Кольцов, А.В. Буштуев, А.А. Алифбаев, Я. Шпур, П.А. Разумеев, К.И Вуккерт) разработала одновременно 2 варианта проекта переработки медно – никелевых сульфидных руд – процессы Орфорда и Хибинетта. Окончательным вариантом стал процесс разделительной плави файнштейна (Орфорд-процесс).

 На основе технологии, разработанной норильскими исследователями - обогатителями (И.М. Бабурин, К.А. Макаренков, А.А. Никонов), в 1939г. введена в эксплуатацию опытная обогатительная фабрика, которая после реконструкции начала работать как промышленная, с выдачей коллективного медно-никелевого концентрата.

 Первый катодный никель был получен О.Н. Лукашевич 3 января 1941г., а первая партия катодного никеля была выдана в 1942г.

В послевоенные годы продолжалось  развитие предприятий Норильска, совершенствовалась  технология, вводились в строй новые переделы.

Большая работа постоянно ведется по совершенствованию методов аналитического контроля как по разнообразным формам сотрудничества с академическими и отраслевыми институтами, так и силами специалистов ЦХЛ. О творческом подходе к делу рабочих,  лаборантов и ИТР лаборатории  красноречиво говорят такие цифры: в 1984 году подано 143 рационализаторских  предложения с экономическим эффектом 19,2 тысячи рублей, внедрено 6 изобретений.

Как и многие другие в 1937 г. Исаак Файвишевич Копп был вызван в Москву и по дороге арестован. Потом суд, тюрьма в Казани, этап в трюме парохода по Севморпути  в Игарку, затем в Норильск.

 Весь срок заключения записан в трудовой книжке как стаж работы плавильщиком, хотя приходилось работать не только плавильщиком, но и в другом качестве, а именно инженером- исследователем ОМЦ. Необходимо отметить, что две из научно-исследовательских тем, в числе исполнителей которых был Копп, после введения в производство были удостоены Сталинской премии:

  1. «Разработка технологической схемы обогащения никелевых шламов».
  2. «Разработка и внедрение в производство технологической схемы «К» - производство кобальта особой чистоты».

Внедрение в производство анодного растворения вторичных анодов при повышенной анодной плотности электротока в растворе серной кислоты позволило существенно повысить концентрацию драгоценных металлов во вторичных шламах, т.е. в концентратах,  и сократить вывод  драгоценных металлов  с растворами. Ответственным исполнителем этой работы был И.Ф. Копп.

Инженер-исследователь Анатолий Петрович Соколов, не обоснованно репрессирован 1937 году, в Норильске с 1939 года, сконструировал анодный ящик для  сбора вторичного шлама, с его  же участием обжиг медной губки с  последующим растворением огарка серной кислотой был заменен обработкой ее в турбо аэраторе. После успешно проведенных исследований в 1943-1944 годах по теме «Разработка технологической схемы обогащения никелевых шламов» был досрочно освобожден 26 июня 1945 года. Реабилитирован в октябре 1955 года.

Бывший заключенный Норильлага военный инженер – химик Юрий Натанович Зинюк предложил, разработал и затем руководил на комбинате производством оксиликвита  - взрывчатого вещества для проведения горных взрывных работ вместо динамита. Работа начальством была представлена и получила Сталинскую премию, а Ю.Н.Зинюк в авторском коллективе не оказался.     

Федор Трифонович Киреенко направлен на комбинат «Североникель»  в Мончегорск, который военное время решением  правительства эвакуировали в Норильск. За плечами у него был практический опыт работы начальником отделения цеха электролиза никеля и главного инженера  опытного кобальтового цеха. Поэтому Кириенко направляют старшим инженером в  опытно-металлургический цех комбината, в 1955 году Федор Трифонович единолично управлял этим научно-исследовательским центром Норильского ГМК. И надо сказать не безуспешно. За это время он дважды удостоился Сталинской премии: в 1948г. вместе с И.С. Бересневым за шламы, в 1951г. с группой исследователей и металлургов за решение технологии получения кобальта высокой чистоты.

У нас в Норильске были, есть, и будут изобретатели. В наше время хотя и трудно, но все-таки, если сравнивать с прошлыми годами, есть возможность внедрить свое изобретение. Об этом могут рассказать пухлые папки патентов и свидетельств на изобретения во многих  личных архивах, материалы последних конференций, о чем я буду говорить во второй части своей работы «Рационализаторы современного Норильска».

 

 

 

[1] ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения), в СССР в 1934-56 подразделение НКВД (МВД), осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ).

 

http://www.triz-summit.ru  2006-2019 © Все права защищены. Права на материалы этого сайта принадлежат авторам соответствующих статей.

При использовании материалов сайта ссылки на авторов и адрес сайта обязательны.