5 марта 2017 г.

Тригуб А.В. Программа кружка изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Тригуб Александр Васильевич (Петрозаводск, Россия)

Trigub Alexander (Petrozavodsk, Russia)

 

Программа кружка изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

The Program a mug of study of Theory of Solving Inventive Task (TRIZ).

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа направлена на обучение школьников 10-11 классов анализу технических систем, выявлению и решению изобретательских задач технического и медико-биологического направлений. Продолжительность обучения - 1-й год (144 часа) и 2-й год (216 часов). "Предшественниками" программы являются изучение в объеме школьной программы физики, химии, геометрии, биологии и других дисциплин. "Продолжением" программы являются консультации в практической изобретательской деятельности после окончания школы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Обучающие: научить учащихся приемам проведения анализа технических систем (ТС), выявлению задач, решению задач, прогнозированию дальнейшего развития ТС, системному видению мира.

2. Развивающие: развивать у учащихся управляемое воображение, интерес к познанию окружающего мира и его законов, понимание возможности и умения развивать мир в гуманном направлении, стремление к творчеству в повседневной жизни.

3. Воспитательные: путем усвоения идеологии ТРИЗ воспитывать у учащихся гуманное отношение к окружающему миру, изменение системы ценностей от потребительства к творчеству, прививать элементы жизненной стратегии творческой личности, формировать начала творческого отношения к жизни.

Особенностью программы является то, что в объеме программы обучаемых учат работать не руками, а головой. Учащиеся ставят не практические, а мысленные эксперименты, задачи решают в теоретическом плане, не доводя до практического внедрения, что, чаще всего, невозможно из-за масштаба решаемых задач. Например: как ученику построить компьютер будущего, аэрокосмический аппарат, или даже дверной замок на новом принципе? Эта особенность является принципиальным достоинством и столь же принципиальным недостатком программы. Сейчас пытаемся уменьшить этот недостаток путем привлечения ребят к макетированию их предложений. Следующим шагом должен быть поиск потребителей решений и прогнозов, приведенных в работах.

Исходя из вышесказанного, основными формами проведения занятий являются: чтение лекций, практическое решение изобретательских задач, выполнение упражнений по развитию творческого воображения, генерация фантастических идей и т.д.

Информационно-техническим обеспечением программы являются: указатели физических, химических и геометрических эффектов, АРИЗ, стандарты на решение изобретательских задач, наглядные пособия к некоторым задачам, плакаты и т.д.

Результатом обучения по программе прогнозируется повышение интереса обучаемых к углубленному изучению школьных предметов, овладению инструментами ТРИЗ, системное видение мира, видение необходимости и возможности изменения окружающего мира, умение решать изобретательские задачи быстро и на высоком уровне, постепенное вхождение в творческий стиль жизни.

Критерием оценки результатов обучения является самостоятельное выполнение исследовательской работы по анализу выбранной ТС, выявлению и решению задач ее развития, прогноз дальнейшего развития данной ТС.

СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

1. Развитие творческого воображения (РТВ).

2. Системность мира.

3. Методы активизации творческого мышления.

4. Законы развития технических систем (ЗРТС).

5. Стандарты на решение изобретательских задач.

6. Информационный фонд ТРИЗ.

7. Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

8. Функционально-стоимостный анализ (ФСА).

9. Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ).

10. Теория развития коллективов.

11. Патентоведение.