5 марта 2017 г.

Басова Т.В. Анализ работы логопедического пункта с/ш №3 г. Дудинки по коррекции нарушений устной и письменной речи с применением элементов ТРИЗ и РТВ на индивидуальных и групповых занятиях с детьми-логопатами.

Басова Татьяна Викторовна (Норильск, Россия)

Basova Tatiana (Norilsk, Russia)

 

Анализ работы логопедического пункта с/ш  №3 г. Дудинки

по коррекции нарушений устной и письменной речи с применением элементов ТРИЗ и РТВ на индивидуальных и групповых занятиях с детьми-логопатами.

The Analysis of job of item of high school №3 cities Dudinki

On correction of infringements of oral and written speech with application of elements TRIZ and RTV on individual and group employment (occupations) with children.

Используемые игры из технологии ТРИЗ (волшебный компьютер – 9 экранов СО, ящик изобретатель – морфоанализ и др.) дали положительный эффект.

Многие учащиеся проявили заинтересованность в нетрадиционных способах изучаемого материала, показав при этом определенный уровень успешности в избавлении от нарушений звукопроизношения,  и были досрочно выведены из графика занятий.

Used games from technology TRIZ (magic computer - 9 screens WITH, box the inventor - morphological analysis etc.) have given a positive effect.

Many pupils have shown interest in nonconventional ways of an investigated material, having shown thus the certain level of successes in disposal of infringements of a sound pronunciation.

           

Логопункт функционировал с сентября 2002года по май 2003года.

Перед началом профилактической и коррекционно – развивающей работы были определены первостепенные задачи:

1. Диспансеризация школьников с 1 по 11 классы с целью выявления дефектов произношения в устной речи.

2. Диагностическое обследование речи в начальном и среднем звене, в том числе и у учащихся коррекционных классов.

3. Оформление всей документации по результатам обследования и изучения уровня устной и письменной речи.

4. Оснащение логопедического кабинета пособиями по устранению различного вида дисграфий (фонетико – акустической, оптической, аграмматической и сложной).

5. Налаживание контактов с родителями детей – логопатов и коллегами для получения более эффективных результатов по минимизации речевых ошибок в устной и письменной речи учащихся.

6. Применение элементов ТРИЗ в коррекционном процессе.

Согласно поставленным задачам, в рамках диспансеризации школьников были обследованы в сентябре – октябре месяце все присутствующие в школе учащиеся на предмет определения уровня звукопроизношения. Обрабатывая данные обследования устной речи, обнаружила следующее:

1. Школьники начального и среднего звена показывают низкий уровень количественного состава словаря. Как правило, ученики затрудняются в подборе слов вслух даже на бытовом уровне. Словарь же, отражающий окружающий мир, оснащенный множеством специальных терминов, детям практически недоступен, либо фиксируется на пассивном уровне.

2. Плохо обстоят дела и с качественными характеристиками словарного запаса. Ученики затрудняются в употреблении однозначных слов, в овладении словами – признаками. Имена прилагательные «оречевляются» крайне однотипно (большой – маленький, плохой – хороший). Заметна неточность смыслового употребления глаголов. Затруднен подбор слов с противоположным значением, согласование существительных с числительными, прилагательными.

В результате из–за бедности словарного запаса и неточности понимания многих слов, ученикам трудно дается речетворчество (словообразование и словоизменение). Дети с ОНР (общим недоразвитием речи) практически не умеют применять грамматические правила (даже, если эти правила хорошо выучены ребенком). Особенно затруднено применение правил на правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, «сомнительных» согласных в конце и середине слова. Это объясняется тем, что при использовании правил ребенок должен хорошо владеть морфологическим составом слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и уметь подбирать родственные слова. Без этого не возможен быстрый перебор в уме целого ряда слов в процессе поиска «проверочного» слова. Если же такое слово находится, то чаще оказывается неподходящим.

 Используемые игры из технологии ТРИЗ (волшебный компьютер – 9 экранов СО, ящик изобретатель – морфоанализ и др.) дали положительный эффект (см. таблицы).

Характеризуя особенности письменной речи учащихся начальной школы и среднего звена, хочется отметить достаточно большое количество детей, нуждающихся в специальной помощи (см. таблицу).

         
      

  Ошибки письма имеют специфический характер в плане:

а) артикуляторно – акустической дисграфии ( на фоне ФФН), когда происходит замена букв по принципу сходства соответствующих им звуков. Налицо затруднения в обозначении мягкости и твердости согласных, звонкости и глухости.

В основе этих ошибок чаще всего лежит не умение ребенка различать  на слух соответствующие звуки, т. е. неразвитость фонематического восприятия.

б) сложной (на фоне ОНР) дисграфии, когда наряду с искажением звуко – слоговых структур нарушены границы между словами в предложении.В этом случае у детей наблюдаются непредсказуемые ошибки:

  • пропуски (Жня вместо Женя);
  • перестановки (моколо вместо молоко);
  • слияние предлогов со словами (устола);
  • разделение глагольных приставок (с прыгнуть);
  • отсутствие границ между словами (Детииграютна лугу).

в) оптической дисграфии, где наблюдаются замены букв по принципу оптического сходства и искаженное их написание. Эти трудности имеют явно «зрительное» происхождение – у учащихся нет отчетливых представлений образов букв, что заставляет постоянно колебаться в их выборе.

г) аграмматической дисграфии, когда ученик зная правила, не применяет их.

На основании диспансеризации школьников и логопедического обследования составлены перспективные планы работы с применением элементов ТРИЗ и РТВ для определенных по диагнозам групп учащихся, имеющих однородную структуру дефекта в устной и письменной речи. Заведены тетради для индивидуальных и групповых занятий. Каждому ребенку было выделено специальное время в графике работы кабинета. Темы индивидуальных и групповых занятий отражены в типовом классном журнале.

Вся коррекционная логопедическая работа проводилась в три этапа, где осваивался материал с изучением основ ТРИЗ по фонетике, морфемике и грамматике. Занятия с учащимися на логопункте проводились в свободное от уроков время, чему способствовал благоприятный режим работы школы.

Многие учащиеся проявили заинтересованность в нетрадиционных способах изучаемого материала, показав при этом определенный уровень успешности в избавлении от нарушений звукопроизношения  и были досрочно выведены из графика занятий. Положительная динамика особенно заметна в начальной школе (см. таблицу).                  

Был налажен контакт с родителями детей – логопатов, учителями классов и администрацией школы.

За указанный период работы оформлены пособия по обследованию, диагностике и коррекции звукопроизношения, дислексии и дисграфии.

Посетила родительские собрания в начальной школе, 5 «Б» ,6 «В» классах, выступила с сообщением по профилактике и коррекции дисграфий на методическом объединении учителей начальных классов.

Учитывая выше изложенное, логопедический кабинет ставит перед собой на следующий учебный год определенную группу задач, осуществляемых в здоровьесберегающем режиме:

1.Проводить своевременное обследование и выявление учащихся с речевыми отклонениями.

2. Заниматься профилактикой речевых нарушений с целью минимизации безграмотности и неуспеваемости.

3. Восполнять пробелы в устной и письменной речи за счет развития полноценных фонематических процессов, формирования представлений о звуко – буквенном составе слов, овладения звуковым анализом и синтезом, корректировки дефектов произношения, ликвидации пробелов в словарном запасе, формирования у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова, совершенствования умений и навыков построения связного высказывания.

4. Оснащать логопедический кабинет необходимыми пособиями.