Автор: Камин Александр Леонидович (Лаборатория образовательных технологий)

e-mail kamin@lep.lg.ua

 

Заглавие: Как справиться с талантом (диверсионный анализ действий, блокирующих творческие способности).

Город Луганск (Украина)

Аннотация: Тема конференции – «система подготовки  исследователя». Автор, много лет работающий с одаренными детьми, с удивлением обнаружил и испытал на себе исправно действующую в школах «систему антиподготовки исследователя» или, если хотите, «систему подготовки анти-исследователя». Доклад содержит несколько фрагментов из большой подборки невыдуманных «приемов», приводящих к блокированию одаренности, задержке развития творческих способностей. Действие этих приемов укладывается в простую теоретическую схему: «Создание максимальных помех при передаче информации от источника к приемнику».

 

Author: Alexander L. Kamin  (The Laboratory of educational technologies)

Name: How to manage with the gift (The diversional analysis of the actions resulting in the blocking of the creative talents).

City: Lugansk (Ukraine).

Resume: The topic of the conference is “The system of the training of a researcher”. The author, who has been working with gifted children for many years, has discovered ‘the system of the anti-training of a researcher’ or, if you want, ‘the system of the training of an anti-researcher’ and testsd it on himself. The report contains a few fragments of a large set of the real ‘methods’ resulting in the blocking of the talent and in the delay in the development of the creative abilities. The effect of these methods may be explained with the help of a simple theoretical scheme: “The creation of maximal interference while the information transmission from the source to the receiver.

 

Как справиться с талантом

(диверсионный анализ действий, блокирующих творческие способности)

 

Я не искал загадку для ума,

Она смогла найти меня сама -

Мы учим всех, но видим год за годом:

Ученье – свет, а неученых –тьма…

Грустное подражание Хайяму

 

Вступление: Люди образования любят повторять, что будущее страны или даже всей цивилизации напрямую зависит от количества одаренных творчески людей.  Многие учебные заведения ставят цель развить творческие способности, однако на выходе реализовавшихся творческих людей получается мало. По разным оценкам, в возрасте 5-7 лет одаренность проявляет около 5 процентов детей, к 16-17 годам таких людей становится в несколько раз меньше. Какие причины могут вызывать этот нежелательный эффект?

Как известно, существуют внутренние механизмы, тормозящие  развитие коллективов, и действуют эти механизмы, не осознаваясь участниками коллектива. Цель  статьи – во-первых, проследить эти  механизмы на уровне  приемов: что конкретно должен делать учитель или воспитатель, чтобы затормозить или даже заблокировать развитие способностей. Во вторых, интересно  выяснить, по каким причинам люди, окружающие одаренных детей, «включают» эти механизмы.

 

Вообразите, что в  благословенную державу Оболванию проник диверсант с заданием полностью блокировать подготовку творческих людей и тем самым превратить ее в Страну Дураков. Представим себе, что диверсант ухитрился добраться до вершин власти и может влиять на систему образования в благословенной Оболвании на всех уровнях. Каким способом он мог бы добиться своей цели? Какие действия ученых, учителей и воспитателей этой цели способствуют?

Диверсант прошел научную подготовку, где без труда усвоил информационную теорию обучения.

Выдержка из диверсантского конспекта:

Обучение – это, в конечном счете, передача информации на разных уровнях от учителя или воспитателя к ученику.

УЧИТЕЛЬ (преподаватель, священник, родитель, автор, воровской авторитет) – источник информации,

УЧЕНИК (школьник, ваш собственный ребенок, читатель...)  – приемник информации, УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ (Десять заповедей; Закон Ньютона; Правила хорошего тона; как сбить со следа собаку-ищейку...) - поток информации. Кстати, умение все это применять к месту – тоже информация.

Передать информацию  можно  через каналы ИНФОРМАЦИИ, в частности через зрение, слух, обоняние, осязание. Часть информации, необходимой для жизни, человеку передается   при рождении (например, умение дышать, глотать, строить глазки). Другая часть передается  «бытовым способом» - к примеру, родной язык, блатной жаргон, навыки уличной драки. Во время обучения  передаются определенные дозы информации. Примеры таких доз: чтение текста на родном языке; мат королем и ферзем одинокому королю; основные танцевальные позиции; свойства квадратного трехчлена; техника удара «апперкот»). В ходе обучения информация может попадать в приемник не только от «штатного» источника, но и от среды - «посторонних» источников, одушевленных (котенок на уроке) и неодушевленных (плеер, замаскированный прической). В этом смысле к среде нужно отнести и сигналы, поступающие от Высших Сил (понятно, по Неисповедимым Каналам), и сигналы, воспринимаемые  изнутри (собственные  мысли и чувства). Причем сигналы от среды могут оказывать влияние на «штатную» информацию, даже если поступили раньше или позже нее.

Перед заданием диверсант получил инструкцию – заповедь «Прежде всего - навреди!».

Инструкция вытекала из нехитрой мысли: для того, чтобы информационная система работала хорошо – она должна работать в благоприятном для нее режиме. Поэтому диверсант должен был обеспечить для ученика  самый неблагоприятный режим, порождая сбои на всех уровнях.

Выдержка из инструкции:

Часть 1: Блокировка источников информации

 (комплекс замполита)

Образец:

«У нашего замполита были свои непреложные правила. Он считал, например, что рядовые моряки и старшины могут читать только балтийскую многотиражку «Страж Балтики», где все изложено специально для них. А вот центральные газеты – «Правду» и «Известия» – они читать не должны, потому что могут кое-чего там и не понять. Поэтому центральные газеты должен им комментировать и объяснять он сам. Что касается офицеров, то они могут читать и центральные газеты самостоятельно. А вот вольнодумные издания вроде «Литературной газеты» не имеет права читать уже никто, поскольку от них можно ждать разнообразных идеологических диверсий»

(А. Городницкий,  из автобиографической книги «И вблизи, и вдали» ).

Рекомендации:

1.Создайте несуществующую информацию, по простому – вымысел: к примеру, можно создать учебники по истории независимой Изобилии, в которой повествуется о событиях, никогда не происходивших, на основе источников, которых не было и в помине. Все реальные достижения разных народов (от изобретения колеса до открытия рентгеновских лучей) приписываются  родной Изобилии. Создавая такую информацию, полезно руководствоваться принципом Йозефа Геббельса: “Ложь должна быть грандиозной!» Непревзойденные отечественные шедевры -”Основы научного коммунизма” и “Политэкономия социализма”. Страшно подумать, что и великий первоисточник  - “Капитал” - относится к этому жанру.

2.Скрывайте истинную информацию (факты): Типичный пример: – подача в советских учебниках информации о подготовке Союза ко Второй Мировой Войне и о ее начальном периоде. Другой пример – изъятие из советских учебников биологии упоминаний о достижениях генетиков.

3.Фильтруйте информацию: сортируйте ее на “хорошую” и “плохую” (“высокую” и “низкую”, “полезную” и “вредную”) и пропускайте только разрешенную (введите цензуру, грифы, предвзятое редактирование). К примеру, пусть ученики зубрят наизусть «Я помню чудное мгновенье» великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но никогда не узнают о его дон-жуанских  похождениях. В нескольких штатах Америки запрещено излагать дарвиновскую теорию эволюции. В некоторых других штатах учитель, переходя к изложению этой теории, обязан заявить, что не собирается опровергать Библию. Пример из области фантазии: если, скажем, благословенная Оболвания вступит в не очень победоносную войну с маленькой, но гордой  Джамахерией, информация об этой войне, скорее всего, будет фильтроваться.

Усиление: передавая фильтрованную информацию, на все корки ругайте «авторов» неправильной информации, не гнушаясь вымыслом (см. прием 1).

4.Затрудняйте  доступ к источникам информации (примеры: в фашисткой Германии – сжигание “неарийских” книг, в Союзе – существование спецхранов, издание «сомнительных» книг с пометкой «для научных библиотек», регулярное изъятие из сети школьных библиотек “неправильной” литературы).

5. Подавайте истинную информации вперемешку с вымыслом (фальсификация): намеренно искажайте первоисточники, давайте предвзятые  толкования, комментарии, наводите «хрестоматийный глянец». Самый мягкий пример – объявление всех великих ученых – естествоиспытателей  материалистами, еще пример – публикации в советские времена о западном образе жизни (“их нравы”).

6. Создавайте помехи!

а) из пустого – в порожнее! (пассивные помехи): Передавая полезную информацию, включайте в нее фрагменты, имеющие лишь видимость информации. Рассуждения по поводу; призывы к духовности и возврату к народным ценностям; «доказательства» с наперед известным результатом («преимуществ социализма», «неизбежности коммунизма», «особого пути России»). Задачи, для решения которых не требуется никакого напряжения мысли. Обещания типа: вы это поймете на следующем уроке, в старших классах, в следующей жизни.

б) с точностью до наоборот (активные помехи): белое объявляйте черным, заведомых преступников называйте героями, подвижников – подонками, халтуру –шедеврами.

7. ПЕРЕДАВАЙТЕ УСТАРЕВШУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Для проведения занятий, как правило, пользуйтесь материалами (книгами, конспектами, разработками), увидевшими свет при царе Горохе. Если появилась нашумевшая разработка или новый подход, по вашему предмету или по общим вопросам обучения, подождите 5-10 лет, пока о ней сложится определенное мнение. Дайте информации как следует отстояться! Ориентируйтесь на принцип «Новое – это хорошо забытое старое». Пример(2003 года): завуч крутой государственной гимназии проводит воспитательный час для старшеклассников по книге «Что значит быть современным», изданной в 1977 году

В идеальном случае цикл ваших  занятий должен представлять собой бесконечную политинформацию: только проверенные источники, никаких сомнительных утверждений, а тем более «отсебятины», суконный язык, восхваление «отцов – основателей» и поругание идеологических противников. Идеальное состояние учеников на таком занятии – легкая дрема, которую допустимо прерывать только «воспитательными моментами», цель которых – наказание нерадивых (см. часть 2).

Комментарий автора: В тяжелых случаях все перечисленные приемы применяются совместно, перерастая в информационную войну. На уровне государств такая война называлась идеологической борьбой, если попроще – промыванием мозгов. Однако ведут информационную войну не только государства, но и религиозные направления, конкурирующие фирмы,  научные школы... И, конечно, руководители  с подчиненными,  старшее поколение с подрастающим...

Попытаемся ответить на вопрос: зачем все это делают не диверсанты в стране Оболвании, а реальные деятели культуры и образования? Естественно, по самым благородным мотивам: они заботятся об устойчивости своих учреждений: своего Государства, своей Академии, своего Института, своей Церкви, своего Научного направления... Кто бросит в них камень?

Но медаль имеет оборотную сторону: люди с хорошо промытыми мозгами не приспособлены решать новые задачи, постоянно встающие перед Государством, Академией и т.д. Зато они идеально приспособлены к уходу ? в наркоманию,  в криминал, в секты…

 

Часть 2 «Блокировка механизмов восприятия информации».

Повреждение источников информации еще не гарантирует нашему диверсанту выполнение своей задачи: полного оболванивания одаренных детей. Обратимся к противоположному концу информационной цепочки: УЧЕНИКУ. Вначале ситуация представлялась диверсанту безнадежной: мозг ученика (особенно ребенка) самой природой настроен на поглощение и переваривание “духовной пищи” - огромных объемов  информации, необходимых для жизни – в точности, как желудок настроен поглощать и переваривать необходимые для жизни объемы пищи материальной. Можно ли помешать этому? Нельзя, если ориентироваться на принцип «Против природы не попрешь». Но можно сделать наоборот, по принципу «Больной, проснитесь, примите снотворное». Другими словами, нужно рассогласовать взаимодействие Источника и Приемника информации. Проще говоря, нужно либо отбить аппетит (надежнее всего этого добиваются с помощью страха или скуки), либо вызвать рвотный рефлекс перегрузкой «пищеварительного тракта», либо просто не дать времени на переваривание. Понятно, что все перечисленные механизмы могут действовать и последовательно, и параллельно, и в сложных переплетениях, тогда их действие взаимно усиливается.

 

Выдержка из инструкции:

 

 І. Создайте атмосферу страха

Образец:

Есть древняя китайская история. Жестокий князь ввел новую казнь. Медный шест клали на высоте трех метров над пылающими углями. Шест смазывали салом, чтоб был скользким. Если жертва пройдет по шесту и не упадет в огонь – останется жива. А если кто упадет – сам виноват, не хватило ловкости…

Рекомендации:

Пусть ваши занятия (уроки, лекции, тренинги) напоминают скользкий медный шест. Постоянно поддерживайте в учениках чувство страха, вины и неуверенности в себе. Недостатки можно найти всегда – вспомните автоинспектора при исполнении или армейского сержанта. Если, скажем, ваш ученик решил задачу простым способом – упрекните его, что не рассмотрел все возможные случаи. А если решение сложное – объявите его головоломным (особенно если  сами его не понимаете). Лучше всего с самого начала ввести железное правило: существует только один верный способ решения задачи – ваш собственный. Тогда все остальные – ошибочные, в них можно не разбираться. Лучше всего «неканонические» решения и подходы высмеивать: для детей насмешка – может быть, самое страшное наказание. Обвиняйте в незнании азов. Вспоминайте вслух прошлые ошибки и неудачи, насмешливо величайте «непризнанным гением» - и вы надолго отобьете очередному умнику охоту морочить вам голову незрелыми суждениями. К тому же, чем чаще вы будете тыкать его носом в прошлые ошибки, тем чаще он будет их делать в дальнейшем.

Допустим, ученик блестяще решает задачи устно, а записать решение ему нелегко. Ему же хуже – заставляйте делать подробные записи. Глубокомысленного тугодума заставляйте отвечать быстро, а на выскочку, раньше всех получившего правильный ответ, не обращайте внимания – пусть не выпендривается!

В распоряжении учителя всегда есть  «метод кнута и пряника». Не стесняйтесь, выбирайте кнут! Некий Всезнайка задал вам вопрос по существу, на который вы затрудняетесь ответить. Действуйте по принципу «поднявший вопрос – от него и погибнет!» - обвиняйте задавшего вопрос в тупости, ибо «всем все понятно!». А еще лучше – запретите задавать вопросы под предлогом сбережения времени. Неплохо смотрится прием «варенье назавтра» – установите правило, что вопросы можно задавать по окончании занятия, опять же, в следующей жизни.

ІІ. Обалдевайте знаниями!

Не секрет, что большинство научных истин относительно просты. Ваша цель – сделать так, чтобы ученики об этом никогда не догадались. Поскольку «информацией является лишь то, что можно понять» (Ф. Вайцзеккер, немецкий физик), ни в коем случае не допускайте понимания.

 

Образец:

лекция о печке

«Проектирование угольных реакторов сталкивается с большими теоретическими, инженерными и организационными трудностями. Главная трудность заключается в создании самоподдерживающейся и контролируемой реакции окисления топливных элементов. Кинетика этой реакции изучена еще слабо. Дифференциальное уравнение, описывающее этот процесс, уже получено, но его решение возможно лишь в простейших случаях.

Корпус угольного реактора предлагается изготовить в виде цилиндра с перфорированными стенками. Через эти отверстия будут удаляться продукты горения. Внутренний цилиндр, коаксиальный с первым и так же перфорированный, служит для подачи кислорода, а тепловыделяющие элементы помещаются в зазоре между цилиндрами. В качестве окислителя подходит чистый кислород, но он дорог, поэтому самым дешевым заменителем является воздух. Однако воздух состоит на 78 процентов из азота. Даже если часть азота прореагирует с углеродом, образуя  ядовитый газ циан, то и тогда угольный реактор будет серьезным источником опасности для здоровья обслуживающего персонала».

 

Рекомендации:

1. Наука – не жизнь!

Ни в коем случае не допускайте стыковки учебного материала с реальным миром, теории с практикой. Ориентируйтесь на принцип: «Хорошая теория настолько всеобъемлющая, что не допускает никакого конкретного применения». Законы механики должны быть сами по себе, а движение футбольного мяча – само по себе.  Курс информатики изучайте без компьютеров. Пусть ваши ученики, изучая иностранный язык, никогда не услышат живой речи и не увидят неадаптированного текста. Очень хорошо сбивает с толку и обратное действие: вы излагаете огромное количество бессвязных фактов, не давая им никакого объяснения. Поскольку ни один смертный запомнить это не может, вы их излагаете с помощью конспекта, но от учеников требуете воспроизведения наизусть.

 

2 Нарушайте логику. Лучше всего нарушить «закон достаточного основания». Суть этого закона: исходные положения должны быть разумно обоснованы. Беда в том, что разумные обоснования вызывают ненужные вопросы. Может сразу проясниться, что ваши положения высосаны из пальца или никак не стыкуются с представлениями учеников. Вы можете с ужасом убедиться, что сами не понимаете материала, который должны донести. Гораздо проще вести дело к тому, что ученики должны поверить вам на слово. Например, в 3 классе сообщите: «наукой доказано, что все планеты Солнечной системы вращаются вокруг своей оси». Пример из учебника «Естествознание» для 5 класса: «В природе «элементарных кирпичиков… больше ста. Их называют атомами химических элементов. В 1869 г. великий русский ученый Д.И. Менделеев расположил все известные к тому времени химические элементы, а их было 63, в таблицу. Получилась таблица, которую называют периодической системой Д.И. Менделеева. (Приводятся номера и названия нескольких элементов). В таблице сейчас многое непонятно, но, начав изучать химию, все прояснится».

Удачный прием нарушения логики - порочный круг. Вы сообщаете, что «Земля имеет форму геоида», и тут же отвечаете на вопрос «что такое геоид?»: это фигура, имеющая форму Земли.

Урок физики: Учитель: - Законы Ньютона выполняются не везде, а только в инерциальных системах отсчета.

                        Ученик: - А что такое «инерциальная система отсчета»?

                        Учитель: -  Это система отсчета, в которой имеют место законы Ньютона!

Пропускайте логические шаги. Например, в доказательстве теоремы пропустите полстраницы выкладок, вместо них скажите «следовательно» – и продолжайте, как ни в чем не бывало. Еще лучше вместо «следовательно» сказать «очевидно», потому что нет человека, который отважился бы спросить объяснение очевидной вещи. Естественно, ученик во время ответа должен изложить доказательство полностью.

Давайте бессмысленные  определения: «Куст – совокупность веток и листьев, растущих из одного места» (отрывок из  армейской  инструкции). При этом требуйте повторять их слово в слово! Пресекайте попытки самых смышленых детей давать научные определения своими словами или вводить определяемые понятия с помощью наглядных примеров.

Обратный прием: пользуйтесь терминами, о которых ученики в буквальном смысле не имеют понятия, т.е. не понимают, какой смысл имеет слово. Из учебника естествознания для 5 класса: «Внутри звезд происходят ядерные превращения водорода в гелий». В выделенном фрагменте ученики 5 класса понимают одно слово: предлог «в». Значение остальных слов в предыдущем тексте учебника не объясняется. Впрочем, автор мог предполагать, что термины «водород», «гелий» и «ядерное превращение» введены еще в начальной школе, а может быть, и в детском саду.

 3. Путайтесь в ПРИЧИНАХ И СЛЕДСТВИЯХ, В правописании, выводах формул, в исторических датах, в формах иностранных глаголов. Ученики, черт побери, должны понимать, что вы на самом деле имели в виду! За повторение ваших ошибок – наказывайте, за попытку исправить вашу  ошибку на уроке – наказывайте вдвойне.

 4. Выражайтесь наукообразно! Ни в коем случае не излагайте материал ясным  живым языком. Исходите из того, что подлинный язык науки  - канцелярит. Он идеально подходит и для того, чтобы скрыть информацию, содержащуюся в тексте, и для того, чтобы скрыть тот факт, что в тексте информации кот наплакал. Канцелярит требует освоения, но есть и  общедоступные приемы:

а) Не  «зараза», а «инфекция!»: по возможности заменяйте русские слова иностранными:

не сокращенный, а редуцированный,

не измененный, а модифицированный.

Ориентируйтесь на «вредный  совет»:

 «Ваш доклад набейте плотно иностранными словами

С окончаниями «…арный», «…ция», «…ический» и «…аж»!

Так что не «ядерный», а «нуклеарный», не «постоянный», а «стационарный»,

            не «переключение», а «коммутация», не «объединение», а «интеграция».

не «случайный», а «стохастический», не «беспорядочный», а «хаотический»,

не «осушение»,  а «дренаж».

Впрочем,  для равновесия вместо обрусевшего и привычного иностранного слова можно употреблять исконно русское слово, если оно безнадежно устарело:

не «скульптор», а «ваятель», не «оригинальный», а «первозданный».

б) Используйте рекордно длинные цепочки родительных падежей: «Тема исследования: «Методика подготовки процесса измерения периода колебаний кончика хвоста собаки учительницы русского языка»

 

Используя все перечисленные приемы «обалдевания»,  вы бьете без промаха: гипнотизируете детей скукой, а скука – самый надежный метод уничтожения творческих способностей и главный фактор, способствующий детской наркомании. Кроме того, вы добиваетесь полезного сверхэффекта: можете создать видимость, что  владеете  предметом, даже если сами в нем «ни в зуб ногой». Чем меньше понимают, тем больше уважают!

При этом «давайте установку», очень помогает заклинание одного математика, который на уроках любил приговаривать: «Это ничего, что вы сейчас ничего не понимаете, вы и дальше не будете ничего понимать!»

 

ІІІ.  Отнимите время!

Образец:

закон корабельного боцмана

«Много хлопот доставляло нам привыкание к жизни военно-морской, с ее жестким и часто тупым укладом… В первые месяцы на судне я обратил внимание, как старательно матросы «драют медяшку». «Не проще ли было заменить все эти медные поручни хромированными или никелированными?» - спросил я у (морского офицера) Шишина. «  Нет! – ответил он, - матрос в море должен быть всегда занят. Все пиратские бунты оттого и происходили, что у людей появлялось свободное время». Если я вдруг спрашивал (офицеров), для чего нужно то или иное бессмысленное, на мой взгляд,  дело, они с грустной улыбкой отвечали: «Чтоб служба медом не казалась!». Они же объяснили мне, что если командир, отдав приказ, понимает, что приказал не то, что надо, он все равно свой приказ отменять не должен, иначе подорвет свой командирский авторитет».

(из автобиографической книги А.Городницкого «И вблизи и вдали»)

 

Мягкотелые интеллигенты спросят: совместимо ли развитие таланта с «жестким и часто тупым укладом»? Нужно ли распоряжаться временем одаренных  детей по тем же принципам, что и временем подневольных матросов? Если вы цените свой «командирский авторитет», это неизбежно. «Умники и умницы» могут учинить «бунт на корабле» почище пиратского. На каждом уроке вас будут «обламывать»: задавать головоломные вопросы, ставить под сомнение ваши способы решений, ваше произношение, вашу грамотность – короче говоря, вашу компетенцию. Стоит вам пару раз оказаться не на высоте – и плакал ваш авторитет… Впрочем, вместо закона корабельного боцмана можно использовать правило пехотного сержанта: « - Рядовой Иванов! Берите лом, подметайте плац! – Товарищ сержант, почему лом, ведь метлой и лучше, и быстрее…- Мне не надо быстрее, мне не надо лучше, мне надо, чтоб ты замотался!»

Перейдем к конкретным рекомендациям:

Околачивайте груши! (закон20\80): Из всего времени, отпущенного на изучение какой-либо дисциплины, 80 процентов времени следует потратить на занятия, не имеющие для ученика смысла. Скажем, в физике, это – вызубривание формулировок и определений, в математике – строгие доказательства, к необходимости в которых ученик не подготовлен, в литературе – мнения критиков о литературных  произведениях «времен Очакова и покоренья Крыма. И повторяйте, повторяйте, повторяйте!…

«Круглое – тащить, квадратное – катать! Доказательство теоремы, решение задачи начинайте с самого общего или самого сложного случая. Если есть возможность выбрать из нескольких учебников, нескольких решений, нескольких систем обозначений – выбирайте самый сложный или громоздкий вариант.

«От забора до обеда» - давайте домашние задания так, как будто ученик должен заниматься только вашим предметом. Самые продвинутые преподаватели задают «сантиметрами» – «вы должны решить за неделю 3 сантиметра (по толщине) из этого задачника!» Неувядающая классика – задать на неделю прочесть несколько литературных произведений, или одно – зато «Войну и мир».

 

Комментарий автора. Подведем предварительные итоги. Известный физик Виталий Гинзбург когда–то писал: «Выводить из душевного равновесия исследователя – все равно, что бить пианиста по пальцам». Если вы работаете с одаренными людьми и хотите добиться ощутимых результатов, имеет смысл представлять, какие факторы могут постоянно выбивать вашего воспитанника из колеи. Сами собой эти факторы, к сожалению, не устраняются, скорее, наоборот. Может быть, это и есть основная причина того, что находит себя лишь небольшая часть одаренных детей. 

Заканчивая эту статью, автор подозревает, что незаметно для себя использовал в ней некоторые из описанных приемов. Читатель может без труда разобраться, какими именно способами автор повредил информацию, которую пытался передать: что автор просто выдумал, что коварно скрыл, а что - беззастенчиво отфильтровал.

 

Послесловие: Уважаемый коллега! Вы познакомились с небольшой подборкой из большой коллекции «антипедагогики». Остальные ее части (в том числе принципы «антипедагогики» и приемы ее преодоления) будут опубликованы на сайте Лаборатории образовательных технологий. Вы можете присоединиться к этой работе, присылая автору подходящие «экспонаты», которые удалось заметить вам самим, вашим друзьям, детям  или коллегам.

Литература: Альтшуллер Г.С. «Как стать гением»

                        Гин А.А. «Приемы педагогической техники»

                        Злотин Б.Л., Зусман А.В. «Решение исследовательских задач»

                        Леви В.Л. «Нестандартный ребенок»

                        Сб. «Одаренные дети», М. «Прогресс», 1991