5 марта 2017 г.

Холмчановская Л.Н. ТРИЗ на уроках природоведения и естествознания в начальной школе

Хомчановская Людмила Николаевна (Норильск)

Homchanovskai Ludmila (Norilsk, Russia)

 

ТРИЗ на уроках природоведения и естествознания в начальной школе.

TRIZ on lessons Natural history in grade school.

 

Цель данной работы показать учителю как можно, используя ТРИЗ, формировать сильное мышление у учащихся, воспитывать творческую личность: учить детей видеть всё в системе, устанавливать связи между отдельными частями системы, рассматривать две параллельно развивающиеся системы, устанавливать между ними связи, делать выводы.

1. Предисловие. В книге Г.С. Альтшуллера «Найти идею» автор пишет, что мышление не системно и это действительно так. Если ребенку сказано «цветок», он представить отдельно взятый цветок. Талантливое мышление зажигает 3 экрана.

2.

 

прошлое

настоящее

будущее

 

5

Разные цветы

2

8

надсистема

4

Цветок 1

7

система

6

Стебель

Цветок

Листья

Корень

3

9

подсистема

Это минимальная схема, но если включаются и боковые экраны, показывающие данную систему в развитии (9 экранов минимум). Это уже талант. Здесь опасны первые шаги к талантливому мышлению через различные игры.

  1. Разработки уроков с примерными ответами учащихся, где показано, как на
    отдельных этапах урока можно применять элементы ТРИЗ: системный оператор,
    моделирование маленькими человечками, различные игры.
  2. Приложение. Результат работы учеников и учителя на уроках: рисунки -
    таблицы, которые помогут учащимся находить существенные признаки объектов,
    по которым их можно объединить в ту или иную группу, находить связи одних
    объектов с другими, классифицировать их, а также разноаспектно рассматривать
    представителей группы.