5 марта 2017 г.

Мурашковский Юлий.Программа вебинара по формированию и развитию Талантливого Мышления.

Программа вебинара по формированию и развитию Талантливого Мышления.

Вебинары организованы Школой Талантливого Мышления http://schooltalented.com/. Первый вебинар прошел в 2014-2015 годах, второй идет сейчас.

Программа рассчитана на 90 часов. Курс делится на два семестра, занятия проводятся по 2 часа два раза в неделю. После каждой темы даются домашние задания. Первый семестр заканчивается курсовой работой.

После первого вебинара программа откорректирована, в нее добавлена новая тема, изменен ряд примеров, задач и упражнений.

Занятия сопровождаются подробными презентациями по 50-80 слайдов в каждой. Примеры слайдов которых даны в приложении.

Представленная программа может служить основой для подготовки исследователей, но целый ряд тем для этого должен быть адаптирован к этой задаче.

Ю.С. Мурашковский

Программа 1 курса.

  1. Что такое талантливое мышление? Как его в себе воспитать и поддерживать?

  2. В чем проявляется талантливое мышление? Как измерять результаты талантливого мышления?

  3. Тренировка: измерение результатов талантливого мышления.

  4. Границы нашего мышления. Как их определять и выходить за них? Тренинг по определению границ и выходу за них.

  5. Какие качества составляют талантливое мышление? Как их исследуют?

  6. Принципы системного мышления. Принцип иерархичности.

  7. Многомерность иерархии систем.

  8. Тренировка иерархического мышления.

  9. Принцип эволюционности. Два времени развития. Тренировка эволюционного мышления. Принцип эмерджентности. Ранговость мышления. Тренировка ранговости мышления.

  10. Причины возникновения сложных проблем. Структура сложных проблем. Отличие простых и сложных проблем.Тренировка: определение причин и структур сложных проблем.

  11. Анализ сложных проблем. Общая последовательность анализа. Тренировка: анализ сложных проблем.

  12. Основные принципы решения сложных проблем.

  13. Тренировка: решение сложных проблем.

  14. Умение оперировать большими массивами информации. Исследовательская картотека – структура, формирование, использование.

  15. Картотека: работа с информацией.

  16. Единица информации. Тренировка работы с картотекой.

  17. Ассоциативное воображение. Необходимость его для талантливого мышления. Механизм ассоциативного воображения.

  18. Тренировка ассоциативного воображения.

  19. Аналогическое мышление. Аналогия – первый этап развития талантливых идей. Структурирование аналогического мышления. Тренировка аналогического мышления.

  20. Обобщения. Иерархическая структура обобщений. Тренировка иерархических обобщений.

  21. Линия развития представлений. Прогнозирование будущих открытий с использованием этой линии. Тренировка: прогнозирование будущих открытий.

  22. Суть мышления – мысленное моделирование. Плюсы и минусы моделирования. Иерархическая структура мысленных моделей. Протогипотеза. Тренировка: определение моделей и их границ.

  23. Минимальная система и минимальное представление. Выявление минимальных систем. Тренировка: выявление минимальных систем.

  24. Концепция исследований.

    Программа 2 курса.

  25. Надмодели и их виды. Абсолюты и их виды.

  26. Возможности преодоления надмоделей и абсолютов.

  27. Тренировка: формирование и преодоление надмоделей и абсолютов.

  28. Переход в надсистему представлений. Принцип идеальности.

  29. Тренировка: нахождение идеальных решений.

  30. Переход от представлений об одиночных объектах к представлениям о группах и множествах. Особенности групп и множеств.

  31. Тренировка: переходы к группам и множествам.

  32. Переход от однофакторных представлений к многофакторным. Умение видеть происходящие процессы во всей полноте.

  33. Тренировка: развитие многофакторных представлений.

  34. Умение неограниченно увеличивать и уменьшать параметры рассматриваемых объектов и явлений. Тренировка: развитие параметров в наших представлениях.

  35. Представление о времени. Растяжение и сплющивание времени. Переход от состояний к процессам.

  36. Тренировка: полное использование времени внутри наших представлений.

  37. Двойное время. Умение видеть одновременно онтогенез и филогенез явлений.

  38. Тренировка: переходы от онто-времени к фило-времени и обратно, умение видеть новые возможности.

  39. Умение менять и создавать терминологию. Польза и вред терминов.

  40. Тренировка: создание и отброс терминов.

  41. Максимальное использование языка. Естественные и искусственные ограничения для языка. Умение расширять язык.

  42. Тренировка: создание новых слов и выражений.

  43. Смелость мышления. Умение «не оглядываться». Характер общественных ограничений на смелое мышление.

  44. Масштаб и особенности Творческой Личности. Некоторые подходы к воспитанию Творческой Личности с раннего детства.

  45. Максимальная творческая стратегия. Обсуждение курса.

     

    Приложение: типичные слайды презентаций.