5 марта 2017 г.

Гин А.А. Теория открытых задач: проблематизация.

Гин Анатолий Александрович (Гомель, Беларусь)

Guin Anatoliy (Gomel, Belarus)

 

Теория открытых задач: проблематизация.

The theory of open tasks: any problems.

 

Автор определяет термин «открытая задача», показывает специфику и примеры таких задач, говорит о проблемах теории открытых задач. Разделы доклада: «Постановка проблемы», «К истории вопроса», «Детализация»,  «Состояние вопроса на сегодняшний день» «Приглашение к сотрудничеству».

Annotation: The author has given the definition to the term ‘Opened problem’ and has shown the specific character and examples of such problems. He has spoken about the problems of the opened problems theory. The chapters of the report are: ‘The statement of a question’, ‘The history of the question’, ‘Working out in detail’, ‘The state of the question for today’, ‘Invitation for cooperation’. 

 

  1. Постановка проблемы

ТРИЗ-педагогика ставит перед собой цель: научить решать творческие задачи. Это факт бесспорен. Зато очень спорным представляется другое – что такое творческая задача. Мне не удалось найти в литературе вразумительное научное определение творческой задачи, а, тем более, развернутое определение – то есть включающее классификацию.

Учить решать творческие задачи, не понимая, что они собой представляют? Можно – сегодня мы так и делаем. Но все-таки полезно разобраться…

2) К истории вопроса

Сначала все было просто: есть задачи изобретательские и исследовательские, причем исследовательскую всегда можно превратить в изобретательскую приемом обращения. Правда, два этих типа задач можно поделить на более мелкие виды, что и было успешно проделано[1]. Однако проверка на большом массиве задач прояснила, что не все так просто. Некоторые задачи не укладывались в классификацию, некоторые претендовали на два вида сразу. Но хуже другое: чем дальше, тем менее понятной становилась классификация по верхнему рангу.

Выяснилось, что специалисты по ТРИЗ (во всяком случае, те, с которыми мне приходилось общаться на эту тему), несколько по-разному понимают понятия «изобретательская» и «исследовательская задача». Показателен почти часовой спор с Юлием Мурашковским на Первой конференции ЛОТ «Универсальный решатель», когда Юлий Самойлович предложил ввести понятие «объяснительная задача». И еще более показательно, что прошел почти год, пока мы все-таки смогли найти общие позиции и немного продвинуться в общем понимании типологии задач.

Попробовали и по-другому: вообще уйти от типологии задач. «Есть творческая задача, а к ней может быть как изобретательский подход, так и исследовательский, или, другими словами, может быть изобретательская или исследовательская постановка единой творческой задачи». Поначалу эта мысль показалась продуктивной, однако дальнейший анализ показал ограниченность и такого подхода.

3) Постановка проблемы: детализация

Предлагаю набраться немного терпения и прочесть тексты семи задач.

1. СОВЕТ ТРЕТЬЕГО МУЖИКА[2]

"Ехали два мужика: один в город, другой – из города. Они задели санями друг друга. Один кричит: "Дай дорогу, мне скорее в город надо!" А другой кричит: "Ты дай дорогу, мне скорее домой надо!" Они долго кричали. Кончается рассказ тем, что третий мужик дал им простой совет, который помог им расцепиться. Какой?

2. РАЗВЕРТКА КУБА[3]

Обычная развертка куба требует полосы бумаги, шириной не менее трех квадратов (равных граням). Можно ли сделать развертку куба из полоски бумаги шириной в две грани?

3. ОТРАЖЕНИЕ ОТРАЖЕНИЯ[4]

Знание, и в первую очередь научное знание, отражает действительность. Однако в науке необходимо точно определить смысл и значение слов и понятий.

Рассмотрите несколько утверждений, определите смысл подчеркнутых слов.

1. Бойцы отражают нападение врага.

2. В зеркале отражается лицо девушки.

3. Картина Левитана "Над вечным покоем" отражает русскую природу.

4. Шестая симфония Чайковского отражает мир внутренних переживаний и чувств композитора.

5. Закон всемирного тяготения отражает необходимые и постоянные внутренние связи и взаимодействия тел в природе.

Сравните эти предложения и раскройте значение подчеркнутых слов в каждом из предложений.

В каком из пяти предложений понятие отражает действительность?

4. МУХА ИЗ СЛОНА[5]

Джин делает муху размером со слона, а слона – размером с муху. После произнесенного заклинания муха начинает медленно увеличиваться, а слон уменьшаться, причем: а) изменяются размеры клеток, а число их остается неизменным; б) размеры клеток постоянны, а их число в каждом организме меняется. Процесс заканчивается при жизни данных мухи и слона. Перечислите, какие изменения в работе разных органов и функционировании всего организма у них при этом произойдут, отдельно для случаев а) и б). Выживут ли они?

5. МАГИЯ ЭКСТРАСЕНСА[6]

В 1997 г. по телевидению шла передача "Тема", посвященная экстрасенсам. На передачу был приглашен известный целитель и экстрасенс Алан Чумак. Вот что он рассказал: "Однажды меня пригласили в колхоз, попросили вылечить коров. У них были какие-то проблемы с выменем. Я взял вазелин, зарядил его своей энергией, и этим вазелином смазывали вымя коровам. Через некоторое время им стало легче. Так я убедился, что мои целительные возможности распространяются и на животных". Прав ли экстрасенс в своей убежденности? Как следовало бы провести эксперимент, чтобы действительно доказать (или опровергнуть) силу экстрасенсорного воздействия на животных?

6. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ[7]

Придумайте классификацию (или несколько классификаций) звуков речи: а) русской, б) английской.

7. СТРАШНЕЙ ЛОПАТЫ ПУШКИ НЕТ[8]

Весной 1940 года во время учений к наркому обороны С. К. Тимошенко обратился один из младших командиров с предложением усовершенствовать саперную лопату. Превратить ее в... миномет, оснастив вместо деревянной ручки полой трубой-стволом. Об идее доложили И. В. Сталину, и делу был дан ход. Попробуйте найти аргументы "за" и "против" этого новшества. Как вы думаете – было ли оно принято на вооружение?

В подтверждение вышесказанного: можете ли Вы разложить эти задачи четко на две группы: изобретательские и исследовательские задачи? Если Ваш ответ «нет», тогда возникают вопросы:

  • А сколько типов задач существует?
  • Нужно ли отделять понятия «задача» и «упражнение». Есть ли четкая разница между ними?
  • Всякий ли тип творческой задачи можно решать тризовскими инструментами? И меняется ли набор инструментов (и правил работы с ними) в зависимости от того, какую задачу мы собираемся решать?
  • Всякий ли тип творческой задачи уместно (рационально, целесообразно) решать имеющимися тризовскими инструментами?

Конечно, теория не сводится к классификации. Возникают и другие, не менее «хитрые» вопросы. Как оценить сложность творческой задачи? Каковы объективные и каковы субъективные причины того, что данная задача является сложной? Вопрос не праздный: недавно в качестве эксперимента на семинаре я предложил группе учителей-физиков (30 человек) простую задачу: какой вес покажет динамометр, на котором висит клетка весом в 5 фунтов, если в клетке летает птичка весом 1 фунт. Казалось бы, простая задача – все знания, объективно необходимые для решения задачи, у каждого слушателя есть. Однако задача вызвала замешательство и споры среди слушателей.

4) Состояние вопроса на сегодняшний день

Учитывая сложность определения творческой задачи[9], в настоящий момент для теоретического исследования я предлагаю термин «открытая задача». Открытой будем считать задачу, которая имеет размытое (недостаточное/избыточное) условие, которое учащемуся необходимо трактовать, осмыслить, дополнить самому. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ.

Все вышеприведенные задачи – открытые. Точное определение, вероятно, возникнет тогда, когда теоретическое осмысление продвинется значительно дальше.

На сегодняшний день собран большой массив «разномастных» задач, заданий, упражнений для дальнейшего анализа. В переписке с Юлием Мурашковским обсуждена проблематика теории и намечены некоторые эксперименты. Григорий Френклах предложил для обсуждения первый вариант шкалы для определения степени открытости задачи. В процессе работы над сборником открытых задач по физике[10] с Александром Каминым[11] и обкатке этих задач на слушателях семинаров и в работе с учениками отрабатывается дидактика работы с открытыми задачами.

5) Приглашение к сотрудничеству

Если теория открытых задач настолько интересна Вам, что Вы готовы принять активное участие в ее разработке и обсуждении, сообщите об этом очно или по электронной почте (Guin@trizway.com) Анатолию Гину. Мы планируем открыть на сайте Лаборатории «Универсальный решатель» www.trizway.com форум (под паролем) по теории открытых задач.

 

 

[1] См., например: Гин А. А. Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 2002. Издание четвертое стереотипное. Приложение 2 «О творческих учебных задачах», с 77.

[2] Задача прислана Ириной Григорьевой, Казань (на основе учебных рассказов Л. Н. Толстого).

[3] Задача прислана Ириной Григорьевой, Казань (на основе одной из задач сборника Дьюдени).

[4] Из интеллектуального марафона 1996/97. Москва, окружной тур. 5 класс.

[5] Беркинблит М. Б., Жердяев А. В., Тарасова О. С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. М.: Мирос, 1995. – С. 46.

[6] Автор задачи – А. Гин.

[7] Беркинблит М. Б., Жердяев А. В., Тарасова О. С. Задачи по физиологии человека и животных: Экспериментальное учебное пособие. М.: Мирос, 1995. – С. 50.

[8] Автор задачи – А. Гин. На основе факта из журнала «Юный техник», 1994. – № 2. – С. 17.

[9] А также массу уже наработанных стереотипов по поводу понятия «творчество».

[10] Работа над сборником идет четыре года, в 2003 году мы планируем закончить рукопись.

[11] В работе также принимают участие сотрудники ЛОТ «Универсальный решатель» Александр Камин-младший (соавтор) и Александр Кавтрев (редактор, кандидат физмат наук из СПб).