5 марта 2017 г.

СПбЦД(Ю)ТТ

Трофименко Раиса Викторовна

Детские проекты и ресурсный подход

О, сколько их на полях!

Но  каждый цветет по-своему-

В этом высший подвиг цветка!

Басё

Хочу поделиться своим опытом работы над проектом.

Я работаю по развивающей программе «Творчество в каждом из нас» (на базе ТРИЗ), в системе  взаимодействия Педагог–Ребенок-Семья. Базой предлагаемой программы являются основные положения ТРИЗ. Кроме того, используются приемы и методы других технологий: ТРТЛ (теория развития творческой личности) и  РТВ (развитие творческого воображения), Реализация целей и задач программы  направлена на творческое самовыражение личности ребенка, приобретение им компетенций, необходимых для создания ситуации успеха.  Программа рассчитана на 4 года. В программу включена и работа с пособием, направленным на пропедевтику ТРИЗ,  «ЕжеДневник младшего школьника».

 Каждый учебный год мы выполняем много маленьких проектов, вернее проектных задач, но один проект  большой.

Первый год обучения для первоклассников, у которых развиваем внимание, образное мышление, знакомим с приемами РТВ, с методами ТРИЗ.

 

На основе полученных знаний первоклассниками был выполнен творческий проект «Дом,  который придумал Я!», используя в качестве ресурса - «ненужные вещи».

 Основной ресурс  был – картонный каркас (рулончик)  от туалетной бумаги.

Дети делали все,   что могли придумать:  мебель; театр кукольный;  игрушки; вещи,  нужные мне; вещи, нужные маме; игрушка для кота.

Использовали  приемы объединения, копирования, метод «морфологический анализ».

Проект был представлен на городском конкурсе проектов «От идеи до воплощения»

Были представлены работы, в  которых ребенок сделал по подобию, скопировал уже существующие вещи, но! – улучшенные конструкции.

Игрушка «Бельбоке».

Ребенок использовал свойство рулончика «Нет дна», удлинил нитку с шариком, и тем самым усовершенствовал традиционную игрушку «Бельбоке» – теперь можно закидывать шарик, не тратя время на выброс его из стаканчика (традиционно). Скорость заброса увеличивается – победа в соревновании.

Улучшил конструкцию – декорировал шерстяной нитью рулончик для развития  тактильных ощущений. Ребенок играет и получает массаж ладони. Здорово!!!

Была представлена работа «Подставка для карандашей».

Решали задачу:  В подставку ставятся ручки стержнем вниз. Паста ручки пачкает донышко подставки. И затем пачкаются карандаши, которые туда тоже помещаются.

Противоречие.  Надо ставить ручку вниз стержнем, не надо – пачкается донышко.

Что улучшаем? Менять ручки – не уследишь, когда она начнет пачкать, не ставить карандаши – тогда не нужна подставка. Улучшаем донышко. Как?  Используем ресурс – ватный диск.

Преимущества – не пачкает дно, можно часто менять диск. А сколько дополнительных достоинств:

  • Ватные диски для содержания донышка стаканчика в чистоте (паста стержня пачкает донышко и от этого пачкается торец карандаша).
  • Новый предмет  «из ничего».
  • Нет материальных затрат.
  • При изготовлении используются материалы, предназначенные для выброса.
  • Развивает фантазию и воображение.
  • Обучает практичному применению вещей (предметов).
  • Занимает свободное время.
  • Объединяет семью

Дети хорошо защищали свои изобретения.

Все, кто участвовал, были отмечены в презентации. Ситуация успеха!

Итог работы: дети любят заниматься на наших занятиях.

 Мы много думаем, рассуждаем, выдаем свое творчество.

У нас собирается замечательный материал «Мир ребенка»! Каждого!

Вот часть вещей, придуманных и сделанных  детьми:

театр     

                                                                                                                 мебель

Нунчаки         

                                                                                                                            игрушки

 

 

 

   

Вот такая еще подставка                                                 Макет колодца  

     Второй год обучения мы начали с интересного проекта, в котором было несколько проектных задач. Назвали его  «Новогодний калейдоскоп»

Проекты по продолжительности  бывают различные.

Первая проектная задача.  «Мы режиссеры»

 В октябре в Петербурге проходила Неделя северных стран, стран Скандинавии. В рамках этой недели  мы участвовали в «Творческой мансарде переводчиков – фантазеров», организованной детской библиотекой. Нам предложили произведения  скандинавских писателей без перевода. Мы стали переводчиками, режиссерами, постановщиками сказок по этим произведениям.

Разрешали проблему: надо прочитать сказки и нельзя, так как не знаем языка. Книги были представлены  с большим количеством иллюстраций. Дети вышли на то, что надо самим придумать сказку по картинкам. Книги  были разные. Придумали сказки. Работали над постановкой сказки, т.е. писали сценарий и сами играли в спектакле. Было очень весело и интересно.

 Одна из сказок финского писателя была про елку.

Начинается сказка с того, что какой-то богач приносит огромную елку в свой большой дом. Ставит ее, а она не помещается. Он отрезает верхушку елки и выбрасывает.  Ее подбирает старушка, живущая в мансарде. Ставит елочку, а она не помещается в ее маленьком жилище. Она тоже отрезает верхушку и  выносит на улицу. И  дальше по ходу сказки появляются медведь, лиса, кролики и мышка. Верхушка елки не помещается в том жилище, хозяин которого ставит себе ёлку. Она отрезается и выбрасывается. Ее находит следующий герой, опять вынужден обрезать верхушку, т.к.  и эта елка не помещается, обрезает верхушку, и т.д. Пока не остается маленькая елочка для самого маленького героя сказки.

 В конце сказки у всех есть своя елка.

Так из одной огромной елки получилось много елок.

Мы разыграли сказку «на ходу» в библиотеке. Дети играли героев. После этого,  при обсуждении, что получилось, что нет, решили  сделать настольный театр к Новому году.

 

Вторая проектная задача. «Елочные игрушки»  и «Новогодняя матрешка» (по группам)

Шла подготовка к новому году, и  все темы нашей программы были посвящены этому. Развитие пространственного видения, системы, ресурсы, приемы фантазирования и т.д.

Здесь мы работали группами: одна создавала елочные игрушки

На предновогодней неделе ставим в классе ёлку. 

Класс небольшой площади. Возле ёлки постоянно вращается много детей. Ёлочные игрушки из тонкого стекла, могут разбиться и поранить детей.

Возникло противоречие:

Нужно украсить елку  елочными игрушками, чтобы было красиво.

Нельзя украшать – опасно для детей.   Проблема!!

Цель проекта создать безопасную и красивую игрушку

Для разрешения проблемы провели исследование.

Исследование:

1.Какими свойствами обладают ёлочные игрушки?

  1. Легкие
  2.  Прозрачные
  3.  Цветные
  4.  разнообразной формы.

Отрицательная функция – очень тонкое стекло, игрушки бьются, можно пораниться.

2. Какой предмет (бытовой ресурс)  имеет эти же свойства и без отрицательной функции.

Пластиковая бутылка.

Свойства:

  1. Легкие
  2.  Прозрачные
  3.  Цветные
  4.  разнообразной формы

Полезная функция – не бьются!

Рассмотрим бутылку,  как систему.

Бутылка – как система:

ПС – верх, дно, основная часть, крышка, колечко.

Используя части бутылки можно сделать красивые ёлочные игрушки.

Мы делали красивые елочные игрушки.

В работе как всегда принимала участие семья.

На занятиях представляли и защищали свою работу капитаны команд, дети.

Работы приветствовались все, и мы радовались всем. Но требования  у нас все равно были: использовать все свойства бутылки, как можно меньше использовать дополнения. Особенно бумагу, пластилин. Приветствовались работы с интересными находками в изготовлении, с применением методов и приемов. Дети, выслушивая представления, задавали вопросы и оценивали работу. Был такой творческий подъем!

 На защите дети рассказывали,  как пришла идея, как они разрабатывали ее.

Вот, например, как пришла идея сделать «Новогодние часы-фонтан».

Новый год связан с часами. Идею подсказали песочные часы - песок сыплется, а у Егора будет струиться новогодний дождь. Для этого нужна была прозрачная бутылка с соответствующей крышкой, из которой будет струиться новогодний дождь.

Взяли   небольшую бутылку с интересным рельефом, срезали верхнюю часть, положили в нее новогодний дождь, в крышку протянули пучок дождя, накрыли эту верхнюю часть донышком от другой бутылки и аккуратно приклеили. Перевернули и вставили в основную часть, в  которой  по готовым выпуклостям сделали надрезы, через один отогнули  их и  «завили». На дно положили немного дождя, чтобы показать высыпавшееся «время».

Получились очень красивые новогодние часы. Дождь струится и показывает, что время старого года истекает.  И тут фокус: если снять верхушку и перевернуть  получился  новогодний фонтан.

                                            

Во время работы над изготовлением игрушек применяли все части бутылки.

Аня взяла верхушки от двух небольших бутылок,  особую краску для пластика, особые украшения и получились красивые колокольчики. Это была первая работа, которая вдохновила всех. Все семьи были в творческих поисках. Кто-то искал в интернете. Я сама просмотрела, что есть в интернете, но, что получилось у нас, такого нет нигде! Главное проявлялась выдумка в неожиданных ситуациях.

     

Вот Катя  сделала цветок, узнала, как можно отогнуть лепестки. (Сложные манипуляции с пластиком – греть, красить особыми красками, клеить, плавить - договорились делать только с родителями.) И вот идея: подвеска цветка переходит в тычинки! Здорово!

 

 

   

 

А вот апельсин. Полосками основной части бутылки Артем создал образ долек апельсина. Красиво!

       

 

 

А Максим взял небольшую бутылку, отрезал верхушки, сделал надрезы до донышка, отогнул их. Вроде бы и ничего особенного, но…подвеска держит нижнюю часть, а верхняя сама держится на нижней. Ничего не применял дополнительно – использовал цвет бутылки. Молодец!

     

Ксюша тоже использовала цвет бутылки для своего яблока. Добавила мишуры внутрь двух донышек и получилось яблоко. А креплением послужил соединительный клапан – часть бутылки над донышком. Ну,  уж если это яблоко, то для веточки взяла часть от старой корзины. Умница!

    

 

И еще одно интересное соединение: Глеб разрезал бутылку пополам, надрезал полоски, отогнул, вырезал в донышке отверстие, нижнюю часть надел на верхнюю и прикрутил крышкой. Получился колокол – елочка. Здорово!

 

     

 

У нас  было много игрушек: и подвеска из донышка, и трубочка с ватными разноцветными шариками-мороженым, и снежинки из донышек, и летающая тарелка, и зонтик, и ракета,  и подставочки с водой для плавающих  свечек.

 Учительница класса Шаронова Лариса Джайлаубековна, принимавшая  активное участие в нашем проекте, украсила этими игрушками  нашу классную елку. Елка получилась КЛАССНАЯ! 

        

 

 

 

Другая группа детей работала над созданием настольного кукольного театра.

 Ресурс - та же пластиковая бутылка.

 

 И для нашего настольного театра Алиса сделала елку. Елку сделали еще и Арина и Дима. Но это были обычные елки, т.е обычной формы, и для театра никак их нельзя было применить.

 

                                                

 

, Задумались над тем, каким образом представить саму Елку. Ведь она должна все время уменьшаться и из одной должно получиться много.

Идея пришла Алисе, она сделала елку, состоящую из частей.(Дробление) Из верхних частей зеленых Бутылок. И наша задача была решена. Образ елки был создан.

          

 

 

Делали игрушки – они стали героями сказки нашего настольного театра. Сочинили новую сказку и представили. Сказку назвали «Новогодняя матрешка».

 

 

Новогодняя  Матрешка

Скоро Новый год. Притащил Белый медведь огромную Ёлку в свой ледяной замок.  Поставил в большой  зал, а верхушка Ёлки  не помещается. Что делать? Придется верхушку отрезать.  Отрезал и выбросил.

Мимо бежал пингвин Пинчик, подхватил Ёлочку и побежал в свой ледяной дом. Поставил, а она не помещается. Отрезал верхушку  и выбросил в сугроб.

            А в  сугробе жил Снеговик. Взял он эту Ёлочку и поставил в свой дом – сугроб. Опять не поместилась. Обрезал и он верхушку Ёлки и   выбросил.

Бежала мимо Мышка. Обрадовалась, схватила Ёлочку и поставила в своей норке.

Всем досталась Ёлочка.

И стали все веселиться возле своих Ёлочек.

        

 Чем хороша наша елка: можем придумывать сказки с любым количеством героев, начиная от большого до маленького. Это и приключение на севере и в лесу, и в городе…

 Часть нашего проекта «Ёлочные игрушки» и «Новогодняя  Матрешка»

мы представили на конкурсе проектов «От идеи до воплощения».

 

На третьем году обучения, третьем классе,  мы работали над проектом «Календарь Выпускника» А идея нам пришла после того как поработали с проектной задачей , предложенной в ЕжеДневнике младшего школьника» - Изобрести новогодний календарь – игрушку. Изобрели и пришла идея слелать свой календарь Выпускника.

Календарь

                             http://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81-%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0-32237994.jpg                                      http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/495/99495134_1429_9c203538_e6560nika_enl.jpg                        

 

            ВЫ                                             ПУСК                                                   НИКА

Мы создали свои страницы учебного календаря, чтобы в 4 классе выпускном  у нас в классе висел календарь.

Работа шла по плану:

Изучили календари, какие есть.

Выбрали учебные дни в году, когда мы учимся (без выходных, каникул)

Дети выбрали те дни, которые каким-то образом его и семью касаются лично – дни рождения, например)

Условия оформления листа – первая страница – титульная. Ребенок должен каким-то образом показать, что он автор этой страницы. Вторая страница должна отражать какие-то события , связанные с этим днем, числом, месяцем.

 

Работа шла три месяца (март-май) И в сентябре, 1 сентября, в классе висел толстый отрывной календарь на выпускной год. Каждый лист размером А5 был помещен в файл, сделан титульный лист, папа ребенка сделал красивое крепление, на которое прикрепили все листы календаря. И каждый день этого года был чьим-то днем.  Каждый ребенок примерно 6 раз в году чувствовал себя героем дня. Вот она комфортность окружающей его среды. Каждый день особенный, каждый ребенок ждет своей оформленной странички, идет оценка созданной страницы.

Оцени страницу

Каждая  страница календаря оценивается желающими: на листе в определенной графе рисуется  смайлик личный.

СЕНТЯБРЬ

Дата

Автор страницы

Смайлики

1 сентября

Катя

 Егор Т.

 

2 сентября

Артемий

 

3 сентября

Андрей

 

4 сентября

Люба

 

5 сентября

Масш С.

 

До конца учебного года календарь будет висеть, постепенно тая. (листы календаря снимаются и уходят в портфолио ребенка).

Когда делали страницы, конечно же подключились и родители, он и задумывался семейным.

И получилось очень интересно. Страницы календаря отличались, виден был «Почерк» человека, его особенность. Мы, уже видя новую страницу, узнавали, что это , например, Тимофей создал, потому что он ее делал в особом стиле. Сколько оказалось интересных дней и праздников, как  много узнали о своих одноклассниках.

Продукт получился замечательный!

Четвертый год работа над проектом Фонарь для школьного двора.

В сентябре получили творческое задание Еже: «Создай оригинальную конструкцию фонаря для украшения города и нарисуй место, где он будет стоять».

Этапы работы над проектом.

1.Осмысление темы подпроекта «Создание оригинальной конструкции фонаря для украшения города» Социального проекта «ЕжеДневник младшего школьника – инструмент социализации личности ребенка и приобщения его к научно-техническому творчеству»

2.Определение места, для которого будет разрабатываться Фонарь - Экскурсия на школьный двор

На занятии, обсуждая это задание, решили, что надо посмотреть на ближайшее окружение, где требуется фонарь.

Вышли в школьный двор. А там нет фонарей!

На территории школьного двора существует три социально значимых площадки:

-Спортивная,  где играют после уроков школьники гимназии № 166;

-Детская, где гуляют дети из детского сада №17, расположенного на территории этого же двора;

-Родительская, где Мамы с малышами (младшими нашими братиками и сестренками) ждут  окончания уроков, чтобы забрать своих школьников домой. Все выбрали себе площадку, выявили, какие есть проблемы, которые можно разрешить с помощью Фонаря,  и какой конструкции может быть фонарь.

Кто-то из детей выбрал Родительскую площадку.

Проблема

Мамы с маленькими детьми, ожидающие  школьников после окончания уроков, не могут получить информацию о школьной жизни, так как с колясками в здание гимназии не войти и не прочитать информацию для родителей, которая есть на стендах внутри гимназии.

Противоречие: Есть свободное время и невозможность заполнить его с пользой

Идея

Объединив две задачи, изобрести фонарь и помочь родителям в получении информации, пришел к изобретению Фонаря-информатора.

Актуальность

 Фонарь будет служить Информатором об истории гимназии, об изменениях в расписании уроков и кружков, о мероприятиях, которые нас ожидают, о предстоящих контрольных, о новостях на страницах газеты гимназии «Ежемесячная Газета Эссеистов» - ЕГЭ.

3.Изучение истории Фонаря в нашем городе Санкт-Петербурге.

Провели обзор существующих фонарей в нашем городе.

4. Экскурсия в Музей фонарей под открытым небом на Одесской улице

Нашли информацию о том,  что рядом с нами (в ближайшем окружении) находится Музей фонарей под открытым небом.

Конструкторская и технологическая проработка

4.Творческая мастерская – изобретение «Фонаря для школьного двора».

Далее пошел  процесс изобретения оригинальной конструкции  фонаря.

Ребенок применил метод фокальных объектов, морфологический анализ, приемы РТВ, получилась оригинальная конструкция Фонаря.

5.Создание эскиза.

Эскиз выполнен из символов Школьной страны: книга, карандаш, ластик.

6.Работа  семейной творческой группы по созданию модели «Фонаря», используя ресурсы.

По своему  эскизу с папой сделали модель Фонаря. Использовали ресурсы – школьные предметы: ластик, карандаш, книга.

Технология:

Операции:

  1. Взять большой ластик;
  2. Сделать  ножом надрезы;
  3. Вставить и закрепить стойку (Для стойки использовать фонарик);
  4. Сделать из прозрачного пластика листы для книги;
  5. Скрепить листы столярным степлером;
  6. Поместить информацию;
  7. Приклеить книгу на стойку.

Техническая система: 3 компонента;

Технология: 7 операций

Описание принципа работы.

*                 Стойка Фонаря будет удобной высоты, чтобы взрослый мог стоя читать информацию, а ребенок (братик или сестренка школьника) сидеть на мягком эластичном пуфике под фонарем.

*                 Книга-фонарь будет работать по типу электронной книги

*                 Информация в книге будет меняться. За этим может следить команда четвероклассников, самых старших в этой школе. Это будет одним из творческих поручений выпускникам начальной школы нашей гимназии.

Результат

В результате Родительская площадка станет функциональной: ожидание с пользой: освещение, информация, уютный пуфик-ластик из мира великанов.

7.Подготовка и проведение виртуальной экскурсии

«Сюита «исторических лампионов» на Одесской улице, которых сторожит «вечно бронзовый» фонарщик»

Решили закончить наш проект интересным творческим делом:

  • провести виртуальную экскурсию в классах гимназии, чтобы  и другие ребята узнали историю фонарей в нашем городе, про единственный музей под открытым небом, который расположен рядом с нами.

И показать наши модели фонарей для площадок школьного двора. Были предложены фонари и для детской площадки и для спортивной.

Последующая задача:

Предложить администрации муниципального образования нашего микрорайона модель Фонаря для школьного двора с целью  включения в план благоустройства внутридворовых территорий.

 

 

Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить

Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.

Творческая деятельность младшего школьника рассматривается в совокупности с самостоятельной, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ребенка проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.