5 марта 2017 г.

Скоробогатова Л.П. Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ.

Скоробогатова Л.П. (г. Норильск, Россия)

Skorobogatova L. (Norilsk, Russia)

 

Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ.

The development of creative abilities during training and education on a basis of TRIZ.

Тезисы работы "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ" отражают результат практической деятельности учителя физики Скоробогатовой Л.П.. Они содержат методические рекомендации по внедрению элементов ТРИЗ на уроках физики в 7 классах, планы дальнейшей работы.

The theses of work "the Development of creative abilities during training and education on a basis of TRIZ" reflects result of practical activity of the teacher of physics Skorobogatova L.P. They contain the methodical recommendations for introduction of elements TRIZ at lessons of physics in 7th grades, plans of the further work.

 

Современное общество предъявляет к выпускнику следующие требования: самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, прогнозировать результаты, свободно ориентироваться в жизни.

С.П.Капица писал: «Наше  естественнонаучное образование – прекрасная основа для делового человека, оно учит людей логически мыслить, вырабатывает у них способность к творчеству».

ТРИЗ – один из наиболее эффективных инструментов развития абстрактного мышления, который позволил мне строить свои уроки по принципу: от уроков памяти к урокам мышления.

Я убеждена, что давать представление о «Единой картине мира» нужно не в конце курса физики(11кл.), а с самых первых уроков, постепенно углубляя и расширяя знания учащихся. А удивить ребенка, пробудить у него интерес к предмету, не составит труда любому учителю, влюблённому в физику. Применение элементов ТРИЗ позволило заменить репродуктивный уровень деятельности учащихся на уроке частично – поисковым, творческим.

Вместо заучивания материала я предлагаю своим ученикам думать, анализировать, сопоставлять, фантазировать, рассматривать проблему всесторонне, обобщать, делать выводы.

Все эти цели развивающего обучения становятся доступными, когда учитель использует на уроках инструментарий ТРИЗ.

Такая система работы прошла апробацию и дала хорошие результаты.

При составлении тематического планирования учитываются индивидуальные особенности учащихся и сформированность познавательной потребности на данном этапе обучения.

Все элементы вводятся при изучении теоретического материала по мере необходимости, определяемой учителем, а затем используются при решении задач, выполнении научных исследований:

  1. системный оператор (СО) используется при изучении приборов, устройств, конструировании новых моделей.
  2. маленькие человечки (МЧ) вводятся при изучении темы «Строение вещества» и дают хороший результат при объяснении изменения агрегатных состояний вещества, диффузии, выталкивающей силы, плавания тел...

Использование элементов ТРИЗ повышает интерес к предмету, способствует исчезновению синдрома «страха» за неправильный ответ.

Учащихся увлекает возможность фантазировать, находить оригинальные решения.

Мой опыт работы показывает, что эти два элемента (СО, МЧ) «работают» даже в классах неподготовленных; помогают учителю «удивлять» учащихся, помогают формировать интерес к предмету.

Примеры:

«Атмосферное давление. Барометр – анероид».

  1. Урок начинается с опыта «бутылка + яйцо», который ребята объясняют, используя МЧ.
  2. Запись темы урока. Основной теоретический материал (повторение понятия, обозначение, единицы измерения).
  3. Прибор для измерения давления называется...

БАРОМЕТР

            4. Используя СО, таблицу, материал учебника учащиеся готовят рассказ о приборе. В ходе обсуждения недостатков барометров Торричелли, Паскаля, переходят к  барометру – анероиду. Учащиеся видят, что дальнейшее улучшение устройства можно прогнозировать, проводить по определённому правилу – алгоритму.

 5. В зависимости от подготовленности класса можно решать задачи из картотеки задач по этой теме.

            6. Вывод:

                                               Атмосферное давление

                                   ХОРОШО                              ПЛОХО

            7. Задачи,  вопросы

            8. Итог. Д. задание.

Аналогичная методика используется при изучении устройства манометра, водопровода, насоса, пресса и т.д.

«Закон Архимеда. Плавание тел. Воздухоплавание»

На уроках решаются как исторические задачи (задача Пиккара), так и задачи, составленные по материалам печати (КП, от 4.03.93г., «Поднять нельзя оставить»: как спасти затонувший «Комсомолец»? Сегодня это м. б лодка «Курск»). Решения ребят совпадают с предложениями учёных, что ещё раз доказывает необходимость изучения ТРИЗ.

«Простые механизмы».

На столах учащихся 2 сухих листа (осина, берёза). Используя, системный оператор объясните выражение: «Дрожит как осиновый лист». Сравнив СО ребята сразу обнаруживают отличия и правильно трактуют результат.

Приведя аналогичные примеры, объявляю тему урока

                                   ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ

После изучения основных характеристик каждого механизма обсуждаются примеры, вопросы, задачи («вбить клин», «передвижение истуканов на острове Пасха»).

При решении задач ученики всегда предлагают несколько решений, поэтому всегда идёт выбор идеального конечного результата.

Использование технологии ТРИЗ позволило добиться хороших результатов в научно – исследовательской деятельности. Работы ребят стали призёрами и победителями городских, краевых, региональных конференций. В текущем учебном году сделана первая попытка выполнить работы с применением теории ЖСТЛ: «Достоинства и недостатки ЖСТЛ. И.В.Курчатов. А.Д.Сахаров». Испытывали трудности, т.к. данной теории мной раньше не уделялось должного внимания, авторы  занимались научной работой первый год. В классах, где преподавание ТРИЗ велось в детском саду, совместно с учительницей русского языка Ждановой Л.И. проводили УРОКИ – ПРОЕКТЫ, которые сегодня приобретают всё большую популярность. В классах, где учащиеся не знакомы с ТРИЗ, проводить такие уроки намного сложнее, так как ТРИЗ формирует устойчивую потребность к творчеству не только у учителя, но и у учащихся.

Опытом своей работы постоянно обмениваемся с коллегами на семинарах, педсоветах, конференциях.

Планирую дальнейшее совершенствование технологии ТРИЗ, ТРТЛ.