5 марта 2017 г.

Бояркина В.И. Интеграция ТРИЗ и предметов средней школы.

Бояркина Валентина Ивановна (Усть-Илимск, Россия)

Boiarkina Valentina (Ust-Ilimsk, Russia)

 

Интеграция ТРИЗ и предметов школьной программы.

Integration TRIZ and subjects of school program.

 

Первая моя профессия - инженер-строитель, долго работала в проектной организации.

Последние десять лет работаю  в школе. Начала учителем черчения. Потом предложила школе свое давнее увлечение  Теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). Стала преподавать изобразительное искусство с элементами ТРИЗ, вести   факультатив ТРИЗ с 1 по 9 кл., совместно с коллегами разрабатывали отдельные, интегрированные с ТРИЗ, уроки по разным предметам. Руковожу лабораторией ТРИЗ при городском управлении образованием (с прошлого года – проблемная группа ТРИЗ)

Все эти годы основным направлением деятельности для себя и коллег считала решение следующей проблемы: традиционная система образования, занимающаяся простой передачей и усвоением знаний, слабо развивает творческие способности детей, не дает опыта применения получаемых в школе знаний в нестандартных ситуациях для решения реальных жизненных проблем (производственных, социальных, психологических и т. д.). И даже система развивающего образования (РО), стимулирующая развитие творческого мышления, имеет свои недостатки. Во-первых, она работает  в узких рамках каждого предмета. В процессе изучения данной учебной дисциплины выявляются проблемные ситуации, формулируются учебные задачи, которые решаются средствами этого же предмета.  Знания добываются ради добычи следующих знаний в данной учебной области. Нет выхода на решение проблемных задач из реальной жизни, на которых нет этикеток «строго физическая задача», «только химическая», «исключительно историческая»…  А ведь очень часто самое эффективное решение задачи, выявленной в одной области, находится в совершенно другой области знаний. Для ТРИЗовцев это общеизвестно. И, во-вторых, учебные задачи решаются практически методом мозгового штурма, коллективно. Это, мягко говоря, не самый эффективный способ решения проблем… К тому же, привыкая работать коллективно, некоторые дети потом затрудняются работать над решением проблемы самостоятельно.

Итак, в современном быстроменяющемся мире возникает множество проблем, и школа должна учить детей выявлять эти проблемы и разрешать их оперативно и качественно. Всему этому можно и нужно учить, используя богатый инструментарий ТРИЗ.

Работая с детьми из разных классов - от гимназии до коррекции, я увидела ещё и такую  проблему: есть ребята, которые очень хорошо и охотно решают изобретательские задачи, но по другим предметам, увы, не блещут... Сначала у меня сформировалось только общее мнение, что таких детей надо учить «другому» и «по другому». Вероятно, у них проблемы с левым полушарием головного мозга, отвечающим за память, речь, абстрактное мышление. Но зато хорошо развито правое полушарие, отвечающее за интуицию, образное мышление, творческие способности, а в традиционной школе оно практически не востребовано... Постепенно я пришла к мысли, что из таких детей можно сформировать ТРИЗ - класс и провести их с 5-го   по 9-й класс с усиленным изучением ТРИЗ и других методов активизации творческого мышления, с максимально возможным включением творческих заданий и изобретательских задач в преподавание всех предметов. Я вижу в этой работе несколько целей:

1. Дать возможность «правополушарным» детям развить данные от природы  творческие способности, проявить себя в качестве интересных личностей с оригинальным мышлением.

2. Через ТРИЗ, через изобретательство попробовать заинтересовать другими науками, сделав их более конкретными, образными, понятными и применимыми на практике.

3. И может быть самая главная цель - не оттолкнуть этих ребят от школы, направить в разумное русло их нестандартность.

В плане реализации идеи создания ТРИЗ - класса начала составлять сборники творческих заданий (с методическими разработками по выполнению этих заданий с помощью ТРИЗ)  по разным предметам, начиная с  5-го класса.

Такие сборники не отменяют и не заменяют  специфических вопросов и заданий по предмету, а дополняют  курс материалом, который, я думаю, будет интересен и полезен не только детям с ярко выраженными изобретательскими способностями, но и левополушарным детям, которые хорошо учатся в репродуктивном стиле, но пасуют перед творческими заданиями. ТРИЗовские приёмы – «подсказки» помогут развить их творческие способности, развить правое полушарие головного мозга, сделать детей более здоровыми и гармоничными. Тренируя и развивая правое полушарие, мы повышаем возможности человеческого организма  к адаптации в трудных условиях (природных, техногенных, социальных). Для «левополушарных» детей (и «левополушарных» взрослых!) ТРИЗ как наука особенно нужна! Она помогает «левополушарными» средствами (приемы, законы, алгоритмы, правила, фонды эффектов и т. д.) раскачать, растолкать правое полушарие и выдать «правополушарную» продукцию – идею, образ, творческую мысль!

В данном учебном пособии для учителей изложены основы ТРИЗ и наши наработки по применению ТРИЗ для решения вышеназванных проблем образования, по интеграции ТРИЗ и предметов школьной программы.