Академия Менеджмента и  рынка   (АМиР) 

       

 «Утверждаю»

    Ректор АМиР       

Афанасьев В.Г.

Программа курса

«Повышение эффективности проектов»

Направление   МЕНЕДЖМЕНТ

                                                 24 аудиторных часа

Программа подготовлена

 Консультантом по эффективности, 

Мастером ТРИЗ,

              Подкатилиным А.В.

Москва

2014

Раздел 1.  Краткое описание курса

  1. Место курса в образовательной программе

          Курс «ПОВЫШЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОЕКТОВ»  является фрагментом  проверенной  30-летней  практикой  «ТЕХНОЛОГИИ  ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ»  (ТЭР),  разработанной  в  «оборонке».  

ТЭР  предназначена  для эффективного решения технических,   управленческих и социальных  проблем,  повышения эффективности существующих проектов,   СОЗДАНИЯ   и   ВНЕДРЕНИЯ  конкурентоспособной продукции и технологий.

Логика,  действия, оценки, определения   в  ТЭР  отличаются  от общепринятых.  

  «ПОВЫШЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ»   в  ТЭР – это:  «Увеличение  ПОЛЕЗНОГО   и   (или)   уменьшение  ЗАТРАТНОГО  - для  определенного  ПОТРЕБИТЕЛЯ».

Полный курс обучения ТЭР   на корпоративных учебно-практических  семинарах, с решением реальных проблем,  занимает  144  часа.

  Для     получения  НАЧАЛЬНЫХ   навыков  по повышению эффективности проектов,  достаточно  24 академических часа  интерактивных занятий. 

 Курс «Повышение  эффективности  проекта» полностью  согласуется  с  программой «Управление проектами»,   поскольку  ВОЗМОЖНОСТЬ повышения  эффективности на стадии проектирования  (НИОКР) - составляет 75% (!);  на стадии подготовки производства –  19%;  на стадии производства –  6%. 

  1.   Цели курса

Целью курса является формирование у слушателей курса:

  1. Первичных  НАВЫКОВ нахождения ЭФФЕКТИВНЫХ  РЕШЕНИЙ  реальных организационных, производственных  и социальных проблем, возникающих при создании проекта.
  2. Первичных   НАВЫКОВ   управления  процессом ЭФФЕКТИВНОГО  ВНЕДРЕНИЯ  проекта  в  данных  конкретных условиях.

    Области  практического применения  курса:

  • Аудит и повышение эффективности СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЕКТОВ  и бизнес-планов.
  • Анализ  и повышение  эффективности  ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ  и применяемой ТЕХНОЛОГИИ   (для  снижения себестоимости продукции)
  • Организация  процесса создания НОВОЙ эффективной,  конкурентоспособной  ПРОДУКЦИИ  и ТЕХНОЛОГИИ.
  • Обнаружение  и эффективное устранение АВАРИЙНЫХ ситуаций;
  • Функциональный  ОБХОД  ПАТЕНТОВ,  блокирующих  развитие;
  • Повышение эффективности в  механизации ручного труда; безопасности работ;  ресурсосбережения, экологии и т.п.
  • Создание эффективных  организационных структур  под  новые и модернизированные технологии.

Для достижения  цели решаются  задачи:

  • Формирования у слушателей   навыков  пользования определенными приемами и закономерностями,  разработанными на  базе   «Теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ);
  • Обучения новой терминологии  и  алгоритмам повышения эффективности;
  • Отработки методов  оценки  решений без экономического анализа;
  • Выработки системного взгляда на проект.

В результате изучения курса  слушатель должен

знать:

  • Содержание новых терминов;
  • Последовательность применения  инструментов повышения эффективности  проекта;
  • Правила применения пятишагового алгоритма решения;
  • Методы поиска ресурсов эффективного внедрения

уметь:

  • Кратко формулировать проблемную ситуацию по форме

 «ТЭР-1»;

  • Быстро оценивать варианты решения без экономического анализа;
  • Находить решения задач первого и второго уровня сложности;
  • Пользоваться  раздаточными материалами.

владеть навыками

  • Эмпатии  (мысленного вживания в образ).

Раздел 2.  Содержание курса

2.1. Учебный план курса

 

 

Наименование темы

Кол-во  аудитор. часов

В том числе

 

Экзамен

Лекции

Практ. занятия

1

Цель  курса.   Терминология  ТЭР

2

1

1

 

2

Методы  оценки  решений по ТЭР

2

1

1

 

3

Структура ТЭР.  Уровни сложности решений. Механизмы решения ТП

4

2

2

 

4

Методы выявления НЭ

2

1

1

 

5

Функциональный  подход и   критерий  идеальности

2

1

1

 

6

Аналогия. Пятишаговка. Энергетика. Типовые приемы.

4

1

3

 

7

Прогноз развития проекта

1

1

-

 

8

Повышение эффективности проекта.

5

1

4

 

11

Защита итогового задания

2

-

-

2

 

Всего часов

24

9

13

15

 

  1. Учебная программа курса

Тема 1.  Цель  курса.  Терминология  ТЭР.

«Технология эффективных решений» (ТЭР)  - скрытый потенциал развития экономики России. План применения ТЭР в проектировании. Базовые принципы  освоения  ТЭР. Содержание   терминов ТЭР:  эффективность; повышение эффективности, деятельность, цель, действие,  ресурс, результат, инновация, предпринимательство, функция, проект  и др. Расширенное  понятие терминов: потребитель, имитация деятельности, продукция и др.  Новые термины: сверхэффект, эффектор, ИКР и др.  Однозначность, конструктивность, непротиворечивость, направленность, краткость  терминов.  Различия  между  терминами по ГОСТ и по ТЭР.

          Практикум  «Применение терминологии ТЭР при  разборе учебной задачи»

          Ознакомление с итоговым практическим заданием.

Тема 2.  Методы оценки  решений по ТЭР

Потребность; виды потребностей. Потребитель, виды потребителей. Перевод потребностей в характеристики:  свойства или параметры  продукции. Характеристики эффективности. Методы оценки результата деятельности. Коэффициент повышения эффективности. Оценка интегральной  эффективности. Техническое противоречие (ТП)  потребительских характеристик. Компромиссный и изобретательский способ решения ТП. Критерий оценки решений по ТП.

          Практикум  «Применение двух известных  критериев оценок  ТЭР при  разборе учебных задач»

          Ознакомление с формой  ТЭР-1: анализа и оформления реальной проблемы слушателя к итоговому практическому заданию.

Тема 3. Структура ТЭР.  Уровни сложности решений.  Механизмы решения ТП

          Существующие методы решений ТП. Неалгометрические  методы и «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ). Их преимущества  и недостатки. ТЭР – решение проблемы эффективного  внедрения. Общая структура ТЭР. Механизмы решения задач 1-2 уровня сложности. Перевод НЭ в задачу. Аналогия. Пятишаговка. Энергетика. Типовые приемы.

          Практикум  «Решение учебных  задач 1-2 уровня сложности.

Проверка текущей подготовки итогового задания.

Тема 4.  Методы выявления НЭ

Построение функциональной диаграммы. Построение и расчет  сетевого графика «вершины-работы». Особенности назначения  ответственных лиц. Оптимизация ресурсов. Выявление НЭ. Развертывание цепочки НЭ. Диаграмма Ганта.

Практикум  «Расчет функциональной диаграммы с учетом рисков».

          Консультации по итоговым заданиям

Тема 5.  Функциональный  подход  и  критерий  идеальности

Понятие функции. Правила построения функции. Производные функции. Подбор ресурсов с помощью функций. Главная потребительская функция; основная функция, дополнительная функция, вспомогательная функция. Функциональный подход в подборе потребительских характеристик. Морфологическая таблица функционального прогноза развития.

Закон повышения идеальности. Выводы из закона. Критерий оценки решения «По идеальности».

Практикум  «Определение и ранжирование функций».

          Консультации по итоговым заданиям

Тема 6.   Аналогия. Пятишаговка. Энергетика. Типовые приемы.

          Практика решения проблем с помощью механизмов решения 1-2 уровня сложности с помощью: Аналогии, Пятишаговки, Энергетики, Типовых приемов.

Выбор потребителя. Оценка решений по «Противоречию» и «Идеальности»

Практикум  «Разрешение противоречий  инструментами 1-2 уровня сложности.

          Консультации по итоговым заданиям

Тема 7.  Прогноз развития проекта

Прогноз развития проекта  по логистической кривой.  Методы вывода продукции на конкурентный рынок.

Практикум  «Прогноз развития  конкретной продукции»

          Консультации по итоговым заданиям

Тема 8.  Повышение эффективности  проекта

Методы снижения себестоимости продукции готового проекта. Выявление НЭ сопоставлением  стоимости  и ранга функций.  Правила подбора ресурсов.

Методы создание нового проекта. Способы  выбора функций востребованной продукции.

Практикум  «Функциональный анализ и подбор ресурсов проекта»

          Консультации по итоговым заданиям

Итоговое занятие

Презентация  результатов итогового практического занятия «Эффективное решение актуальной проблемы» (на материалах организации, в которой работает слушатель).

  1.  Формы контроля.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения данного курса учебным планом предусмотрен зачет, который проводится в форме защиты результатов выполнения итогового практического задания на тему: «Эффективное решение актуальной проблемы» (на материалах организации, в которой работает слушатель).

 Содержание итогового практического задания должно соответствовать методическим рекомендациям (см. ниже).

Текущий контроль. Слушатели должны подготовить описание  актуальной проблемы  и предъявить  преподавателю на втором  занятии.   Использовать информацию по ТЭР для самостоятельного решения проблемы. При необходимости обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания по выполнению итогового практического задания на тему: «Эффективное решение актуальной проблемы» (на материалах организации, в которой работает слушатель).

Целью выполнения итогового практического задания на тему: Эффективное решение актуальной проблемы (на материалах организации, в которой работает слушатель) является закрепление у слушателей системного представления о механизмах увеличения  эффективности проектов  с целью повышения доходности бизнеса.

В итоговой практической работе слушатель должен описать и проанализировать конкретную реальную проблемную ситуацию,  найти и показать  решение, превосходящее по  эффективности  лучший вариант уже существующих  решений  данной проблемной  ситуации.

 Критерием  зачета итоговой работы является:

1. Правильность заполнения исходной проблемной ситуации по форме «ТЭР-1»

 2. Предъявление и обоснование  решения проблемы, повышающего эффективность по сравнению с прежним аналогом, с точки зрения «Потребителя»

  1. Рекомендации для описания исходной проблемы

Практика применения ТЭР  показала:  24 часа  работы на семинаре  с полным погружением  -  это  минимальный срок, за который слушатель успевает ознакомиться с  азбукой ТЭР и  начинает решать задачи. Эффективность  решения  проблемной ситуации   зависит от компетентности  задачедателя в области решаемой проблемы  и  его заинтересованности в получении эффективного решения.

 Каждому слушателю  рекомендуется предварительно  поработать  и сформулировать острые, «неразрешимые»  проблемы своего  предприятия  (участка, процесса, проекта и т.п.).  «Проблемная ситуация» – это обстановка, содержащая «трудную, длительно неразрешаемую,  актуальную  организационную или техническую проблему»,   

            Излагать содержание  проблемной  ситуации необходимо  на бумажном носителе, печатным текстом  (на компьютере), по форме «ТЭР-1» (см. приложение 1)

 Необходимо кратко описать общую обстановку, акцентировав  внимание на «Нежелательном Эффекте» (НЭ):

  • Что именно «плохо»?
  • Где, в каком конкретном месте, «плохо»?
  • Когда, в какое время «плохо»?
  • Почему, по какой причине «плохо»?
  • Как  происходит это «плохо»?
  • Какие последствия возникают  в результате этого «плохо»?
  • Кто ПОТРЕБИТЕЛЬ? Кто заинтересован в эффективном результате  и готов оплатить  решение?

        ВНИМАНИЕ!    Язык изложения проблемы должен быть предельно простым, образным,  понятным даже подростку или неспециалисту.

Специфичные незнакомые термины нужно обязательно пояснять,  например: «экскаватор» - машина для разрыхления и погрузки грунта»; или заменять простыми  «детскими»  функциональными терминами, например: экскаватор  – «разрыхлялка» или «погружалка»).

 Текст изложения проблемы желательно сопровождать поясняющими схемами, при необходимости – чертежами, фотографиями и т.п.

Необходимо указать ВСЕ  ИЗВЕСТНЫЕ  слушателю  РЕШЕНИЯ этой  ПРОБЛЕМЫ  и  ПРИЧИНЫ их невнедрения на его предприятии.

       Поскольку оценка  повышения  эффективности будет проводиться  сравнением с уже существующими  решениями, - необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО:

             А);  Кратко перечислить ВСЕ  ИЗВЕСТНЫЕ  задачедателю   ВАРИАНТЫ решения аналогичной  проблемы. 

            Б);  За             КАЖДЫМ  вариантом решения  - кратко перечислить ВСЕ ТОЧНЫЕ  КОНКРЕТНЫЕ  ПРИЧИНЫ, по которым эти   варианты  НЕ могут быть применены на   предприятии слушателя.

В).  Указать ближайшую конкретную КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ, для достижения которой решается данная проблема.  Какой НУЖНЫЙ  результат можно будет получить в дальнейшем, если данная проблема будет решена?

            Г).  Кратко перечислить ВСЕ  ИЗВЕСТНЫЕ варианты достижения аналогичной КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ, известные слушателю.

              Д).   Кратко перечислить ВСЕ  ТОЧНЫЕ  КОНКРЕТНЫЕ  ПРИЧИНЫ, по которым эти варианты не могут быть внедрены на  предприятии слушателя.

Приложение 1

ФОРМА  «ТЭР-1»                    

ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

  1. НАЗВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

 

 

  1. ЦЕЛЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ;

 

 

 

  1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО ЗАДАЧЕДАТЕЛЯ;

 

  1. ОБРАЗОВАНИЕ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

 

 

  1. ТЕЛЕФОН,

ЭЛЕКТРОННАЯ  ПОЧТА 

 

 

 

  1. ДОЛЖНОСТЬ

 

 

  1. НАЗВАНИЕ,  АДРЕС предприятия;

 

Печатным текстом кратко и четко, заменив термины  «детскими», функциональными понятиями,  изложить содержание «трудной, длительно неразрешаемой,  актуальной технической или управленческой проблемы». Кратко описать общую обстановку, акцентировать  внимание на «Нежелательном Эффекте» (НЭ); определить «ПОТРЕБИТЕЛЯ».

 

Что именно «плохо»?

 

Где, в каком конкретном месте, «плохо»? 

 

Когда, в какое время «плохо»?

 

Почему, по какой причине «плохо»?

 

Как  происходит это «плохо»?

 

Какие последствия возникают  в результате этого «плохо»?

 

Кто ПОТРЕБИТЕЛЬ? Кто заинтересован в эффективном результате  и готов оплатить  решение?

 

9.ИЗВЕСТНЫЕ  РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМЫ,  и  ПРИЧИНЫ ИХ НЕВНЕДРЕНИЯ

 

 Кратко  перечислить ВСЕ  ИЗВЕСТНЫЕ  задачедателю   ВАРИАНТЫ решения аналогичной  проблемы и   ВСЕ ТОЧНЫЕ  КОНКРЕТНЫЕ  ПРИЧИНЫ, по которым эти   варианты  НЕ могут быть применены на ВАШЕМ  предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.КОНЕЧНАЯ ПОСЛЕДУЮЩАЯ ЦЕЛЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ,

 

 

 

Указать   ближайшую конкретную КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ, для достижения которой решается данная проблема. (Какой НУЖНЫЙ  результат можно будет получить, если решить проблему? )

 

 Кратко перечислить  ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ варианты достижения аналогичной КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ, найденные  на  предприятии.

 

Кратко перечислить  ВСЕ  ТОЧНЫЕ  КОНКРЕТНЫЕ  ПРИЧИНЫ, по которым эти варианты не внедряются на  предприятии.

 

Указать лучший, на взгляд слушателя, существующий  вариант решения ( для  определения  Кэф.  будущего решения)

 

 

             По  ТЭР – задача «решена», если  эффективное  решение проблемы  найдено  и может быть  эффективно   реализовано  в   данных конкретных  условиях. 

            Для этого в дальнейшем потребуется дополнительно  разрешать на изобретательском уровне  множество  новых  неожиданных  проблем, которые возникают как нежелательный эффект (побочное действие) после решения основой проблемы.  

             ОЦЕНКА  в ТЭР – это  СРАВНЕНИЕ  результата решения проблемы, полученного по ТЭР – с результатом, ранее уже полученным  при решении той же проблемы.   

Приложение 2

Образец оформления проблемной ситуации

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО:                                 Иванов Иван Иванович;

ТЕЛЕФОН, ЭЛЕКТРОННАЯ  ПОЧТА:                      (333) 444- 55 - 66;      ivanov@mail.ru

ДОЛЖНОСТЬ, специальность по диплому:           главный инженер;  химик;

НАЗВАНИЕ  и АДРЕС предприятия;                       завод «Оргстекло»; г. Дзержинск;

ДАТА, ПОДПИСЬ:                                                      15.04.10.     Подпись

 

      Завод «Оргстекло» представляет собой одноэтажный цех размером 100 метров на 100 метров, высотой 12 метров. Кровля цеха – горизонтальные бетонные плиты перекрытия, лежащие на вертикальных бетонных опорах. Вся площадь цеха заставлена оборудованием. Максимальное свободное для проезда электрокаров расстояние между оборудованием – 2, 5 метра. Завод работает более 60 лет; оборудование предельно изношено, давно подлежит списанию и замене на новое.

            Потолочные железобетонные плиты перекрытия цеха имеют размеры: 6метров на 1, 2метра  на 0.2метра. Масса плиты 2, 3 тонны. Плиты нестандартные, прямоугольные в поперечном сечении. По всей ширине плиты в бетон залита металлическая сетка.

            От долгой эксплуатации плиты прогнулись дугой  вниз между опорами. Нижняя часть плит растрескалась. Из плит начали падать на оборудование и на головы работников куски бетона различной величины. 

            В результате многолетней напряженной  работы завод накопил денег на замену устаревшего изношенного оборудования на новое,  современное, и приготовился к модернизации. Но инспекция по безопасности труда категорически запретила работу завода после модернизации,  до полной замены потолочных плит на новые, т.к. падающие куски бетона со временем увеличились в размерах, и стали опасны для работников.

            Прикидочные расходы на изготовление и монтаж новых потолочных плит оказались равными стоимости нового оборудования. Денег на ремонт кровли у завода нет. Банки в кредите категорически отказывают.

            Проблема: нужно установить новое оборудование – но тогда завод закроют из-за осыпающихся прогнувшихся плит. Можно заменить старые плиты новыми, прямыми  – но тогда будут израсходованы деньги, предназначенные  на новое оборудование.  А ведь старое оборудование совершенно изношено. - Где взять деньги для ремонта кровли?

            - В чем, по мнению задачедателя,  Нежелательный Эффект (НЭ)?  

                        Что именно «плохо»? НЭ – прогиб и просыпание потолочных плит.  Плохо то, что с увеличением прогиба плит вниз между опорами – увеличивается количество и масса падающих кусков бетона.

  • Где, в каком конкретном месте, «плохо»? - Куски бетона отваливаются в центре прогиба плиты, в нижней части.
  • Когда, в какое время «плохо»? - Время падения кусков – любое, зависит от случайности
  • Почему, по какой причине «плохо»? - Причина прогиба и трещин – старость бетона;
  • Как  происходит это «плохо»? Трещины отделяют куски бетона от массива.
  •  Какие последствия возникают  в результате этого «плохо»? - Если этот НЭ не устранить – завод будет закрыт инспекцией по технике безопасности.
  • Кто является «ПОТРЕБИТЕЛЕМ» эффективного решения проблемы,   наиболее заинтересован в эффективном решении и готов оплатить его? – Директор завода.

ИЗВЕСТНЫЕ варианты РЕШЕНИЯ  проблемы  и ПРИЧИНЫ их невнедрения.

                   Администрация завода провела ряд технических совещаний по ремонту кровли, и нашла ряд вариантов решений:

Вариант №1:   Под каждую прогнувшуюся потолочную плиту подложить снизу и закрепить к опорам  мелкоячеистую  металлическую сетку.

            Причины невнедрения варианта №1: сетка будет удерживать куски бетона от падения, но не предотвратит дальнейший прогиб плит вниз. Кроме того, сетку нужно покупать, а денег на это у завода нет. Решение не обеспечивает нужный результат…

            Вариант №2: Над каждым рабочим местом установить деревянный или металлический навес, предохраняющий работника от ударов падающих с потолка кусков бетона, а так же – выдать всем работникам каски.

Причины невнедрения варианта №2:  решение проблемы не обеспечивает нужный результат…

         Вариант №3:  Под каждую прогнувшуюся потолочную плиту подложить снизу по два металлических стержня с резьбой  на обоих концах. На опорах приварить металлические уголки с отверстиями. В эти отверстия вставить концы стержней и растянуть стержни гайками.

            Причины невнедрения варианта №3:     Стержни удержат плиту от прогиба, но не предотвратят падения кусков бетона. Кроме того, стержни нужно изготавливать, а на это нет денег. Решение не обеспечивает  нужный результат…

Вариант №4:  Все старые прогнувшиеся плиты заменить новыми.

Причины невнедрения варианта №4:       На изготовление новых потолочных плит у завода нет денег. Решение невозможно реализовать…

             КОНЕЧНАЯ  ЦЕЛЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ – обеспечение  работы завода после покупки и установки нового оборудования путем ремонта или замены потолочных плит.

              ИЗВЕСТНЫЙ вариант  достижения аналогичной КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ – только один: получение ссуды в банке и замена старых плит на новые.

                КОНКРЕТНАЯ  ПРИЧИНЫ отказа банков в ссуде (даже под большие проценты) – абсолютное неверие банкиров в возможность реанимации завода.

  1. Список  рекомендуемой  литературы

1.М.М.Зиновкина;   А.В.Подкатилин.   Основы инженерного творчества – МГИУ, 1997 -173с.

2 . А.В.Подкатилин;   В.И. Тимохов. Кейс «Карьер». «Как повысить эффективность проекта».  Москва,  Народное образование, 2009г. -120с.

3.  А.В.Подкатилин;   В.И. Тимохов. Кейс «Гидростеклоизол». Разбор  решения  технической проблемы.  Москва,  Народное образование, 2009г.- 68с.

4. Г.С.Альтшуллер;  «Творчество как точная наука».  Москва «Советское радо», 1979г.-176с.

5. Г.С.Альтшуллер;  «Найти идею». Введение в теорию решения изобретательских задач. Петрозаводск. «Скандинавия».2003г.-240с.

5.Р.Фостер. «Обновление производства: атакующие выигрывают». Москва. «Прогресс».1987г. -272с.

6.Г.Иванов. «Формулы  творчества, или как научиться изобретать». Москва. «Просвещение».1994г.-208с.

7.И.Б.Бухман. «Функционально-стоимостной анализ – теория и практика проведения». Рига Лат.НИИНТИ, 1982г.- 79с.

8.Ф.Котлер. «Новые маркетинговые технологии». Издательский дом «Нева». Санкт-Петербург. 2004.- 192с.

9.Д.Надлер и др. «Мышление полного  спектра». «Попурри». Минск. 2001г.- 464с.

10. Б.Л.Злотин;  А.В.Зусман. «Решение исследовательских задач». Кишинев, МНТЦ «Прогресс», КартяМолдовеняскэ,1991г. -204с.

11.Н..Ильин и др. «Управление проектами». Санкт-Петербург. «Два-три»; 1996г.- 610с.

12.Международная организация труда. Женева.   «Управленческое  консультирование».   Москва, «Планум»,  2004г. -  948с.

13.Исикава Каору. «Японские методы управления  качеством». Издательство «Экономика»; Москва, 1988г. -216с.

14. О.П.Глудкин и др. «Всеобщее управление качеством». Москва. «Радио и связь». 1999г. -599с.

Повышение эффективности проектов