5 марта 2017 г.

Марченко О.Н. "Колобок» глазами учителя литературы, или приемы ТРИЗ как средство формирования думающего читателя.

Марченко О.Н., (г. Дудинка, Россия)

Marchenko O. (Dudinka, Russia)

 

«Колобок» глазами учителя литературы, или приемы ТРИЗ как средство формирования думающего читателя.

The summary to the theses "Kolobka" by eyes of the teacher of the literature,

Or receptions ТРИЗ as a means of formation of the think reader.

"Колобок" оказался "съедобным и вкусным"  и для учителя литературы, и для учащихся  третьей ступени обучения, так как обогатил   всех приемами и способами работы над текстом художественного произведения.

"Kolobok" has appeared  “edible and tasty(delicious)”  and for the teacher of the literature, and for learning of the third step of training, as has made all by rich receptions and modes of work above the text of art product.

 

По замыслу авторов книга «Новые приключения  Колобка...» рассчитана  на дошкольников и младших школьников, а также их родителей.

Я работаю в старших классах. Поэтому для меня  был закономерен вопрос, может ли «Колобок» быть полезен для учащихся  III ступени образования. Именно с этой точки зрения  я принялась за чтение данной книги.

Прием  «Хорошо - плохо». Игра «Хорошо - Плохо» развивает умение находить в одном и том же явлении действии плохие и хорошие стороны одновременно: отличный прием для составления характеристики литературного персонажа. Александр Андреевич Чацкий, Евгений Онегин, Григорий Александрович Печорин, Павел Афанасьевич Чичиков, герои Толстого, Достоевского, Булгакова, Шолохова - сколько их разных и неординарных, противоречивых, загадочных, неповторимых в русской литературе! Мысль учащихся ориентирована на неоднозначность и противоречивость оценки действий и поступков литературных персонажей. «Понимание противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или действиях, будет способствовать воспитанию диалектического подхода к анализу окружающего мира», - в этом с  авторами «Колобка» не поспоришь. В практике преподавания литературы  давно известен такой  прием  как «суд над литературным героем»: класс делится на  группы -  «адвокаты»,  «обвинители» и «судьи». Умение высказать свою точку зрения аргументировано и четко, позволяет сформировать у учащихся  правильное читательское восприятие художественного произведения. По этому же принципу можно организовать работу с критической литературой, посвященной тому или иному произведению, с различными трактовками того или иного художественного образа, сцены, эпизода. Знакомясь с многообразием противоречивых мнений и суждений, учащиеся открывают для себя новые грани  в литературном произведении, учатся оценивать литературное  явление с разных позиций, под разным углом зрения. При этом происходит обогащение учащихся не только в плане  образования, но и в плане развития коммуникативных  способностей учащихся, так как перед учащимися возникает необходимость осуществлять выбор, подбирая  самые нужные аргументы, чтобы быть убедительными в высказывании своих оценок и суждений. Кроме того, ребенок учится уважать мнение другого и выслушивать противоположное мнение, соглашаясь или не соглашаясь с позицией говорящего.

Прием  морфологического анализа. Прием  морфологического анализа эффективен при подготовке к написанию сочинения. Строим таблицу:

О чем писать?                             А-1      А-2     А-3     А-4

Тип речи.                                     Б-1       Б-2       Б-3     Б-4

Стиль речи.                                  В-1      В-2       В-3      В-4

Эмоциональное выражение        Г-1      Г-2       Г-3       Г-4

авторского «Я»

А-1, А-2…. -  микротемы будущего сочинения. Б-1, Б-2…. -  описание, рассуждение, повествование… В-1, В-2…. - литературно-художественный, научный, официально-деловой  и т.д. Г-1, Г-2…. -  восхищение, побуждение к действию, осуждение и т.п. чувства.  Выстраивая модель каждого сочинения, ученик учится проектировать  и соотносить предполагаемый результат со своей авторской задачей.  Такая работа помогает ученику  яснее осознать взаимосвязь стиля и типа текста с выбором темы будущего сочинения. Кроме того, поможет определить разумную степень выраженности эмоционального  авторского отношения к предмету изображения опять же в зависимости от стиля и типа текста будущего сочинения. Таким образом, процесс написания сочинения становится не просто стихийным  и неорганизованным, а осмысленным и обдуманным.

Анализ вещественно-полевых ресурсов. Анализ ВПР предполагает в первую очередь изучение внутрисистемных ВПР. В области литературы - это система композиционных, художественно-изобразительных, языковых средств анализируемого текста. Следующий этап  анализа ВПР - изучение внешнесистемных ВПР. К внешнесистемным ВПР текста можно отнести ситуацию рождения замысла произведения, историю художественного воплощения этого замысла, реальные факты и события жизни, нашедшие отражение в тексте, наличие прототипов литературных героев. Надсистемные ВПР текста позволяют определить роль и место произведения в русской и мировой литературе, понять значение художественного произведения в раскрытии  нравственных, социальных,  общественно-политических проблем, конфликтов, философских вопросов жизни. Без анализа ВПР текста невозможно изучение произведения художественной литературы.

Прием дробления и объединения позволяет проанализировать детали, художественные приемы, языковые средства, сцены, эпизоды, фрагменты текста и, суммировав наблюдения, результаты исследования отдельных частей текста, выйти на понимание идейно-художественного своеобразия всего произведения.

Итак,  «Колобок» оказался «съедобным и вкусным»  и для учителя литературы, и для учащихся  третьей ступени обучения, так как обогатил  всех приемами и способами работы над текстом художественного произведения.