Гнедых А. А., Аверкиева А.В., Бояркина В.И. Юные изобретатели – обществу. (Создание городского центра изобретательства)

Гнедых Александр Александрович, Аверкиева Анна Владимировна;

руководитель Бояркина Валентина Ивановна (Усть-Илимск, Россия)

Gnedyh Alexander, Averkieva Anna, Boiarkina Valentina (Ust-Ilimsk, Russia)

 

Юные изобретатели – обществу. (Создание городского центра изобретательства)

The young inventors - community. (Creation of the urban centre inventory).

 

Краткое описание целей и задач проекта:

Цель проекта – создание городского центра изобретательства.

Назначение центра:

- обучение основам Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) по программам разной направленности – для детей, подростков, взрослых (учителей, производственников, бизнесменов) и разной степени освоения ТРИЗ (ознакомительный, основной, углубленный),

- сотрудничество с предприятиями города по вопросам поиска и решения реальных технических проблем и изобретательских задач,

- объединение жителей города, заинтересованных в изобретательстве и развитии творческого мышления,

- развитие изобретательства в школьном образовании (применение получаемых знаний для получения новых идей в науке, технике, производстве, бизнесе, быту и т. п.)

Задачи:

- продолжение изучения ТРИЗ, получение полноценного технического и ТРИЗовского образования;

- создание детского изобретательского центра на базе 7е ТРИЗ-класса школы №15;

- создание материальной базы детского изобретательского центра (библиотека по основам науки, техники, изобретательства (в том числе по ТРИЗ), мастерские для изготовления моделей и опытных образцов изобретений, компьютерный класс с выходом в Интернет и в патентные библиотеки и т. д.)

- продолжить сотрудничество с Международной Ассоциацией ТРИЗ в виде участия в конкурсах и дальнейшего получения специального ТРИЗовского образования.

- участвовать в Российском движении «Шаг в будущее!» на школьном, городском и других уровнях.

- продолжать и развивать сотрудничество с предприятиями города, с технической интеллигенцией, со взрослыми изобретателями.

Описание проекта и его обоснование.

            Постановка проблемы. Проект направлен на развитие творческих способностей жителей нашего города (детей и взрослых). Умение видеть и решать проблемы в повседневной жизни, на производстве, необходимо каждому человеку.

Уникальность проекта состоит в том, что:

  • для решения проблем  в разных направлениях науки, техники, искусства применяется ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – богатый набор инструментов творческого мышления.
  • Получение принципиального решения технической проблемы возможно  детьми и подростками (с последующей инженерной проработкой решения)

Проект рассчитан на самые широкие слои населения, но в первую очередь на детей, интересующихся изобретательством, решением проблем в технике и технологии.   Изобретатели могут помочь бизнесменам увеличить доход от предприятий; производственникам – решить проблемы технологии, ассортимента продукции. Обучение ТРИЗ может помочь безработным людям  найти нестандартный способ получения заработка и таким образом экономически подняться; детям и подросткам занятия в центре помогут развить свои творческие способности, найти интересное и полезное Дело.

Проект можно популяризировать через данный конкурс, через средства массовой информации.

К реализации проекта можно привлечь учебные заведения и предприятия города, Международную ассоциацию ТРИЗ, российскую программу «Шаг в будущее».

Описание проекта.

Мы, учащиеся 7е ТРИЗ-класса школы №15, уже получаем общее изобретательское образование. К окончанию 9 класса основы ТРИЗ будут нами освоены. В процессе изучения ТРИЗ уже решены сотни изобретательских и общетворческих задач.  С прошлого года мы начали сотрудничать с промышленными предприятиями города с целью познакомиться с производством, с работой изобретателей и рационализаторов, с целью поиска реальных проблем, по которым мы можем предложить свои идеи их решения.

            В этом учебном году мы были на экскурсии на Усть-Илимском хлебозаводе, в ходе которой выявили ряд изобретательских задач, нашли решения этих задач. Предложенные нами решения рассмотрены главным инженером и начальником отдела маркетинга хлебозавода, получен положительный отзыв на нашу работу (см. приложения 1- 2)/

            Кроме этого, мы участвовали в школьной и городской конференции Научного общества учащихся, в региональной конференции «Шаг в будущее – ЮНИОР!» в г. Усолье-Сибирское, в конкурсах Международной Ассоциации ТРИЗ. Получен ряд дипломов и свидетельств. (см. приложения 3-10)

            В школе №15 издаётся ТРИЗ-журнал, в котором описываются изобретательские идеи ребят. Создан школьный сайт в Интернет с информацией о ТРИЗ-делах., на сайте будет размещён и ТРИЗ-журнал.  Вместе со структурным подразделением ЦДО «Техническое творчество» проведены две городские олимпиады по ТРИЗ. Гнедых А. и Аверкиева А. заняли в этом году на городской олимпиаде по ТРИЗ соответственно 1 и 2 место по параллели 7х классов. 

            Таким образом, начальные ресурсы для создания городского изобретательского центра уже есть. Осуществлять проект будем мы, ученики ТРИЗ-класса, и другие заинтересованные лица и организации, например, структурное подразделение «Техническое творчество» Центра дополнительного образования, руководитель Заваруева Валентина Нестеровна.