5 марта 2017 г.

            От ВА Михайлова               (БУКВОЕДСКИЕ ЗАМЕТКИ к примерам)

ПРИМЕР 1: Очистка шахтных лотков
К шагу 4.1: написано ... ресурсы (дополнить: В и П (веществ и полей, сил))
            2. Днище (какое: полированное, шершавое, липкое?) лотка (В - не указано, в конце хода решения можно узнать, что лоток из стали - к нему "можно приварить пруток"... - Почему здесь не указано ?)
            3. вода (нужно догадываться, что это "поток" ?)
            1. частицы пыли (какие: шарики, кубики, многогранники; гладкие, цепляются между собой - не ясно?)
            Про поля и силы - не сказано, они не существенные?
   (Мальчик говорит на радио: -"моё влияние в обществе мало существено, но оно есть!")
К шагам 4.2 и 4.3: Выше приведённые вопросы не проясняются.
В табл. ш.4.4 в колонке "время" написано "присутствует" (не понятно, КАК это? - наверно: "постоянно"... ?)
            В пояснении к НС следовало бы добавить о факторах пылеобразования:
дрожжание вагонеток с углем (кусками и в виде частичек) приводит к попаданию частичек в воздух в виде пыли,
сильная струя нагнетаемого воздуха обдувает вагонетки, завихряется и поднимает, подхватывает пыль...
 
в ш. 4.5.1 ... ресурсы (не сказано: чего? веществ (каких?), полей, сил (каких?).
 
На ш.5.3 Выбор лотка (опять сведения о его материале?, о характере его поверхности?)
   ш.6.3 ... Странный вид?
Конец части 7: ... к "лотку приварить пруток" - оказывается, лоток из стали!?
В части 8.2 написано: ... "не возникают" - точнее: ... "не выявлено" ?
------------
 
ПРИМЕР 2: Подъём корабля на берег
К части 2: Работа (КАКАЯ ?) по данной части АРИП показала...
 
К шагу 3.6 ... ВО ВРЕМЯ ... касания воды (а дальше что: при опускании до дна количество мусора УЖЕ не меняется?)
 
к ш.4.1: перечисляете элементы (а выше требуете В - они не записаны, надо догадываться, что здесь - сталь?)
            указаны лишь вода с мусором (догадаться, что лёгким?) и воздух (без мусора?)
            ВПР предполагает и поля - о них нет никаких записей (это правильно, как образец анализа ВПР ?)
на ш.4.2 записано: в опервремя (3.4 - при касании поверхности) морская вода (нижние слои - как это?)
            и причём воздух (если нижние слои морской воды - что он там на дне делает ? как попал ?)
 
Таблица ресурсов, колонка Энергонасыщенности ответы в строках 1-3
НЕ понятны: вода - слабая(?), воздух - Сильный?
            про шары (неподвижные пока?_ - в чём их большая энергия состоит ?
            То же самое НЕ понятно для след трёх строк: у тележки - большая, а у её части площадки - отсутствует?
                         Как это понять? и какой тогда у этой колонки смысл ?
 
Уже из ответа на ш.4.5 ясно, что ВЫ ПРИДУМАЛИ (я ещё дальше не читал, НО прогнозирую ВАШ ответ) -
            Обдувать тележку, площадку с шарами воздухом, как только площадка коснётся поверхности воду и продолжать далее во время посадки корабля на тележку и далее при подъёме тележок вплоть до выхода из воды - ТАК ?
            сейчас увижу ВАШЕ решение...
 
К ш. 5.2 непонятно: Задачи составляются по двум вариантам, оставляют тот, который в последствии дает лучший результат..   (КОГДА оставляют? сейчас-то нет ПОКА ответа "что лучше ?")
 
к ш.5.1, задача 2 /решение: под площадкой для шаров тележки укрепить стальной ящик (без дна или с дном, но с отверстием - величина отверстий должна обеспечить требуемую длительность обдува воздухом), в площадкепросверлить небольшие отверстия для выхода воздуха
к ш.5.2            нет никаких ФП у воды и воздуха (ибо не обозначены их действия !?)
к ш.5.3            Роль непонятной "знергонасыщенности" (Чем ?) здесь не ясна
к ш.6.1 Что-то с воздухом не ясно: он вытесняется водой (пусть с мусором), а с самим мусором не контактирует,           Ваш "твёрдый" воздух не мусор не пропустит, а воду... ?
 
к ответу на ш.7.1 к задаче 1 - применение насосов с отфильтрованной водой - это усложнение ТС, а не использование ресурсов веществ или энергии? - можно же в площадке сделать отверстия для воды, под нею разместить фильтр большой площади (или даже просто мелкоячеистая сетка), тогда при опускании площадки струи воды будут обмывать шары потоком очищенной водой снизу вверх; а при подъёме - должна работать сетка-юбка в низу вокруг приёмного седла
 
к ш.7.1.1 с ММЧ: сохранение воздуха под приёмным седлом между шарами
к ш.8.1 Отрицательных последствий не возникает - /точнее: не замечено или не выявлено
            они возникнут, если при спуске или подъёме тележки будут сильно раскачиваться - нужно знать допустимую степень раскачивания (КАКОВА она – степень раскачивания ?)
   Ну что же - на ш.4.5 рассмотрел динамическую защиту, ВЫ предложили в качестве основного варианта статическую защиту - воздушным колоколом (его недостаток - допустимо ограниченное его раскачивание).
 
ПРИМЕР 4: Очистка причальной стенки ото льда
 
К ш.1.3 ... не правильно "ВО ВРЕМЯ охлаждения воздуха" - м.б. мороза? НА ХОЛОДНОЙ причальной стенке - точнее?
к ш.3.1                Замерзание воды (почему не ставится ответ на вопросы: где? когда? при каких условиях?)
      Наверное, в тихую, безветренную погоду или при море, в основном покрытом льдом, стенка не обмерзает?
к ш.3.4   Откуда берётся капля морской воды? Бывает ли, что капля замерзает уже в воздухе и потом не примерзает?
к ш.3.6             Непонятно: "В СИСТЕМЕ (На стенке ?), ... НА её поверхности (как найти "поверхность" системы? не чётко)
к ш.4.1
ПРИЧАЛЬНАЯ СТЕНКА (Вещество не указано: бетон, сталь, дерево, резина шин ? и что делает здесь  поле гравитации? - уж не притягивает ли к себе капли?)
            Пояснение про "Сливную трубу" - типично умалчивание какого-то элемента при формулировке задач заказчиком!
к ш.4.4   Таблица ресурсов: Почему нет колонки "Вещества"?
            строка 1 стенка            Поле/"Вес" - физически точнее "масса"; "Время"/всегда - точнее постоянно
            "Энергонасыщенность"/большая - не понятно ЧТО ? здесь важна теплоёмкость?
            Поскольку верхнего слоя воды МНОГО - не м.б. что его теплоёмкость такая же малая, как у капли !?
            Воды из сливных труб по массе много меньше, чем морводы, поэтому его теплоёмкость не м.б. больше ?
 
к ш.5.1   Написано ИКР, но ВСЕ приведённые формулы-задачи нельзя назвать "ИКР-1 по ГС Альтшуллеру" Я бы назвал их техрешениями, близкими к ИКР-2 (из АРИЗ-85в), если ввести в них слова САМ СОБОЙ...,
а без такой добавки это уже НЕ ИКР, а близкое к нему техническое решение (осталось только добавить ответ на вопрос "КАК ?" и выбрать, как ВЫ пишете, "лучший вариант").
            ЗАДАЧА №2 (Использование ресурса «Нижние слои морской воды»)
   «НИЖНИЕ СЛОИ МОРСКОЙ ВОДЫ, используя СВОЕ ТЕПЛО, САМИ СОБОЙ не допускают на ПОВЕРХНОСТИ ПРИЧАЛЬНОЙ СТЕНКИ ЗАМЕРЗАНИЯ капель ВОДЫ из верхнего слоя морской воды, забрасываемых на стенки ветром».
            ЗАДАЧА №3 (Использование ресурса «Вода из сливной трубы»):
   «ВОДА ИЗ СЛИВНОЙ ТРУБЫ, используя СВОЕ ТЕПЛО, САМА СОБОЙ не допускает на поверхности причальной стенки замерзания капель воды из верхнего слоя морской воды, забрасываемых на стенки ветром».
 
к ш.5.3   Использование прилегающих ресурсов
ВЫ пишете: "Выбираем сливную трубу с горячей водой, как наиболее энергонасыщенный ресурс из имеющихся."
Но если считать по величине теплоёмкости= масса Х разность Т-р, это суждение не верно (ибо масса воды  значительно меньше массы морводы из нижних слоёв и массы осадков дна? Выбор ВАМИ произведён как-то иначе?
к ш.7.1 и 8.1:
   Техрешение ВАШЕ, очевидно, несколько расширяет нижнюю температурную границу интервала, при которой причальная стенка будет работоспособной, но не более того.
 
            Остаётся задача 4: КАК ещё больше понизить нижнюю границу температуры работоспособности причала?
------------
            ГИ Иванов, я думал, предлагает дополнить 1-ю часть АРИЗ-85В «Алгоритмом выбора из изобретательской ситуации («ЗНАЮ ЧТО-то плохо, НО НЕ ЗНАЮ КАК это исправить» - т.е. АП) действительной (вместо первично-поставленной ложной) задачи, которую и надо решать» - вместо этого в примерах показывается и «штурм поиска решения без АРИЗ-85в», т.е. АРИП вместо АРИЗ – так я понял, ГИ ?
            Согласен с замечанием ЕД Андреева, что «ТП не формулируете».
      Выше, в разборе примеров я отметил много нечёткостей, недомолвок, невысказанных «в слух» мыслей - ресурсы (как полагается в части 2 АРИЗ) не разобраны, упущены. Не показано, что «АРИП лучше АРИЗ» помогает решать задачи (как кажется, не показано, что ВАШИ решения оптимальны; не разобрав РЕСУРСЫ, ВЫ упустили более простые решения или более надёжные, более близкие к ИКР).
      И здесь, и в ВАШЕЙ ИКР-презентации вижу изъян:
      ВЫ Ваши техрешениями называете ИКР»ом, хотя они на самом деле не являются таковыми - причину вижу в том, что не был записан АНАЛИЗ РЕСУРСОВ (веществ и полей-энергий), отступили от общей формулы ИКР-1 (да и от ИКР-2: САМ… , и ИКР-3: частица САМА…).
            ГС Альтшуллер в завершении в/ф Алг.изобретения-1974 говорит: -мысли опытного решателя множества задач по АРИЗ перепрыгивают через шаги алгоритма.
Вот примеры хода решений опытнейшего решателя ГИ Иванова демонстрируют именно такие прыжки его мысли (т.е. в рассказе о ходе решения а) многое «замалчивается», и попутно б) многое «упускается», включая действенные ресурсы, имеющиеся в системе, но не замеченные, вероятно, из-за торопливости в получении решения и докладе о нём.
Я полагаю, что заказчики итоговыми решениями были довольны и высоко оценили их, но они, думаю, не подходили к оценкам с позиции АРИЗ и ТРИЗ.
            Т.е. представленные решения НЕЛЬЗЯ отнести к наилучшим образцам поиска творческих решений рассмотренных задач, как нам, не имеющим столь большого опыта в практике решений на производстве, хотелось бы демонстрировать нашим студентам.
 
            Прошу прощения, мне не удалось восхититься приведёнными примерами как образцами, достойными демонстрации и подражания.
 
            Мастер ТРИЗ (увы, более химик, менее техник), кхн, доцент
            ВА Михайлов
31/01/2012/