Управление образования города Усть-Илимска

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 315

Конкурс

социально-значимых  детских, подростковых и молодёжных проектов

«Мой город».

Проект:

Юные изобретатели – обществу.

(Создание городского центра изобретательства)

Авторы: Гнедых Александр Александрович,

                    Дипломант Международного конкурса

                            для школьников и студентов «ТРИЗ-2002»

          Аверкиева Анна Владимировна,

                     участница региональной конференции

«Шаг в будущее, Юниор!»

                     учащиеся 7е ТРИЗ-класса школы №15.

Руководитель: Бояркина Валентина Ивановна,

преподаватель ТРИЗ школы №15, г. Усть-Илимска,

руководитель городской проблемной группы ТРИЗ,

Дипломант Международных конкурсов

для школьников, студентов и преподавателей

«ТРИЗ-2000», «ТРИЗ-2001», «ТРИЗ-2002»

Г. Усть-Илимск

2003

Паспорт проекта.

  1. Полное название проекта:

«Юные изобретатели – обществу».

(Создание городского центра изобретательства)

2. Организация-заявитель:

МОУ средняя общеобразовательная школа №15 г. Усть-Илимска,

Почтовый адрес –666685 г. Усть-Илимск, Иркутской обл. 

ул. Дружбы Народов, 7.

Тел.  8-235-5-93-12

Факс 8-235-5-93-12

E-mail: school15@ilim.ru

3. Авторы проекта:

  • Гнедых Александр Александрович, учащийся 7е ТРИЗ-класса школы №15, адрес: ул. Мечтателей, 4-87.

  • Аверкиева Анна Владимировна, учащаяся 7е ТРИЗ-класса школы №15, адрес: ул. Соколиная, 16-2.

    4. Руководитель проекта: Бояркина Валентина Ивановна, преподаватель ТРИЗ школы №15, руководитель проблемной группы ТРИЗ при ГорУО.

    Адрес: ул. Градостроителей, 17. Тел. 5-94-44. E-mail: matchem@mail.ru

     

    5. Бухгалтер проекта – не определён.

    6. География проекта: г. Усть-Илимск

    7.Срок выполнения проекта:  2003-2006 г.

    8. Имеющиеся средства и полная стоимость проекта:

    имеются людские ресурсы – преподаватель ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) инженер - Бояркина Валентина Ивановна, учащиеся ТРИЗ-класса, имеющие некоторый опыт решения учебных и реальных производственных изобретательских задач, коллеги в системе городского образования, заинтересованные в обучении школьников решению  технических и жизненных проблем, изобретатели и рационализаторы на предприятиях города.

       Стоимость проекта 152 000 руб. (Прикидочный расчёт на 1 год деятельности)

    Краткое описание целей и задач проекта:

    Цель проекта – создание городского центра изобретательства.

    Назначение центра:

  • обучение основам Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)по программам разной направленности – для детей, подростков, взрослых (учителей, производственников, бизнесменов) и разной степени освоения ТРИЗ (ознакомительный, основной, углубленный),

  • сотрудничество с предприятиями города по вопросам поиска и решения реальных технических проблем и изобретательских задач,

  • объединение жителей города, заинтересованных в изобретательстве и развитии творческого мышления,

  • развитие изобретательства в школьном образовании (применение получаемых знаний для получения новых идей в науке, технике, производстве, бизнесе, быту и т. п.)

    Задачи:

    -    продолжение изучения ТРИЗ, получение полноценного технического и ТРИЗовского образования;

  • создание детского изобретательского центра на базе 7е ТРИЗ-класса школы №15;

  • создание материальной базы детского изобретательского центра (библиотека по основам науки, техники, изобретательства (в том числе по ТРИЗ), мастерские для изготовления моделей и опытных образцов изобретений,компьютерный класс с выходом в Интернет и в патентные библиотеки и т. д.)

  • продолжить сотрудничество с Международной Ассоциацией ТРИЗ в виде участия в конкурсах и дальнейшего получения специального ТРИЗовского образования.

  • участвовать в Российском движении «Шаг в будущее!» на школьном, городском и других уровнях.

  • продолжать и развивать сотрудничество с предприятиями города, с технической интеллигенцией, со взрослыми изобретателями.

    Описание проекта и его обосннование.

    Постановка проблемы. Проект направлен на развитие творческих способностей жителей нашего города (детей и взрослых).  Умение видеть и решать проблемы в повседневной жизни, на производстве, необходимо каждому человеку.

    Уникальность проекта состоит в том, что:

  • для решения проблемв разных направлениях науки, техники, искусства применяется ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – богатый набор инструментов творческого мышления.

  • Получение принципиального решения технической проблемы возможнодетьми и подростками (с последующей инженерной проработкой решения)

    Проект рассчитан на самые широкие слои населения, но в первую очередь на детей, интересующихся изобретательством, решением проблем в технике и технологии.   Изобретатели могут помочь бизнесменам увеличить доход от предприятий; производственникам – решить проблемы технологии, ассортимента продукции. Обучение ТРИЗ  может помочь безработным людям  найти нестандартный способ получения заработка и таким образом экономически подняться; детям и подросткам занятия в центре помогут развить свои творческие способности, найти интересное и полезное Дело.

    Проект можно популяризировать через данный конкурс, через средства массовой информации.

    К реализации проекта можно привлечь учебные заведения и предприятия города, Международную ассоциацию ТРИЗ, российскую программу «Шаг в будущее».

    Цель проекта – создание городского центра изобретательства.

    Назначение центра – обучение основам изобретательства (на основе ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления) и патентоведения,

  • сотрудничество с предприятиями города по вопросам поиска решения реальных технических проблем и изобретательских задач.

  • объединение жителей города, заинтересованных в изобретательстве и развитии творческого мышления,

  • развитие изобретательства в школьном образовании (применение получаемых знаний для получения новых идей в науке, технике, производстве, бизнесе, быту и т. п.)

    Задачи:

    -    продолжение изучения ТРИЗ, получение полноценного технического и ТРИЗовского образования;

  • создание детского изобретательского центра на базе 7е ТРИЗ-класса школы №15;

  • создание материальной базы изобретательского центра (библиотека по основам науки, техники, изобретательства (в том числе по ТРИЗ), мастерские,компьютерный класс с выходом в Интернет и в патентные библиотеки и т. д.)

  • продолжить сотрудничество с Международной Ассоциацией ТРИЗ в виде участия в конкурсах и дальнейшего получения специального ТРИЗовского образования.

  • продолжать и развивать сотрудничество с предприятиями города, с технической интеллигенцией, со взрослыми изобретателями.

    Ожидаемые результаты:  создание центра изобретательства будет способствовать развитию и процветанию города.

    Описание проекта.

    Мы, учащиеся 7е ТРИЗ-класса школы №15, уже получаем общее изобретательское образование. К окончанию 9 класса основы ТРИЗ будут нами освоены. В процессе изучения ТРИЗ уже решены сотни изобретательских и общетворческих задач.  С прошлого года мы начали сотрудничать с промышленными предприятиями города с целью познакомиться с производством, с работой изобретателей и рационализаторов, с целью поиска реальных проблем, по которым мы можем предложить свои идеи их решения.

              В этом учебном году мы были на экскурсии на Усть-Илимском хлебозаводе, в ходе которой выявили ряд изобретательских задач, нашли решения этих задач. Предложенные нами решения рассмотрены главным инженером и начальником отдела маркетинга хлебозавода, получен положительный отзыв на нашу работу. (см. приложения 1- 2)

              Кроме этого мы участвовали в школьной и городской конференции Научного общества учащихся, в региональной конференции «Шаг в будущее –ЮНИОР!»  в г. Усолье-Сибирское, в конкурсах Международной Ассоциации ТРИЗ.  Получен ряд дипломов и свидетельств. (см. приложения 3-10)

              В школе №15 издаётся  ТРИЗ-журнал, в котором описываются изобретательские идеи ребят. Создан школьный сайт в Интернет с информацией о ТРИЗ-делах., на сайте будет размещён и ТРИЗ-журнал.  Вместе со структурным подразделением ЦДО «Техническое творчество» проведены две городские олимпиады по ТРИЗ. Гнедых А. и Аверкиева А. заняли в этом году на городской олимпиаде по ТРИЗ соответственно 1 и 2 место по параллели 7х классов. 

              Таким образом, начальные ресурсы для  создания городского изобретательского центра уже есть. Осуществлять проект будем мы, ученики ТРИЗ-класса, и другие заинтересованные лица и организации, например, структурное подразделение «Техническое творчество» Центра дополнительного образования, руководитель Заваруева Валентина Нестеровна.

    Первая работа городского  центра изобретательства - проект «Водохранилище и Ангара – территория круглогодичного отдыха жителей нашего города», подан на городской конкурс социально-значимых проектов. В проекте объединены предложения участников 2 городской олимпиады по ТРИЗ, учеников ТРИЗ-классов  и факультативов по ТРИЗ  из школ №5, №7, №8, №15, №17, с привлечением родителей и работников СП «Техническое творчество» Центра дополнительного образования.

              12 апреля 2003 года в школе №15 состоялось первое организационное собрание нашего центра. Присутствовали учащиеся школ №5, №7, №15, руководитель проекта Бояркина В.И., учитель ТРИЗ школы №5 Денисюк Лариса Серафимовна, учитель ТРИЗ школы №14 Шварова Светлана Александровна,  руководитель СП ЦДО «Техническое творчество» Заваруева Валентина Нестеровна. Дети и взрослые разработали предложения по организации и направлениям работы центра и по ближайшим мероприятиям.

    Направления работы центра:

  • Обучение ТРИЗ ( ведут преподаватели ТРИЗ)

  • Разработка и проведениемастерских по отдельным методам ТРИЗ силами старшеклассников,

  • Проведение периодических семинаров по определённым изобретательским темам, проблемам (преподаватели ТРИЗ, производственники, взрослые изобретатели)

  • Проведение соревнований, конкурсов, олимпиады по ТРИЗ (старшеклассники - ТРИЗовцы, учителя - ТРИЗовцы.)

  • Продолжение и развитие сотрудничества с предприятиями города, с технической интеллигенцией, со взрослыми изобретателями.

  • Налаживание связи с другими городами, обмен делегациями. (получено приглашение к сотрудничеству от управления образования г. Северо-Байкальска)

  • Оборудование динамично меняющегося кабинета для занятий, чтобы можно было его быстро перестраивать для разного вида деятельности – общие занятия, индивидуальная работа по обдумыванию идей (отдельные рабочие кабинки), работа по фантазированию – музыка, видео и т. д.

  • Создание лабораторий, мастерских для исследовательской и опытно-экспериментальной работы (получено принципиальное согласие администрации СП ЦДО «Техническое творчество»,школ №5, №15, №14)

  • Создание кружков по отдельным направлениям в изобретательстве, например, аэрокружок – создание изобретений, связанных с изучением и использованием воздуха, аквакружок – создание изобретений, связанных с водой, кружки по изобретениям , связанным с химией, физикой, спортом и т. д.

  • Разработка и изготовление оригинальных наглядных пособий для разных школьных предметов. Возможно их тиражирование по заказам школ города и области. (ученики ТРИЗ-классов, старшеклассники-ТРИЗовцы)

  • Разработка и изготовление оригинальных игрушек, сувениров, наборов для фокусов (из подручных материалов с разработкой для них технологии, инструментов и приспособлений), продажа их на выставках-ярмарках. (ученики ТРИЗ-классов, старшеклассники-ТРИЗовцы)

  • Организация экспертизы детских изобретений с привлечением инженерно-технических работников предприятий города.

  • Организация склада материалов для технического творчества.

  • Центр создаётся на базе школы №15. При расширении сферы деятельности организовать филиалы в других школах города.

  • Создание фонда новых задач по ТРИЗ.

  • Организация сотрудничества с учителями технического труда, физики, химии, астрономии и т. д. для разработки творческих изобретательских заданий по данным предметам, для ведения тематических изобретательских кружков.

  • Общий сбор- по субботамв 15.00 в школе №15 кабинет №308.

                      Ближайшие дела до окончания учебного года:

  • Популяризация проекта – информация в газетах города, выступление по телевидению.

  • Разработка положения о городском центре изобретательства.

  • Доработка учебных программ разного уровня по ТРИЗ.

  • Городской конкурс изобретательных садоводов и огородников – 26 апреля.

  • Конкурс игр –17 мая.

  • Конкурс Международной ассоциации ТРИЗ «ТРИЗ-2003» до 15 августа.

    Кроме разработки вышеназванных предложений, на первом собрании центра – 12 апреля, День космонавтики, был проведено совместное решение конкурсной задачи на космическую тему из журнала «Левша» (приложение к журналу «Юный техник»). Ребята очень хорошо поработали, получено около десятка интересных и оригинальных решений задачи. Самые лучшие решения будут отправлены на конкурс.

    В дальнейшем попробуем заинтересовать администрацию города, городское управление образования, центр дополнительного образования, взрослых изобретателей, технические учебные заведения города. Для начала работы центра изобретательства можно использовать материальные ресурсы школы, а в дальнейшем, с повышением нашей квалификации, зарабатывать деньги для себя и для центра путем работы по договорам с предприятиями и жителями города.

    План-график реализации проекта.

    Ближайшие планы:

  • Популяризация проекта – информация в газетах города, выступление по телевидению – апрель 2003г.

  • Участие в конкурсе российского журнала «Левша» - 15 апреля 2003г.

  • Разработка положения о городском центре изобретательства – апрель 2003г.

  • Защита проекта «Юные изобретатели –обществу» и проекта «Водохранилище и ангара – территория круглогодичного отдыха жителей нашего города» на городском конкурсе социально-значимых проектов.

  • Доработка учебных программ разного уровня по ТРИЗ – май 2003г.

  • Городской конкурс изобретательных садоводов и огородников – 26 апреля 2003г.

  • Конкурс игр –17 мая 2003г.

  • Конкурс Международной ассоциации ТРИЗ «ТРИЗ-2003» до 15 августа 2003.

    Перспективные планы авторов проекта:

    1.     Получить изобретательское, школьное и общетехническое образование - 2003-2006 год и далее.

  • Продолжить знакомство с предприятиями и развивать сотрудничество с ними с целью поиска и решения изобретательских задач. - 2003 и далее.

  • Обучение других людей изобретательству. - 2006 год.

    Оценка достижений полученных результатов.  Успешность проекта будет оцениваться по количеству клиентов и кандидатов в изобретатели, т. е. по количеству прошедших обучение основам ТРИЗ, по количеству участников мероприятий, организованных центром. А также будет оцениваться по количеству и качеству выполненных работ и осуществленных предложений. Оценивать работу центра будут потребители.

    Дальнейшее развитие проекта.

  • развивать деятельность центра до областных масштабов и далее.

  • Создать условия для получения высококлассного общетехнического и изобретательского образования, т. е. для подготовки профессиональных изобретателей.

    Экономическое обоснование проекта.

    Для создания городского центра изобретательства необходимо:

  • выделить помещение с оборудованием для проведения занятий 2 раза в неделю по 3 часа.

  • создать штат работников :

                             руководитель – 1 человек

                                 инструктор      - 1 человек

  • приобрести инструменты и оборудование (список прилагается)

  • приобрести научно-методическую литературу, создать свою библиотеку по изобретательскому творчеству.

  • Для работы нужны компьютеры (для компьютерного моделирования, для оформления и отправки работ на конкурсы, дляпоиска информации в Интернет, для связи с изобретателями в других городах и т. д.). Первоначально можно взять в аренду.

  • Проведение экскурсий на предприятия города.

Список инструментов и оборудования

для организации практической работы в мастерской центра

на базе кабинета технического труда.

  • Ручной электроинструмент с насадками 5000 руб

  • Оборудование вытяжной вентиляции 10000 руб

  • Лакокрасочные материалы1 500 руб.

  • Наждачная бумага 900 руб

  • Клеящие материалы 150 руб.

  • Наборы надфилей, напильников, абразивных кругов.1000 руб.

  • Электропаяльники 1000 руб.

  • Наборы свёрл по дереву 200 руб.

  • Наборы для резьбы по дереву 750 руб.

  • Пилочки для лобзиков 500 руб.

  • Наборы резцов для токарного станка 1500 руб

    Смета расходов городского центра изобретательства.

Наименование расходов

Сумма в год, руб.

1

Аренда помещения

12500

2

Заработная плата

70812

3

Начисление на з/п

25351

4

Инструменты, материалы. оборудование

22500

5

Научно-методическая литература

10000

6

Аренда компьютеров

5000

7

Организация экскурсий

3000

8

Консультации специалистов

3000

 

итого

   152 163

 

Приложения:

          Предлагаем для иллюстрации наших возможностей и достигнутого уровня в решении изобретательских задач несколько наших работ:

  1. «Решение изобретательских задач Усть-Илимского хлебозавода» - доклад на конференцию научного общества учащихся. 2003 год. Автор: Остапюк Роман. 7е ТРИЗ-класс, школа №15.

  2. Отзыв на вышеназванную работу администрации УИ хлебозавода.

  3. Проект школы-пирамиды. Фрагмент доклада на конференцию научного общества учащихся. 2003г. Автор: Аверкиева Анна. 7е ТРИЗ-класс, школа №15.

  4. «Волшебный сад и его создание» Тезисы доклада на региональную конференцию «Шаг в будущее, ЮНИОР!» 2002г. Автор: Аверкиева Анна. 6е ТРИЗ-класс, школа №15.

  5. Свидетельство участника региональной конференции «Шаг в будущее, ЮНИОР!» - Аверкиевой Анны.

  6. Свидетельство участника городской конференции НОУ –Аверкиевой Анны.

  7. «Луна - место отдыха и работы»Тезисы докладана городскую конференцию НОУ, на региональную конференцию «Шаг в будущее, ЮНИОР!», на конкурс Международной Ассоциации ТРИЗ «ТРИЗ-2002». Автор: Гнедых Александр. 6е ТРИЗ-класс, школа №15.

  8. Диплом 1 степени за победу в Международном ТРИЗ-конкурсе для школьников и студентов «ТРИЗ-2002» Гнедых Александра.

  9. Свидетельство участника региональной конференции «Шаг в будущее, ЮНИОР!» - Гнедых Александра.

  10. Свидетельство участника городской конференции НОУ – Гнедых Александра.

  11. Диплом 1 степени за победу в Международном ТРИЗ-конкурсе для школьников, студентов и преподавателей «ТРИЗ-2002» Бояркиной Валентины Ивановны.

  Конференция  научного  общества  учащихся

«За  страницами  твоего   учебника»

Доклад

«Решение изобретательских задач

 Усть-Илимского хлебозавода»

                             Автор: Остапюк Роман Иванович

                                         Школа №15,  7е ТРИЗ-класс

                                         г. Усть-Илимск,

                                         Иркутской области.

                                         Российская Федерация.

Научный руководитель: Бояркина Валентина Ивановна,

                                          учитель ТРИЗ школы №15

                                                        2003

Введение

В декабре 2002 года мы (6 человек из ТРИЗ-класса и классный руководитель Бояркина В. И.) были на экскурсии на Усть-Илимском  хлебозаводе.

На экскурсию мы пошли, чтобы познакомиться с производством и найти темы для изобретательства и рационализации, например, выяснить:

  • самые трудоёмкие процессы,

  • где получаются отходы материалов, тепла, воды и т. д.

  • как создаётся ассортимент продукции,

  • что чаще всего ломается,

  • как создаётся реклама и т. д.

    Цель моей работы: дать предложения по снижению потерь материалов, по снижению трудозатрат, по обновлению ассортимента продукции.

    Основная часть.

    Знакомство с заводом мы начали со склада муки. Каждую неделю на склад поступает вагон муки – 60 тонн, это 1200 мешков по 50 кг. Разгружается вагон вручную, и с помощью транспортёров мешки с мукой поступают на склад. Далее надо муку просеять и подать в расходные бункера, находящиеся на самом верхнем этаже хлебозавода.

    Рабочий подвозит мешки с мукой на тележке,  переставляет мешок на помост к приёмному устройству, распарывает верх мешка и вручную высыпает (опрокидывает) мешок в корытообразную ёмкость. Находящийся внутри ёмкости шнек подаёт муку в трубу с ковшовым транспортёром, по которому она  идёт на просеивание и далее пневмотранспортом в расходный бункер.

    Остатки муки из мешка удаляются следующим образом: края мешка одеваются на горизонтальную трубу, чуть меньшего диаметра, чем мешок. Включается воздушный насос, мешок втягивается в трубу, выворачивается и вытряхивается внутри неё. Мука попадает в циклон для сбора мучной пыли.             (См. рис. 1)

    Недостатки данной технологии:

  • потери муки. Даже при осторожном высыпании из мешка, - мука «пылит», вокруг приёмного устройства на полу – слой муки.

  • тяжёлый труд по высыпанию муки из мешков, 1200 мешков в неделю надо пересыпать!

    Я предлагаю упростить перегрузку муки. (См. рис.1.)  Для этого трубу, которая служит для вытрясания  и выворачивания мешков, надо разместить вертикально. Мешок с мукой подъезжает по транспортёру или на тележке  прямо под конец трубы. Края мешка одеваются на трубу и закрепляются. Включается насос и мука из мешка высасывается, а мешок выворачивается так же, как в первом случае. Внутри трубы стоит сетка, которая пропускает только муку, а мешок не засасывает. Внутри нижней части трубы есть вставка из лёгкой жестяной трубы, которая свободно перемещается внутри трубы и закрепляется магнитными фиксаторами. Когда мешок готов к перекачиванию муки, фиксаторы  снимаются (открываются) и вставка под собственным весом встаёт на муку и в процессе перекачивания опускается до дна мешка. Это нужно для того, чтобы  мешок не терял форму и не мешал выкачиванию муки. Когда мука кончается, мешок затягивается в трубу, и он сам поднимает лёгкую жестяную трубчатую вставку в начальное положение. В это время надо опять закрепить вставку фиксаторами. Я думаю, такое устройство облегчит труд рабочих, упростит разгрузку, снизит потери муки.

    Нам показали, что мука попадает в бункера, а оттуда через дозаторы в тестомесильную машину и далее - в дежу. Это такая большая ёмкость, где тесто выстаивается. Из дежи тесто перекладывают в тестоделительную машину. Хлеб выпекается в печах туннельного или тупикового типа. Кроме хлеба на заводе пекут печенье, пряники, делают мармелад. Много народа работает на фасовке продукции, т. е. и здесь  есть изобретательские задачи.

    По некоторым задачам мы работали всем ТРИЗ-классом 7е, а также по ним работали ученики третьих классов на факультативе по ТРИЗ.

    Обзор наших решений:

    1. Задача об отходах целлофана. В одном из цехов мы увидели такую картину: печенье раскладывают по прямоугольным пластмассовым тарелочкам и всё вместе  закладывают в трубу из целлофана и запечатывают.  Целлофановая труба как лента сматывается с катушки. Ширина этой ленты примерно на 10 см шире, чем нужно для упаковки тарелочек с печеньем. Эта лишняя полоска обрезается и выбрасывается. Задача: как использовать эти отходы?

    Мы предлагаем из отходов целлофана делать:

  • конвертики для коллекционеров,

  • обложки для блокнотов,

  • упаковка для отдельных мармеладок или печенья (потом продавать в школьных буфетах),

  • надувные пояса, а из них – надувные жилеты,

  • плести сувениры, подарки (макраме)

  • и др.

    Авторы идей: Шкуркин Саша, Шкуркин Вова, Оноприенко Серёжа, Гнедых Саша, Бадмаев Женя – 7е классы

    2. Как разнообразить ассортимент продукции?

    Наши предложения:

                                         По хлебу

  • Выпускать праздничный хлеб. Заранее испечь украшения на хлеб – цифры, буквы, цветы, разные фигурки. Разложить их поверх теста в форме для хлеба. Тесто поднимется, и эти украшения будут как будто немного вдавлены в поверхность хлеба.Украшать хлеб можно к праздникам.К Новому году – номер года, к 8 марта – цветы и цифра 8, кдню защитников отечества – надпись «23 февраля» и какая-нибудь военная фигурка. Можно выпускать праздничный хлеб по знакам Зодиака, к профессиональным праздникам и т. д.Украшения можно, наверное, не только укладывать на поверхность теста, но и вставлять в тесто вертикально, когда тесто уже поднимется.

  • Выпускать хлеб с сюрпризом. Запекать в хлеб что-нибудь вкусное, но на этикетке не сообщать об этом, а просто указывать «хлеб с сюрпризом».

  • Изменить форму хлеба. Может в форме египетских пирамид? Русских бревенчатых изб? Или каких-нибудь других знаменитых сооружений?

  • Для праздничного хлеба сделать праздничную упаковку – прозрачную коробку с фирменнымзнаком Усть-Илимского хлебозавода .

      Авторы идей : Синцов Антон, Белозёров Артём, Бекренёв Игорь, Остапюк Рома, Яковишин Женя, Бадмаев Женя, Алекберова Катя.

                                  По булочкам – автор идей Эмиль Бикбулатов, 3а класс.

  • Двухэтажные булочки, внизу побольше шарик теста, вверху поменьше.

  • Булочка «наоборот» - сверху мягкая, а внутри зажаренная . Внутрь теста положить хрустящее печенье. Может оно не успеет размякнуть, пока булочка печётся?

  • Булочка-человечек, или зверушка, или как раньше пекли «жаворонки».

                                   По пряникам – автор идей Саша Балабатько, 3б класс.

  • Пряник – Дед Мороз, или пряник – роза (на 8 марта или день рожденья)

  • Пряник не сладкий, а наоборот, горький (вкус горького шоколада) или солёный (на любителя).

  • Пряник-заяц, надавишь на спинку, отпустишь и он немного подпрыгнет (потому что у него ноги из мармелада)

  • Учебные пряники в виде букв (русские и латинские) и цифр (арабские и римские)

  • Внутри пряника – записочки со стихами, с предсказаниями, с рецептами, шпаргалками, правилами.

    Выводы.

  • Выявлять и решать производственные задачи интересно и полезно. Это может пригодиться в жизни.

  • ТРИЗдаёт нам тренировку в решении проблем и инструменты дляпоиска решения.

Научно-практическая конференция НОУ

«За страницами твоего учебника»

  Творческая работа:

Школа-пирамида.

Фрагмент работы «Пирамиды, их особенности и применение»

      Автор: Аверкиева Анна,

      ученица 7е ТРИЗ-класса, школы №15.

 

Научный руководитель:

      Бояркина Валентина Ивановна,

                                    учитель ТРИЗ школы №15,

                                             руководитель городской

      проблемной группы ТРИЗ.

      Г. Усть-Илимск, Россия

                                                2003                                                                                                                                           

 Я взяла эту тему, потому что ещё в 5 классе заинтересовалась историей великих Пирамид. Я думаю, что будет интересно посмотреть на пирамиду, построенную по технологии современного мира.. 

            … Цитата о необычных свойствах пирамид.

«Предметы, побывавшие в пирамиде, и окружающее ее пространство приобретают уникальные свойства, объяснить которые современная наука не берется. В декабре 1998 г. в Москве прошел "круглый стол" по этой проблеме. Участники - видные ученые РАН и РАМН, аэрокосмической отрасли, НАСА и ЮНЕСКО, руководители служб МВД и МЧС. Они констатировали, что это не чудо, а физические явления, природу которых пока еще никто не знает, но тем активнее их надо изучать и, главное, использовать.

            Что же происходит в пирамидах и вокруг них? Эксперименты, проведенные Александром Голодом совместно с различными научно-исследовательскими институтами Российских Академий наук и медицинских наук, показали, что эта геометрическая фигура - мощнейший инструмент воздействия на природу. При прощупывании пространства над ней локатором обнаружилось, что над пирамидой стоит ионный столб высотой в несколько километров и шириной в полкилометра. Такое наблюдается только над мощнейшими энергоблоками. В пирамидах сами собой меняются свойства многих предметов, усиливаются иммунные свойства клеточной ткани. Вокруг пирамид необычно чистой стала вода. Вдоль русла рек вскрылись родники. Расцвели цветы, занесенные в Красную книгу. И наблюдалось еще много других феноменальных явлений, не встречающихся в нормальной жизни.

- Что собой представляют пирамиды, построенные Александром Голодом?

- В середине 80-х, - рассказал Александр Ефимович, - я открыл для себя уди-вительное явление: изготовленная из природного материала - диэлектрика (без единого гвоздя) пирамида с соотношением стороны основания и высоты 1 : 2, иными словами, "золотого сечения", способна оказывать стойкое положительное воздействие на окружающее ее пространство. С увеличением ее размера эффект резко усиливается. Активный радиус 22-метровой пирамиды - 120 м, и с годами он будет расти. У 11 -метровой - значительно меньше. Кроме того, обнаружилось, что любое кристаллическое вещество, полежавшее внутри пирамиды, на некоторое время "запоминает" ее свойства и само становится миниизлучателем.» 

           Зная, что пирамиды обладают лечебными свойствами, я предлагаю вашему вниманию такую идею применения пирамид:

            Я предлагаю построить школу - пирамиду из стеклопластика. Таким образом, её лечебные свойства сохранятся. В школе - 5-ть этажей. На первом этаже находятся крупные помещения такие как: спортзал, столовая, библиотека, актовый зал и др На последующих этажах – классы.. А также в этой школе находятся оранжереи и лифт.

Размеры  класса- 8 х 8м, высота –3,5 м. На 2-ом этаже 12-ть классов, на остальных этажах количество классов уменьшается на один с каждой стороны. 

            Такая школа будет оздоравливать учеников и учителей, в ней будут прекрасно расти и цвести растения, это будет настоящая школа-сад. Если построить такую школу в нашем городе, это будет одна из главных достопримечательностей города.

 

Городская  конференция  научного  общества  учащихся

«За  страницами  твоего   учебника»

Доклад

«Волшебный сад и его создание»

                             Автор: Аверкиева Анна Владимировна

                                         Школа №15 г.  6е ТРИЗ-класс

                                         г. Усть-Илимск,

                                         Иркутской области.

                                         Российская Федерация.

Научный руководитель: Бояркина Валентина Ивановна,

                                          учитель ТРИЗ школы №15

                                         2002

На одном из уроков ТРИЗ в 5 классе мы выполняли задание на воображение. Допустим, что золотая рыбка может сделать вокруг нашей школы волшебный сад. Как должен выглядеть такой сад? Что в нём может быть волшебного? Сначала мы определили подсистемы сада, т. е. из каких элементов он состоит:

            -    деревья, трава, цветы, кусты;

  • насекомые, птицы, другие животные;

  • земля, воздух, ветер;

  • забор, дорожки, скамейки, фонтаны, фонари.

Потом мы с помощью бинома фантазии и  ТРИЗовских приёмов

(динамизация, самообслуживание, объединение и других) получили вот такие идеи волшебства:

 Костя Агеев: говорящие цветы

Саша Янцевичус: цветы тянутся к человеку

Аня Соколик: цветы с эликсиром молодости

Саша Янцевичус: защита сада – самоукрепление, каждое растение становится очень прочным, если кто-то хочет его сорвать…

Андрей Бугдаев: животные охраняют сад

Рома Остапюк: от цветов взлетают лепестки, ароматные, светящиеся, разного цвета и кружат в воздухе… Цветок – игра с вопросами на лепестках. Такси в саду – тигр.  Каждый цветок узнает кто свой, а кто – нет.

Оля Токарь: изменяющиеся фонтаны – утром, днем, вечером, ночью. Фонтан-скамейка, сядешь в определённое место, и тебя поднимет цветочный фонтан.

            Были ещё такие идеи:

-растения, добывающие полезные вещества из земли.

-лианы вокруг крупных цветов – получаются качели.

-цветы – выпускают звёзды, говорят любезности.

-летающие дельфины, дарят цветы.

-паучки – перерабатывают мусор в удобрения.

-забор, пружинящий из цветов.

-дорожки водяные, по которым можно плавать.

-яблоко, откусишь, снимает усталость.

-цветок на верху фонтана, посмотришь на него, и он помогает в учёбе.

-сад круглый год растёт и цветёт, несмотря на нашу зиму.

Потом мы решали задачу: можно ли осуществить в реальности хотя бы некоторые «волшебства»? Например, сад, цветущий круглый год в наших северных условиях под открытым небом?

Женя Яковишин: надо сделать ограждения-фены

Кристина Павличко: химические, электрические обогреватели

Игорь Бекренёв: во время снегопада и сильных морозов настоящие цветы прячутся под землю и появляются искусственные цветы. Дорого? Красота требует жертв.

Костя Агеев: присоски в земле – снег засасывается в них.

Аня Соколик: теплый воздух должен дуть вверх – снег растает, не долетая до растений.

Рома Остапюк: из снега создать запас воды, чтобы поливать летом.

Игорь Бекренёв: под садом в земле поместить батареи

Юра Бузмаков: сделать самодельные тэны из нихрома, провести вокруг цветов греющие провода.

Костя Агеев: обогрев над садом.

            В этом году я решила продолжить эту работу, придумать, как осуществить другие волшебства и придумать новые. Это и есть цель моей работы.

            Задачи:

Придумать, как сделать:

-    говорящие цветы.

  • Цветы или деревца, которые наклонялись бы к человеку.

  • Траву светящуюся.

  • Чтобы с деревьев вылетали звёзды

  • Придумать ещё несколько волшебных неожиданностей.

                Наши предложения по устройству сада вокруг школы под открытым небом на севере выполнить будет очень трудно, т. к. потребуется очень много энергии для обогрева «улицы». К тому же тёплый воздух, сталкиваясь с холодным будет образовывать такой туман, что и сада не увидим… Поэтому я подумала, что если трудно сделать волшебный сад вокруг школы, то надо его устроить В ШКОЛЕ! Это последняя задача моего проекта.

    Описание идей и решений.

                «Говорящий цветок» - рядом с ним замаскирован магнитофон с записями простых приветствий и пожеланий. Включается магнитофон, когда человек идёт по дорожке, устроенной из плит, и наступает на плитку напротив «говорящего» цветка. Под плиткой замыкаются контакты, и … Цветок приветствует человека! Чтобы он успел сказать несколько фраз, пока человек проходит мимо, надо чтобы он включался через таймер, установленный на 1-2 минуты.

                «Деревцо, кланяющееся человеку». К настоящему молодому гибкому дереву прикрепить биметаллические пластины, а на пластины ТЭНы в виде  отдельных элементов-позвонков. Всё это замаскировать натуральной корой, которой много на любой деляне. При включении ТЭНов биметаллические пластины нагреваются. За счёт разного расширения при нагревании слоёв биметаллической пластины, она изгибается и сгибает деревце.  Включение ТЭНов так же как и говорящего цветка, под плитой дорожки. Надо только расположить включатель подальше от дерева, чтобы оно успело наклониться к моменту подхода человека.

                «Трава светящаяся»  В густой траве разложить небольшие блюдечки или шарики, покрытые фосфоресцирующим составом. Днём они будут «накапливать» свет, а ночью светиться.

                «Чтобы с деревьев вылетали звёзды». Я думаю это можно сделать так: стоит под деревом красивая садовая скамейка с мягким сиденьем. Когда человек садится, он сжимает воздушный резиновый мешок, размещённый в сиденье, и порция блёсток выдувается из трубочки, проведённой от мешка к ветке дерева.

                Чтобы придумать новые волшебства я применила бином фантазии, т. е. соединяю два слова и пытаюсь получить из них идею волшебства.

                Земля + пружина = идёт человек по дорожке и вдруг его подбрасывает вверх! Плита дорожки установлена на пружинах.

                Слово + диван = в определённом месте сада можно сказать какое-то слово или хлопнуть в ладоши и… надуется диван! Отдыхайте, пожалуйста!

    Надо сделать так, чтобы насос включался на звуковой сигнал, машинки игрушечные такие уже есть. А сдуваться диван должен, когда человек встанет с дивана и давление изменится.

                Тропинки + сияние = тропинки или сверху освещаются разным светом (светильники спрятаны в листве деревьев), или изнутри светятся плиты дорожки.

                По поводу САДА В ШКОЛЕ у меня есть два варианта. Первый – озеленить уже существующую школу. Пусть будет много цветов и растений в коридорах, на лестницах, в классах, в столовой. Хороши для этого вьющиеся растения, чтобы занимали мало места на полу и заполняли собой стены и потолки. Кое-где среди них можно и наши волшебства разместить.

                Второй вариант – разработать совершенно новый проект «ШКОЛА – ВОЛШЕБНЫЙ САД».  Для севера это будет особенно полезно и интересно. Сад разместить под большим куполом из небьющегося стекла. На лето купол должен убираться. В саду должны быть места для проведения уроков, для занятий спортом, творчеством. Сад, тем более волшебный сад, это место для труда детей. Эту тему, я думаю, мы продолжим на будущий год в нашем  ТРИЗ-классе.

    Выводы.

  • Сад нужен, чтобы радовать людей и чтобы наши дети могли гордиться нашими достижениями, но не останавливались на этом и продолжали придумывать более сложные и интересные сооружения.

  • Сад-школа сделает ученье красивым и и радостным.

       Международная ассоциация ТРИЗ

Конкурс «ТРИЗ-2002»

Творческое задание:

Луна – место отдыха и работы.

      Автор:Александр Гнедых     

                                                               ученик 6е ТРИЗ-класса, школы №15.

 

Научный руководитель:

      Бояркина Валентина Ивановна,

                                    учитель ТРИЗ школы №15,

                                             руководитель городской

      проблемной группы ТРИЗ.

      Г. Усть-Илимск, Россия

2002

            Какие бы катастрофы не грозили человеческой цивилизации,  общее у них одно =- человечество может погибнуть. Можно и нужно разрабатывать разные меры безопасности  и сохранности нашей цивилизации. Одна из них - осваивать  другие планеты и заселять их. Тогда, если на одной планете что и случится, то жизнь останется на других планетах.

Первое космическое тело, которое человек сможет начать осваивать, это Луна.

            Цель моей работы: выдвинуть предложения по обустройству Луны для жизни людей.

            Задачи:

     -    изучить литературу о поверхности и внутреннем строении Луны;

выявить основные ресурсы Луны;

подумать и выдвинуть идеи по использованию ресурсов Луны для организации жизни людей.

Вот некоторые данные о Луне и природных условиях на ней. .

 Сила тяжести на поверхности Луны составляет всего 0,165 от земной.

Среднее расстояние от Земли – 384 400 км.

Диаметр – 3476 км.

Период вращения – 27, 3 суток

Период обращения – 27, 3 суток.

Температура на поверхности – от -170°С до +130°С (лунные сутки составляют 27 земных, следовательно  на каждой точке поверхности Луны температура меняется от максимальной до минимальной за 13,6  земных суток или за  326 часов. Примерно на один градус в час на экваторе)

 На Луне выделяются области двух типов: светлые – материковые и тёмные – морские (как считали раньше). Материки сложены более светлыми породами и отличаются наличием значительных неровностей и множеством кратеров. Моря – относительно ровные области, расположенные ниже уровня материков, покрытые лавовыми потоками тёмных пород с меньшим количеством кратеров.

Подавляющее большинство кратеров на Луне возникло от ударов метеоритов и ядер комет, но некоторые кратеры имеют вулканическое происхождение.  Диаметр  кратеров: от сотен километров до миллиметров.

            Особый интерес представляет гигантская ударная структура диаметром 2500 км на обратной стороне Луны. Её уже успели окрестить "бассейн Южный Полюс - Эйткен". Глубина этого гигантского бассейна составляет около 12 км. Если учесть его размеры, то окажется, что на сегодняшний день это самое большое из всех известных нам ударных образований в Солнечной системе. Представьте - его диаметр превышает 2/3 диаметра Луны! Столкновение нашего естественного спутника с телом, породившим бассейн Южный Полюс - Эйткен, произошло на самой ранней стадии истории Луны - около 4 млрд. лет назад. Скорее всего, тело, ударившее в этом месте, проникло на глубину в 120 км, достигнув верхней мантии. Будь это тело чуть крупнее, Луна могла бы не пережить такую катастрофу и расколоться на множество фрагментов.

Изучение снимков гигантского бассейна Южный Полюс - Эйткен показало наличие там вещества, богатого железом и титаном. Но самым значительным открытием, безусловно, стало обнаружение на Луне водяного льда. В смеси лунного реголита с водяным льдом доля льда составляет всего 1-2% по массе.

При анализе лунного грунта обнаружили несколько минералов, никогда не встречавшихся на Земле. Особенно интересно, что лунные частицы железа не страшатся действия земной атмосферы, тогда как изготовленные на Земле железные изделия легко ржавеют. Оказалось, что лунное железо не ржавеет (по-научному, не подвергается коррозии) потому, что его поверхность долго облучалась ионами - частицами солнечного ветра.

            Лунный грунт детально исследован в лабораториях самыми современными методами. Следов жизни не обнаружено. Основные обнаруженные в нем химические элементы - это кислород, кремний, железо, титан, магний, кальций и алюминий. Оказалось, что темные лунные материки сложены из базальтов. Лунные морские базальты отличаются от земных базальтов более высоким содержанием FeO, а иногда и TiO2. Другие основные окислы SiO2, MgO, CaO, и Al2O3 входят в состав лунных пород примерно в тех же количествах, что и в состав земных пород. Анализ лунной пыли, покрывающей поверхность Луны слоем  толщиной от нескольких миллиметров до десятка сантиметров. показал, что содержание легкого изотопа  газа гелий-3 в микронных лунных пылинках значительно превышает его содержание в земных породах. Это открытие взволновало ученых: ведь гелий-3 может служить прекрасным термоядерным топливом. 

            У Луны практически отсутствует глобальное магнитное поле дипольной природы, но существуют заметные локальные вариации магнитного поля. Окрестности Моря Дождей на видимой стороне и центральная часть самого крупного бассейна "Южный полюс-Эйткен" отличаются повышенной намагниченностью пород.

            Поскольку масса Луны относительно мала, атмосферы у нее практически нет. Газы свободно рассеиваются в окружающем космическом пространстве. Поэтому поверхность Луны освещается прямыми солнечными лучами. Тени от неровностей рельефа здесь очень глубоки и черны, поскольку нет рассеянного света. В  полдень вблизи экватора поверхность разогревается до +130° С, а в отдельных местах и выше, а ночью температура падает до -170° С. Быстрое остывание поверхности наблюдается и во время затмений. Разреженная газовая оболочка Луны из водорода, гелия, неона и аргона в десять триллионов раз меньше по плотности, чем наша атмосфера, но в тысячу раз больше, чем плотность газа в космическом вакууме. В среднем, освещенное полушарие Луны рассеивает около 1/10 падающего излучения. Остальные 9/10 солнечной энергии поглощаются породами поверхностного слоя и превращаются в тепло. Но теплопроводность лунного вещества весьма низка и поэтому существенно разогревается только самый верхний слой толщиной около 1 м. Ниже температура пород остается почти постоянной - 40 градусов.

            Жирным шрифтом я выделил ресурсы Луны, т. е. её особенности, возможности, свойства.     А теперь некоторые предложения по использованию ресурсов.

            В бассейне «Южный полюс-Эйткен» нужно организовать добычу и переработку железа и титана.  Это будет основной материал для строительства на Луне.

Поселения и курорты на лунной природе можно создать под прозрачными куполами, внутри которых создать искусственную атмосферу. Внутри куполов нужны специальные базы с растущими деревьями и другими растениями, которые будут в процессе фотосинтеза поглощать углекислый газ и выделять кислород и таким образом поддерживать атмосферу в хорошем состоянии. А кроме этого давать продукты питания для работающих и отдыхающих людей и корм для животных.

Для фундамента под купол можно использовать подходящие кратеры. Каркас купола делать из местного железа, оно не ржавеет, поэтому не надо будет красить или делать специальное покрытие. Прозрачное покрытие купола нужно будет научиться делать из местных минералов. Купол должен быть двойной. Между одним и другим слоем должен быть вакуум, чтобы сделать купол в виде термоса. Материал наружного слоя должен выдерживать удары мелких метеоритов.  Для него можно применить материал типа триплекса, как для автомобильных стёкол.

Кислород для первоначального создания атмосферы надо научиться  добывать химическим  путём из оксидов лунных пород. Воду – путём испарения и конденсации из лунного реголита (поверхностный грунт Луны). Надо только сначала хорошо изучить эту воду перед употреблением, если железо на Луне такое необычное, то и вода может быть с неожиданными свойствами.

Источником энергии на Луне может быть солнечная энергия и термоядерное топливо гелий-3. Солнечную (световую) энергию можно сразу преобразовать в электрическую энергию с помощью солнечных батарей, как в калькуляторах. 

Рассмотрим температуру Луны. Если во время жары (в лунный день) собирать тепловую энергию, а когда станет холодно – отдавать, то под куполами можно будет поддерживать нормальную для людей температуру.  Для этого надо создать специальные гранулы, которые будут в течении лунного дня собирать тепло, а лунной ночью - отдавать. Гранулы должны быть чёрного цвета. Их нужно заполнить веществом, которое плавится при температуре 70-90 градусов. Тогда они запасут больше тепловой энергии. После лунного дня транспортёр сваливает нагретые гранулы в бак с водой. Вода нагревается и подаётся в батареи отопления жилого корпуса. А когда наступает новый день, дно бака поднимается и пересыпает гранулы опять на транспортёр, который подаёт их наружу – греться на солнышке.

Какие виды отдыха и развлечения могут быть на Луне? В кратерах можно оборудовать спортивные  или зрелищные сооружения, аттракционы, например, американские горки в молодых кратерах. Наверняка появятся новые виды спорта (используя малое притяжение Луны).  Если научиться использовать гелий-3 в качестве топлива для небольших космических кораблей, построить взлётные площадки с техническим обслуживанием, то это станет основным скоростным транспортом на Луне, а кроме этого можно устроить космические гонки. Любителям гонок это может понравиться! А взлетать с Луны и «прилуняться» намного легче и дешевле, чем с Земли, из-за отсутствия атмосферы и малого притяжения.

Прогулки по Луне в скафандрах пешком или на луноходах тоже интересное и необходимое для изучения Луны занятие. Но на Луне нет магнитного поля, поэтому для того, чтобы сориентироваться на местности, компас не поможет. Поэтому надо создать внутри жилых куполов специальные радиодатчики. Они подают сигнал в наушники туриста. Когда удаляешься от купола, темп звуковых сигналов замедляется, а когда приближаешься – ускоряется. Кроме этого можно ориентироваться по звёздам, по специально установленным маякам, по карте, на которой указаны основные ориентиры, с помощью компаса по магнитным аномалиям. 

Выводы: Луну осваивать необходимо и разработки в этом направлении надо вести уже сейчас.

Список литературы:

Книга фактов. Луна. Internet/ 05.02.02.

География. 6 класс. Н.Н. Петрова, 1998.

Биология. 6 класс. В.А. Корчагина, 1992.

Физика. Химия  5-6 класс А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак, 1999

 Г.И.Иванов. Формулы творчества или как научиться изобретать.

М. Просвещение. 1994.