5 марта 2017 г.

Логвинов Сергей Анатольевич. Проблемы обновления системы стандартов и вепольного анализа.

 

Логвинов Сергей Анатольевич

Проблемы обновления системы стандартов и вепольного анализа
 
Основные положения вепольного анализа и система 76 стандартов сложилась к 1986 году и с тех пор принципиально не изменялась. В то же время Г.С. Альтшуллер подчеркивал важность регулярного анализа текстов стандартов на актуальность: «Описание обязательно должно содержать указание на срок действия стандарта. Стандарты дают решения, наилучшие только для данного уровня развития техники. В этих решениях есть, конечно, определенный запас прогностической прочности. Но все-таки периодическое обновление стандартов абсолютно необходимо».
В настоящий момент проблема обновления стандартов и вепольного анализа актуальны по следующим причинам:
·         Вепольный анализ формализован значительно хуже, чем ФСА. Это:
- вызывает проблемы при обучении
- существенно снижает эффективность применения вепольного анализа
- затрудняет использование вепольного анализа в программных продуктах
·         В существующей версии веполного анализа отсутствует процедура выбора конфликтующей пары. Это процедура является частью АРИЗ-85 (шаги 1.1-1.6). Эта версия АРИЗ в настоящее время малопопулярна, что затрудняет корректное использование вепольного анализа
·         Непосредственно из вепольного анализа возможен эффективный вход только в 1, 2 и (частично) в 4 класс системы стандартов
·         В настоящее время значительная часть стандартов 3 класса фактически вошла в инструменты ЗРТС
·         Часть стандартов, входящих в 5 класс, утратила актуальность
·         Часть стандартов, входящих в 5 класс, де-факто вошла в базы физэффектов с функциональным входом
Для решения проблемы предлагаются следующие подходы:
·         Формализация вепольного анализа и гармонизация его понятийного аппарата с ФСА. В идеале - объединение этих инструментов
·         Исключение 3 класса из системы стандартов и полный перенос этих инструментов в ЗРТС
·         Исключение 5 класса из системы стандартов и создание на его основе нового инструмента, взаимодействующего как с системой стандартов, так и с другими решательными инструментами ТРИЗ
·         Создание на основе 1, 2 и 4 класса системы стандартов, имеющих вход как из вепольного, так и из функционального анализа
При реализации этих подходов возникнет ряд задач, обсуждению которых и посвящена настоящая работа. В частности:
·         Необходимо разработать алгоритм выделения конфликтующей пары из набора недостатков, выявленных функциональным моделированием
·         При переносе 3 класса стандартов в ЗРТС увеличится количество субтрендов, что снизит наглядность системы законов и удобство ее использования
·         Для создания нового инструмента на основе стандартов 5 класса следует правильно выбрать системный уровень их применения. Представляется целесообразным расположить эти инструменты между Функционально-ориентированным Поиском (технологий) и базами эффектов с функциональным входом. Решения, предлагаемые 5 группой стандартов, находятся посредине (с точки зрения системного уровня). Это еще не готовые технологии, но уже и не одиночные физэффекты.
·         И, наконец, необходима существенная ревизия стандартов 1, 2 и 4 класса. За 28 лет ряд приемов стандартов устарел и вышел из активного употребления.