5 марта 2017 г.

Матвеева О., Скоробогатова Л.П. Достоинства и недостатки ЖСТЛ. А.Д.Сахаров; И. В. Курчатов.

Матвеева Оксана, Ростовская Елена, 9 «Б» класс

Научный руководитель: Скоробогатова Л.П., (Норильск, Россия)

Matveeva Oksana, Rostovskaia Elena, Skorobogatova L. P. (Norilsk, Russia)

 

Достоинства и недостатки ЖСТЛ. А.Д.Сахаров; И. В. Курчатов.

Vital strategy of the creative person.

Авторский коллектив: Ростовская Елена, Матвеева Оксана – ученицы 9 класса, Скоробогатова Л.П. – учитель физики сш № 23 г. Норильска выполнили работы, объединённые одной целью: представить биографии И.В.Курчатова, А.Д.Сахарова с точки зрения ЖСТЛ. Сделали первую попытку выделить достоинства и недостатки Жизненной Стратегии Творческой Личности. На данном этапе изучения ТРТЛ работа удалась.

Author's collective: Rostovskaia Elena, Matveeva Oksana - schoolgirl 9 classes Skorobogatova L.P. - teacher of physics сш № 23. Norilsk Have executed jobs incorporated by one purpose: to present the biographies  I.V. Kurshatova, А.D. Saharova  from the point of view Vital strategy of the creative person. Have made the first attempt to allocate advantages and lacks of Vital Strategy of the Creative Person. At the given stage of study Vital strategy of the creative person the job has managed.

 

Ядерная опасность, экологическая ситуация, голод, перенаселение, ограниченность энергетических ресурсов... Размышления философов разных стран на эти темы редко бывают оптимистичны. Обычно человеческое сознание стремится оттолкнуть от себя эти мысли, не додумывать их до конца, поскольку «концы» представляются слишком печальными.

Но Сахаров раздумывал именно над такими, самыми тяжёлыми и мучительными для людей, для всего человечества вопросами. Раздумывал, как внешне казалось, с обезоруживающей, почти детской наивностью. «Дилетант, непрофессионал»,- раздавалось в его адрес. Но именно эта сахаровская будто бы наивность стала действительностью, одной из фундаментальных основ и наших перемен, и перемен, происходящих в мире.

Сахаров знал, что надо делать. Он додумывался до ответов, ибо во главу угла всех своих умозрений ставил человека: его интересы, его ценности. Это – то и принималось многими за наивность. Андрей Дмитриевич глубоко и точно осмысливал ситуацию в своей стране и в мире – и находил пути для разрешения самых трагических, казавшихся неразрешимыми проблем. И адресовал свои труды правительствам, народам и каждому из нас. Городу и миру. Академик Сахаров - один из создателей отечественного атомного оружия - много сделал для ограничения его распространения. Андрей Дмитриевич, как ядерный физик играл реальную роль в изобретении советской водородной бомбы. Вместе с Таммом работал над созданием этой бомбы, которая прошла испытание в августе 1953 г. Массовое отселение жителей из окрестностей испытательного полигона заставило Сахарова всерьёз задуматься о трагических последствиях атомных взрывов, о возможном выходе этой странной силы из - под контроля. Работа с ядерной энергией сделала его чрезвычайно чувствительным к ответственности учёного перед человечеством. Его работы подсказывают, как следует поступать, чтобы выжить и жить и чтобы жизнь была достойной, свободной, справедливой. Считается, что пророков во все времена побивали камнями... Родина Андрея Дмитриевича, увы, не стала исключением из этого правила.

Нет, Сахаров был вовсе не обидчив,

Клеветникам ответно не грубя.

У человекофобов есть обычай –

Зазнайская обидчивость раба.

В своей работе я отступаю от привычной хронологии биографии Андрея Дмитриевича, а хочу исследовать его жизненную стратегию по теории ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Жизненная Стратегия Творческой Личности, предложенная Г. С. Альтшуллером, включает в себя следующие критерии:

1. Наличие Достойной Цели

2. Наличие общих планов достижения цели, текущего планирования и контроля выполнения работы

3. Высокая работоспособность

4. Умение решать творческие задачи

5. Умение «держать удар» (продолжать работу, несмотря на отсутствие признания, на трудности, неудачи и препятствия)

6. Промежуточная Результативность (появление определённых результатов на промежуточных стадиях работы).

Сахаров всегда делал всё что мог. И не останавливался, предвидя для самого себя самые тяжёлые последствия.

Великий учёный и мыслитель не только заступался за невинно осуждённых, преследуемых и гонимых, единоборствуя с могучей государственной машиной. Он отстаивал права советских людей. И тем самым борьба его, безусловно, обретала общечеловеческий смысл. Можно уверенно сказать, что движение за права человека стало мировым благодаря Сахарову.

Сахаров ещё предстоит – и своей собственной стране, и миру. Надо только его услышать и понять.

Поэтому я считаю, что Андрей Дмитриевич значительно опережал свой век, а заслуженное признание и слава пришли к нему лишком поздно.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Таков был Андрей Дмитриевич Сахаров.

 

Тезисы работы «Достоинства и недостатки  ЖСТЛ. И.В.Курчатов.

 

Автор: Ростовская Елена.

Г.Норильск. СШ №23. 9 «Б» класс.

     Научный руководитель: Скоробогатова Л.П., учитель физики.

 

 Я живу в городе, основное предприятие которого (ГМК “НН”), исторически связанно с именем А. П. Завенягин, стоящим в одном ряду с именем И. В. Курчатова.

2003 год. Норильск празднует юбилей - 50 лет. И в этот же год- 100 лет со дня рождения Игоря Курчатова.

 После знакомства с творческой личностью И. В. Курчатова, я была в восторге. Такое стремление к науке, к своему делу.

Что за человек был И. В. Курчатов, дерзнувший составить столь еретичный проект Общего Дела?

Личность Курчатова на всех производила особенное впечатление: она казалась совершенно уникальной, её невозможно было свести ни к одному, даже самому редкому типу, будь- то учитель жизни или аскет.

Курчатов является выдающимся организатором исследовательской работы, умеющим объединять усилия больших научных проблем. Он много сделал для создания в СССР мощной технологической базы, необходимой для успешного развития исследований атомного ядра.

 

                               Что значит, в наше время быть учёным?

                                     Он должен быть достаточно умён…

                                      Постойте, это очень отвлечённо:

                                      Начнём сначала с фактов и имён...

 

 Я знакомилась с биографией Игоря Васильевича Курчатова не в привычной хронологической последовательности событий его жизни, а с точки зрения теории развития творческой личности, разработанной  Г. С. Альтшуллером.

 

Достоинства и Недостатки ЖСТЛ И. В. Курчатова

 

Изучив теорию развития Жизненной Стратегии И. В. Курчатова, я могу подтвердить, что всю свою жизнь этот человек “строит” себя. И на первый взгляд состоит из одних достоинств:

  1. организация личного времени, умение жить “экономично”
  2. активность, внимательность, бесстрашие в действиях, неудержимая весёлость в минуты успеха, неизменная доброжелательность к людям
  3. целеустремлённость
  4. научная интуиция, огромная ответственность, умение не перекладывать свои обязанности на плечи подчинённых
  5. бескорыстие (он никогда не стремился свою идею противопоставить чьей - то другой потому, что эта – своя)

но некоторые из этих Достоинств я бы отнесла к Недостаткам:

  1. отношение к своему здоровью (работа без перерыва, даже в часы отдыха)
  2. отношение к семье (в 1927 г. Курчатов женился на Марине Дмитриевне Синельниковой, сестре своего друга Кирилла Дмитриевича. Да, это единомышленники, понимающие друг друга с полуслова, живущие одной идеей, но как мало времени остаётся на отвлечённые личные темы).

 

Конечно, однозначно охарактеризовать Курчатова- учёного невозможно. Этот человек был слишком многогранен, чтобы уложить стиль его работы в какие- либо каноны, но я считаю, что мне удалось оценить его жизнь и научные творчества с точки зрения ЖСТЛ.