5 марта 2017 г.

Плаксин М.А. Грамотная организация данных как средство повысить продуктивность восприятия информации

 

Плаксин М.А.
ГРАМОТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДАННЫХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫСИТЬ ПРОДУКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
Г.С. Альтшуллер поставил задачу на преобразование творчества из инсайта в технологию. В докладе рассматривается технологизация одного из аспектов творческого мышления – выделения нужной информации из большого набора данных. Актуальность этой задачи возрастает по мере нарастания в мире объема «информационного шума».
В качестве инструмента для решения названной проблемы долго рассматривались «информационно-коммуникационные технологии». Однако время показало, что «тупое» наращивание мощности ЭВМ совершенно недостаточно. Сегодня многие носят в кармане устройства, вычислительные мощности которых еще десяток лет назад были характеристикой суперкомпьютеров. И что из этого? В области организации информации машина может усилить возможности человека, но не может их заменить. По отношению к знаниям и умениям человека ЭВМ выступает в роли масштабного множителя, а не в роли слагаемого. Если человек умеет организовать хранение и обработку информации, компьютер многократно усилит эти его умения. Но если человек этого не умеет, то никакая ЭВМ ему не поможет.
Н.В. Рубина характеризует изобретательское мышление как продуктивное (Рубина Н.В. Система качеств изобретательского мышления. [Электронный документ] (http://www.temm.ru/redirect.php?id=204554) Проверено 31.01.2013). Продуктивность мышления существенно зависит от способности человека воспринимать большие объемы данных и извлекать из них нужную ему информацию.
Для выделения из большого набора фактов нужной информации нужно уметь выделить и визуализировать описываемые в этом наборе объекты и существенные связи между ними. С точки зрения ЗРТС в данном случае требуется свертка системы: преобразование набора данных к виду, позволяющему выделить существенные характеристики, отбросив «информационный шум».
Для решения этой задачи человечество создало такие инструменты, как  лексикографический порядок (линейный), таблицы (двумерные), диаграммы (в том числе, многомерные), графические схемы разного вида, таблицы решений, инфографику, нормализацию данных и пр. При этом зачастую сам переход от неупорядоченного набора фактов к организованному или от низкоорганизованного к высокоорганизованному оставался процессом неформальным, не технологией, а искусством.
Автором разработана методика преобразования неупорядоченных наборов фактов, представленных в виде текста, в двумерные таблицы разного вида. Для этого проведена типизация таблиц, охватывающая таблицы практически всех часто употребляемых структур. Каждому типу таблиц соответствует своя комбинация объектов, их свойств и связей. Для выделения в тексте объектов, их свойств и связей используется специальная разметка. Для каждого типа таблиц созданы шаблоны (указывающие, из каких частей должна состоять таблица, и какая информация должна располагаться в каждой части) и алгоритмы, описывающие процесс «заселения шаблона» (переноса данных из текста в шаблон).
Построение таблицы состоит из следующих шагов:
1.      Разметить текст. Выделить объекты, их свойства и связи между объектами.
2.      Пользуясь специальными определителями определить тип таблицы, соответствующий данной комбинации объектов и их свойств. Шаблон определяет структуру таблицы.
3.      «Заселить» шаблон: перенести информацию из текста в указанные места таблицы.
Методика доступна даже ученикам начальной школы, что позволило включить ее в курс «ТРИЗформатики» – «пермскую версию» пропедевтического курса информатики и системного анализа с элементами ТРИЗ. На сегодня линейка учеников для начальной школы получила гриф Министерства образования и издана в Москве издательством БИНОМ. (Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика: учебник для 3 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012; Плаксин М.А., Иванова Н.Г., Русакова О.Л. Информатика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012).