Петров В.М. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ.

Петров Владимир Михайлович (Израиль).

Petrov Vladimir (Israel)

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ.

SYSTEM APPROACH in TEACHING.

В статье рассматриваются взаимосвязанные принципы: составления учебных программ и планов, разработки учебно-методических материалов, изложения материалов и контроля знаний. Демонстрируется метод послойного изучения материалов.

In article are considered interconnected principles: scheduling the scholastic programs and plans, development is scholastic-methodical material, interpretations of material and checking the knowledge’s. The method of gradual study of material is demonstrated.

 

1. Системный подход в преподавании

Системный подход должен быть использован на всех этапах: во время подготовки и проведения занятий, а так же проверки знаний.

Подготовка к чтению лекций включает этапы составления учебных программ и разработки учебно-методических материалов.

1.1. Составление учебных программ

Составление учебной программы и плана включает этапы разработки картины знаний и учебной программы.

Разработка картины знаний проводится в следующей последовательности: определение генеральной цели обучения; построение дерева целей и функций обучения (предметное дерево знаний); выявление конечных результатов обучения (знания, умения и навыки); определение предметов, которые соответствуют каждому из видов знаний; определение критериев важности каждого вида знаний для конкретной аудитории; оценка важности каждого вида знаний по выявленным критериям.

Таким образом, выстраивается иерархия знаний, умений и навыков, которыми должен обладать слушатель конкретной аудитории. В соответствии с этой иерархией распределяется учебное.

Разработка учебной программы осуществляется в следующей последовательности: построение блоков программы обучения и их частей; выявление всех взаимосвязей между блоками программы обучения; распределение времени на изучение каждого блока в соответствии с оценкой их важности; определение критериев эффективности обучения и критериев оценки знаний, умений и навыков; разработка поурочных занятий.

Принципы составления учебного плана

При составлении плана проведения поурочных занятий необходимо учитывать психологию восприятия, которая, в частности, должна опираться на принципы системности, структурированности, «послойности» и последовательности изложения, распределения информации во времени, повторяемости и контроля знаний.

1.2. Разработка учебно-методических материалов.

Разработка учебно-методических материалов. Эти материалы состоящих из материалов для учащегося и материалов для преподавателя.

  1. Материалы для учащегося: учебник, задачник, решебник, раздаточные материалы (краткие теоретические выкладки на каждом уроке, копии демонстрационных материалов, классные задания, описания деловых игр и конкретных ситуаций, домашние задания, оценка урока).
  2. Материалы для преподавателя: Расширенный учебник и пояснения к нему, методические рекомендации проведения занятий (общие и поурочные), расширенные задачник, решебник, описания деловых игр и конкретных ситуаций и пояснения к ним, пояснения к раздаточным материалам, демонстрационные материалы и пояснения к ним, пояснения к раздаточным материалам, методика проверки классных и домашних заданий и работ, методика преподавания.

1.3. Контроль знаний

Главное адекватно определить полноту и глубину знаний, умений и навыков у всех слушателей по каждому параметру карты знаний.

Контроль знаний может проводиться разнообразными формами: преподавателем и самостоятельно. Знания могут проверяться с помощью традиционных и автоматизированных систем и шаблонов. Контроль может быть немедленный, отложенный и повторный. Желательно сочетать разнообразные формы контроля. В качестве часто используемых немедленных форм контроля проводятся дискуссии, групповые и парные опросы, преподавателем и самими слушателями, ответы на вопросники и карточки, самостоятельные работы, выполняемые в классе. К отложенным формам относятся домашние задания, самостоятельные домашние работы, доклады, выпускные работы и исследования. Наиболее активно проходят парные само опросы слушателями (или опросы небольшими группами до 5 чел). Каждый слушатель выявляет знание другого слушателя.

3. Апробация

Данный метод был опробован автором в течение 30 лет. Использование данного метода и системного подхода в целом при преподавании ТРИЗ, позволило повысить эффективность обучения: получить более прочные знания, умения и навыки у слушателей.

4. Задачи на будущее

Для внедрения описанной методики обучения необходимо разработать и выпустить массовым тиражом: учебно-методические материалы, видеозаписи циклов лекций лучших преподавателей и организовать систему подготовки и переподготовки преподавателей для всех направлений и возрастов.

Заключение

Статья посвящена части системного подхода в преподавании ТРИЗ. Для получения максимального эффекта в овладении ТРИЗ, в преподавании необходимо использовать все элементы системного подхода.