5 марта 2017 г.

Хомчановская Л.Н. Роль предмета географии в развитии речи учащихся.

Хомчановская Людмила Николаевна (Норильск)

Homchanovskai Ludmila (Norilsk, Russia)

 

Роль предмета географии в развитии речи учащихся.

The Role of subject of geography in development of speeches children.

 

Владение устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней – основное отличительное свойство человека. Любая его деятельность, в том числе и учебная, осуществляется при помощи речи. Через речь проявляются и формируются интеллектуальные способности детей, их эмоционально - волевые и нравственные качества – то, что составляет  понятие «общее развитие». Через речь проявляются и формируются предметные знания, умения и навыки.

Содержание учебного предмета география мною не передаётся детям в виде готовых знаний и выводов. Стараюсь раскрыть мучительный процесс добывания знаний человеком, познание им законов природы, предjставить детям возможность вновь «открывать» их на уроках, то есть обеспечить исследовательскую деятельность. Мы знаем, что исследования могут быть кратковременными – экспресс - исследования и долговременными. В своей работе я чаще использую экспресс - исследования, так как ими можно заниматься во время урока при получении новых знаний.

Начинаю свои уроки с игры, с интересной работы в учебнике, на карте, с сочинений, рассуждений, мини докладов, решения различных задач. Затем  знакомимся со статьёй учебника, обязательно с карандашом, выясняем, что нового узнаём, анализируем, обобщаем, делаем вывод.

Приведу лишь некоторые виды работ, которые мне помогают разговорить учащихся, добиться желания готовиться к каждому уроку, стремиться к доказательным и оригинальным ответам.

Статьи учебника достаточно трудны для понимания их учащимися и требуют хорошего умения работать с такими текстами, как научная статья.

В развитии этих умений нам помогает тетрадь, в которую мы заносим различные выписки, ключевые слова, ведём словарик географических названий, заносим рисунки и схемы (составляем планы статей).

Учу детей изначально работать с текстом, а именно с научной статьёй. Сначала мы ищем ответы на вопросы коллективно, затем индивидуально, в работе обязательно используем карандаш, чтобы отметить интересующие нас места в тексте. Затем учу составлять план статьи. На первых порах мы делаем это коллективно, а затем самостоятельно, что приучает учащихся самостоятельно анализировать незнакомый текст (выделять смысловые части текста, чётко формировать главную мысль, заключённую в каждой части текста). При ответах учащиеся пользуются своим планом, если кто-то не может пересказать и с планом, то записывает  к каждой части ключевые слова, или слова которые  считает нужными для ответа. Почти на все уроки географии, естественно, где это уместно, дети готовят дополнительный материал, который они могут включить в свой ответ. Это могут быть просто иллюстрации, рассказ, пересказ по плану, рисунки, схемы, аннотация к прочитанному, конспект.

Составляемый план ответа может быть представлен в виде таблицы, которую дети заполняют с учителем, а затем продолжают дома при подготовке  домашнего задания заполнять самостоятельно.

            Иногда я сама предлагаю план для ответа. Например:

  1. Когда происходило путешествие?
  2. Какими знаниями о мире и о данной местности обладал путешественник?
  3. Кем он был (учёным, воином, купцом, монахом)?
  4. Цель его путешествия?

При данных видах работы развивается «внутренняя» речь учащихся, если можно так сказать, которая помогает им проанализировать и спланировать свой устный ответ, что приводит к развитию устной и письменной речи.

Часто использую такой вид работы как сочинение. Темы сочинений различны.

Например:

  • Представьте себя в команде Колумба или самим Колумбом. Напишите заметки о вашем походе.
  • Выберите маршрут путешествия по своему краю. Каковы его природные особенности: погода, климат, животный и растительный мир, каков рельеф, сколько времени займёт путешествие и т.д.

При написании сочинений  ориентирую не на пересказ статьи учебника, а на выражение своего миропонимания. Ценность таких работ заключается в наличии суждений, выводов, установлении причин, закономерностей, позволяет увидеть учащимся как всё в природе взаимосвязано.

Иногда организую встречи детей с «путешественниками», где роль путешественников играют дети.

Ещё один из видов работ – проблемные вопросы:

  • Где раньше встречают Новый год – на Аляске или на Чукотке?
  • Через какой континент проходят все меридианы?
  • Почему в Сибири до сих пор в основном передвигаются по рекам и самолётами?
  • Какие географические знания и инструмента потребуются, по вашему мнению, тем кто, путешествует по морю?

Географическое название – почему названо так, а не иначе.

Во 2 классе для долговременного исследования детям была предложена тема «Север – край удивительный». Учащимися были выполнены работы, каждому нужно было защитить свою работу, а так же ответить на вопросы слушателей.

Казалось бы предложена одна тема и работы должна бать похожи, но они оказались разными: «Природа, экология, труд на Севере», «Природа и животный мир Севера», «Овцебык» и т.д.

На географии разговаривая с детьми на тему экологии приходим к выводу что с каждым годом обостряется внимание к экологическим проблемам, в частности, к влиянию производственной деятельности человека на состав атмосферы, Мирового океана, водоёмов, суши и т. д. Рисуем плакаты на тему экологии. Всё это позволяет формировать у учащихся экологическое мышление и стремление к сохранению удивительного мира природы и планеты Земля. (плакаты показать)

Ведём словарь географических терминов. Также пользуемся толковым словарём.

Работая с текстами учебника, дополнительной литературой  естественно мы не обходимся без карты, глобуса. Важно чтобы ученик показывая мог ещё и озвучивать маршрут. Для этого учимся правильно называть географические названия и место положение относительно друг друга.

Сравнение

Сравнение должно оканчиваться выводом, т.е. ответом на поставленный вопрос. Сравнение  должно проходить среди близких объектов. Важно провести сравнение по нескольким признакам, а не по одному. Реальное. Например, мы можем им воспользоваться для ответа на вопрос: «Почему порт Одесса на Чёрном море замерзает зимой, а  порт Мурманск на Баренцевом море не замерзает?»

  • Имея в виду, что многие темы сложны для понимания, важно научить учащихся видеть  всё в системе – в которой  происходит непрерывное движение и развитие, путём постоянных противоречий.
  • Используя в своей работе системный оператор (ТРИЗ), я добиваюсь от своих учеников более       последовательного, продуманного логически выстроенного ответа. Например, при изучении темы в 3 кл. «Круговорот воды в природе» итогом урока послужила такая схема – опора (система)

             Н.С

                                   процессы движения (Солнечная система)

                                   круговорот воды в природе

            С.

                                   верхний слой земной коры

                                   земная суша

            П.С.               

Атмосфера

                                   Гидросфера

 

При изучении темы «Широта и долгота» я демонстрирую модель земли «яблоко»

                             

                                   Сев.

           

            Экватор                                запад                                                                                                                                                                                                          Вост.

                                 Юж.

 

                                                                                              Нулевой меридиан

 

 

Используя такую модель, я добиваюсь более чёткого понимания широты и долготы.

Рассмотрев в системе составляющие ориентирования, учащиеся понимают, что нужно знать, чтобы ориентироваться  в пространстве.

 

            Н.С.

                        процессы движения

            С.        ориентирование

             

                        невидимая сетка

 

                        главные географические направления

            П.С.

                        широта и долгота

                        экватор

                        тропики

                        полярные круги

При изучении темы «Погода и климат» вместе с учащимися выстраиваем схему – модели движения воздуха.

                        Высокое давление                                                 Низкое давление

 

 

       
  Овал:          В
  Овал:          Н

 

 

 

 

                                                                                                                     

 

 

           

                                - t                                                                                           + t

Этой же моделью можно воспользоваться  и при изучении темы « Круговорот воды в природе».

В учебнике географии 3кл. стр. 113 есть вопросы, которые потребуют от учащихся умения разрешать противоречия.

  1. Почему при постоянном испарении общее количество солей Мирового океана не изменяется?
  2. Ветры занесли снежинку на ледовый купол острова Гренландия. Засыпанная другими снежинками, она в конце концов  спаялась в километровую толщу гренландского льда. Как же она опять окажется в океане?

Для решения таких задач учу детей задавать цепочку вопросов.

I. Как сделать, чтобы произошло интересующее нас событие, а именно чтобы общее количество солей в океане не изменилось?

  1. Непрерывно добавлять воду
  2. Непрерывно удалять соль

II. Как интересующее нас событие произойдёт само собой, без постороннего вмешательства?

            Остаётся первая версия, а именно непрерывное поступление воды.

              Есть ещё и третий вопрос.

III. Какими ресурсами располагает система?

При работе над темой «Круговорот воды в природе» можно предложить так же такие задачи:

Почему грязный, покрытый копотью снег тает быстрее, чем чистый?

Почему вода тушит огонь?

При решении таких задач дети с интересом рассуждают, вспоминают свои наблюдения, задействуют все слои познания, активно ищут решение.

Из всего вышесказанного мы видим, что на уроках географии развивается не только коммуникативная функция языка, но и его вторая базовая  функция – логическое познание мира.

Уроки географии способствуют развитию научного стиля речи.