5 марта 2017 г.

Попоко Е.А. Исследовательская деятельность в образовательном процессе по изучению ТРИЗ с 3 до 7 лет.

Попко Евгения Алиевна (Норильск, Россия)

Evgenia Popko (Norilsk, Russia)

 

Исследовательская деятельность в образовательном процессе

по изучению ТРИЗ с 3 до 7 лет.

Research activity in educational process on study ТРИЗ with 3 till 7 years.

Предлагаемая программа предназначена для детей с трех до семи лет, включает пятнадцатилетний опыт работы в дошкольном учреждении по применению элементов и методов ТРИЗ и РТВ (Развитие творческого воображения) в процессе обучения и воспитания.

The offered program is intended for children from three till seven years, includes experience of job for fifteen years in preschool establishment on application of elements and methods TRIZ and RTV (Development of creative imagination) during training and education.

 

Целью педагогики является воспитание полноценного члена общества, освоившего минимально необходимый объем культуры данного общества, принимающего и способного выполнять основные его нормы и обычаи. Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Эпоха индустриализации сменяется эпохой, где главным товаром является информация. Основное противоречие современной системы образования заключается в том, что знания, актуальные сегодня завтра безнадежно устаревают. Обществу в современных условиях нужна творческая личность с методологическим, системным, творческим мышлением. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Возникает необходимость активизировать творческую, познавательную и практическую деятельность детей. Теория Генриха Сауловича Альтшуллера – ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) – содержит инструменты формирования управляемого воображения, творческого, «ТРИЗовского» мышления, необходимого для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности, формирования качеств творческой личности.

Предлагаемая программа предназначена для детей с трех до семи лет, включает пятнадцатилетний опыт работы в дошкольном учреждении по применению элементов и методов ТРИЗ и РТВ (Развитие творческого воображения) в процессе обучения и воспитания. Программа разработана на основе ТРИЗ и встречающихся элементов ее в некоторых других программах:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» М. Просвещение, 1989г.;

«Истоки» Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, М. 1997г.;

«Развитие» НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие», М. 2000 г., которые базируются на достижениях отечественной педагогической науки и направлены на развитие системы дошкольного воспитания с учетом новых педагогических технологий.

Цель программы:

воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

Задачи программы:

-формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;

-развивать творческие способности;

-знакомить с основными понятиями РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ (Развития творческого воображения - Теории решения изобретательских задач - Теории развития творческой личности).

Принципы построения программы:

- преемственность.

Каждый последующий материал базируется на знании предыдущего с расширением и углублением, осуществляется постепенное усложнение темы и переход развития интеллектуальных способностей ребенка к технологии творческого процесса.

- интеграция.

ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение.

- опережающего развития.

- нет неправильных решений – есть другое решение, более или менее идеальное (ИКР).

Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Структура программы.

Программа составлена по четырем возрастам:

Вторая младшая группа (с 3-4 лет);

Средняя группа (с4-5 лет);

Старшая группа (с5-6 лет);

Подготовительная группа (с 6-7 лет)

Структура разделов программы представлена в привычных для большинства воспитателей формулировках:

  1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  2. Ознакомление с художественной литературой и развитие речи.
  3. Обучение грамоте.
  4. Изобразительная деятельность.
  5. Математика.
  6. Физическое воспитание. (Авторы используют программу «Север» Л.В. Шарыповой, цель которой – способствовать полноценному и своевременному психофизическому развитию детей, проживающих в объективных социально-экономических и экстремальных климатических условиях Крайнего Севера).
  7. Музыкальное воспитание (Программа «Истоки» К.В. Тарасова).
  8. Конструирование (Программа «Развитие», Брофман «Архитектурная школа имени папы Карло»).
  9. ТРИЗ – мастерская изобретений (Кружковая работа).

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются система творческих заданий, которые даются детям через игры на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли: в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Тематика игр на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель которых – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность, а правила игр дают пути этой работы. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, формулирование и его решения. Результатом решения противоречия являются изобретение. Этому дети учатся в играх «Наоборот», «Хорошо-плохо», «Письмо SOS», с которыми детей знакомит Гном из волшебной страны «ТРИЗ». Формирование системно-диалектического способа мышления идет через игры, спрятанные на «Волшебной лесенке», Путешествия по структуре, функции, времени. В игре «Маленькие человечки» дети учатся моделировать процессы, происходящие в окружающем мире, как структурные, так и функциональные. Это позволяет понять физическое состояние вещества, фазовые переходы, взаимодействия. Дети составляют каталог ресурсов, путешествуя вместе с Гномами по стране Ресурсов и играя в «Машу-растеряшу». Через игру «Теремок» - выделяют общие и различные признаки, путем сравнения, тренируя этим аналитическое мышление. Игра «Обзывалочки» помогает четко определять функцию предмета, явления. В игре «Волшебный ящик» дети учатся придумывать - «собирать» новые объекты, наделять их функциями, создавать «портреты», давать названия. Формируется умение фантастического преобразования объектов окружающего мира. Игра «Да-нетка» помогает классифицировать, работать по алгоритму.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети сочиняют сказки с помощью «Волшебного треугольника». Составляют структуру сказки с помощью патентного фонда волшебства, созданного ими (предмет, действие, слово), что развивает творческий стиль мышления; « переделывают сказки», используя как приемы фантазирования, волшебных гномов, так и приемы ТРИЗ и РТВ. Решая задачи в игре «Помоги сказке», дети учатся формулировать сказочные противоречия. Сочиняют загадки, путешествуя по Стране Чувств, Стране Загадок. Это помогает систематизировать свойства предметов, явлений. Строить модели, развивать ассоциативное движение. Знакомясь с Колобком (Книга З.Г. и М.Н. Шустерман «Новые похождения Колобка…»), спасая его, решая вместе с ним проблемы, дети на практике применяют науку - ТРИЗ.

На занятиях по обучению грамоте и развитию речи дети составляют рассказы, путешествуя по 9-ти экранам, придумывают события, предшествующие изображенным и последующие; составляют связный рассказ, знакомятся с новыми словами, тем самым идет формирование системно-диалектического способа мышления. Раскладывают предложение по ступенькам «Волшебной лесенке», узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумывают Страну Звука, дорисовывают буквы в игре «На что похожа?». Учатся работать с предложением, изменяя его различными способами.

На занятиях по изобразительной деятельности дети создают работы на разных уровнях схемы талантливого мышления, фантазируют, представляют образы, которых нет в реальной жизни, делают «записи» своих изобретений.

На занятиях по математике, используя Программу М.Н. Шустермана, дети знакомятся с динамикой развития элементов математики: числом, формой, ориентацией в пространстве, временем.

Изобретение – это всегда решение противоречия, найденного в задаче. Через «Письмо SOS» на занятиях кружка Мастерской изобретений, Гномы Противоречие и ИКАЭР помогают детям решать задачи по биологии и экологии, используя основные понятия ТРИЗ: модель, ИКР, противоречие, приемы решения противоречий.

На занятиях по физическому воспитанию дети учатся придумывать новые подвижные игры, используя игру «Волшебный ящик». Игры с Ресурсами помогают увидеть и почувствовать свои возможности, метод эмпатии – вживаться в образ, решать противоречия при выборе ведущего, места для игры, способа выполнения задания. Понимают необходимость последовательности выполнения ОВД, рассмотрев его на «Волшебной лесенке».

На музыкальных занятиях продолжается знакомство со своими ресурсами в передаче образа какого-нибудь персонажа, явления. Через «Волшебную лесенку» постигают основы мелодии, танца, песни, знакомятся с прошлым, историей культуры. «Заглядывая» в будущее, дети учатся прогнозировать, выявляя закономерности развития.

Необходимым условием успешного освоения программного материала является компетентность, информированность родителей. С этой целью мы предлагаем:

-иметь в уголке для родителей рубрику «Давайте фантазировать», где освещается тематика недели, предлагаются варианты игр с детьми;

- проводить занятия с родителями, где они практически знакомятся со спецификой программы;

- просматривать видеоматериалы занятий;

-приглашать на открытые занятия, проводить совместные с детьми занятия – КВН;

- публиковать «изобретения» детей в газете для родителей (журнале);

- организовывать выставки из Мастерской изобретений.

С целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе, необходимо использование психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка. Результаты такого диагностирования должны использоваться при постановке и реализации педагогических задач. В младшем дошкольном возрасте мы предлагаем диагностику, основанную не на специальных тестовых заданиях, а на наблюдениях за поведением каждого воспитанника. Воспитатель регистрирует особенности действий и поведения, используя различные неформальные техники наблюдения (регистрация эпизодов из жизни группы, дневниковые заметки, карты, шкалы наблюдения, детские работы, интервью, беседы…), формулирует индивидуальные цели для развития детей. Выявление темпов развития позволяет поддерживать каждого ребенка на его уровне развития, создавать условия для его продвижения вперед на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Для детей старшего возраста можно использовать диагностику Рубиной Н.В. (Петрозаводск) для определения уровня развития умений в решении творческих задач.

Критерии оценки результатов.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ стадия.

  1. Способность к обнаружению и постановке проблем (0-5)
  2. Способность к обострению конфликта (0-5)
  3. Выделение взаимосвязей и взаимодействий (0-5)
  4. Управляемое воображение (идеальность) (0-5)

ОПЕРАТИВНАЯ стадия.

  1. Использование ресурсов (0-5).
  2. Использование аналогий (0-5)
  3. Гибкость (способность генерировать большое количество разнообразных идей 0-5)
  4. Применение приемов разрешения противоречий (0-5)

СИНТЕТИЧЕСКАЯ стадия.

  1. Чувствительность к разрешению противоречий (0-5)
  2. Критичность (0-5)
  3. Оригинальность (0-5).

Новизна программы.

- материал изложен для каждого возраста в виде тематического планирования;

- изучение темы идет через творческие задания, представленных в виде игр, раскрывающих основные элементы и методы РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ;

- в программе рассматривается динамика усвоения элементов ТРИЗ по возрастам (от пассивно-полуактивного - к активному, а от него - к полуавтоматическому этапу);

- программа рассчитана на воспитателей, готовых подсказать ребенку начало пути к становлению творческой личностью, помочь развить его творческие способности.

Примерный перечень занятий для второй младшей группы (3-4 года):

Понедельник.

 

  1. Физкультурное занятие.
  2. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  3. Лепка (Аппликация) – вечером.

Вторник.

  1. Математика.
  2. Музыкальное занятие.
  3. Рисование.

Среда.

  1. Физкультурное занятие.
  2. Ознакомление с художественной литературой.
  3. Введение в грамоту.

Четверг.

  1. Конструирование.
  2. Рисование.

Пятница.

  1. Музыкальное занятие.
  2. Мастерская изобретений (ТРИЗ).