5 марта 2017 г.

Мычковский Ю.Г. ТРИЗ как завершающий этап подготовки специалистов

Мычковский Юрий Георгиевич (г. Кременчуг, Полтавской обл., Украина)

Mychkovsky Y.G. (Kremenchug, Ukraina)

 

ТРИЗ как завершающий этап подготовки специалистов

с высшим образованием. Курс «Основы ТРИЗ».

TRIZ as the concluding training stage for high level specialists.

Представлена учебная программа курса «Основы ТРИЗ» для студентов технических специальностей высших учебных заведений

 “Fundaments of TRIZ” training program for technical students of higher educational institutions is submitted. 

Курс «Основы ТРИЗ», читаемый  в Кременчугском государственном политехническом университете, представляет собой один из завершающих этапов в подготовке специалистов электромеханических специальностей. Цель курса – систематизация теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в процессе обучения в высшем учебном заведении. В этом смысле курс не дает новых знаний, но позволяет ознакомиться, а иногда и освоить (примерно 5-10% от общего числа студентов), с методологией эффективного пользования имеющимися знаниями и добываем новых знаний. Задачей изучения курса является понимание причин развития любой технической системы (ТС), появления при развитии ТС противоположных тенденций, приводящих к возникновению и последующему разрешению противоречий, неизбежности смены различных ТС, знания закономерностей их развития.

Объем курса составляет 108 часов, из которых 72 часа аудиторных занятий (лекции, практические занятия) и 36 часов самостоятельной работы. Примерная тематика лекций и распределение лекционных часов приведены в таблицах.

 

Таблица. Тематика лекций и распределение лекционных часов

Название темы лекции и ее основные вопросы

Кол-во  часов

1

Методы активации поиска решений: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, метод «черного ящика», синектика.

4

2

Изобретательские решения: патент как юридическая защита прав автора изобретения, патентное законодательства Украины, уровни изобретательских решений.

4

3

Законы развития технических систем: закон развития ТС через возникновение и разрешение противоречий, закон увеличения степени идеальности, закон функциональной полноты частей системы, закон увеличения полноты ТС, закон энергетической проводимости системы, закон согласования параметров системы, закон этапности развития ТС, развертывания-свертывания ТС, закон повышения динамичности и управляемости ТС, закон перехода в надсистему, закон перехода на микроуровень.

12

4

Противоречия административные, технические, физические: термины, определения и пути выявления противоречий, приемы устранения технических противоречий, принципы разрешения физических противоречий.

6

5

Принципы вепольного анализа: термины, определения и обозначения, последовательность применения полей и повышения эффективности их действия, правила вепольного анализа.

6

6

Система стандартов: стандарты решения задач на изменение ТС, стандарты решения задач на изменение или  обнаружение, стандарты на применение стандартов.

4

7

Операторы преобразования ТС: оператор числовой оси, метод моделирования маленькими человечками. Техника применения и правила реализации.

2

8

Ресурсы в ТС: виды ресурсов, порядок поиска ресурсов и их использования.

2

9

Информационный фонд ТРИЗ: указатели применения физических и химических эффектов и явлений, геометрические эффекты, указатель ресурсов возможностей некоторых физических эффектов, явлений, веществ и полей.

6

10

Тактика решения изобретательских задач: изобретательская ситуация, задача, модель задачи, последовательность и правила обработки модели задачи.

2

11

Алгоритм решения изобретательских задач: структура, цели и задачи при реализации различных частей алгоритма.

4

12

Решение исследовательских задач: метод обращения исследовательской задачи и порядок его применения. «Диверсионный» подход. Метод вычитания возможностей.

2

 

Оставшиеся 18 часов аудиторных занятий отведены на практические занятия, целью которых является выработка навыков использования методов и приемов ТРИЗ на примере решения известных в ТРИЗовской среде учебных задач.

Самостоятельная работа направлена на выполнение курсовой работы, которая предназначена для:

  • ознакомления с международной классификацией изобретений МКИ и практического ее использования;
  • ознакомлением с патентным фондом и приобретения навыков по поиску патентной информации;
  • развития умений и навыков оценки по научно-технической и патентной информации уровня развития конкретной технической системы;
  • приобретения навыков по формулированию технической проблемы;
  • практического использования инструментариев ТРИЗ для решения сформулированной технической проблемы;
  • получение навыков по использованию интеллектуальных систем поддержки решения изобретательских задач «Изобретающая машина».

Темой курсовой работы студента, как правило, является тема будущей выпускной дипломной работы. Порядок и последовательность выполнения курсовой работы следующий. Получив тему, студент знакомится с МКИ, определяет МКИ своей темы, после чего по установленному МКИ проводит поиск патентов и изобретений, близких к решаемой задаче по теме курсовой работы. Параллельно с этим студент осуществляет поиск научно-технической информации по теме. После завершения поиска или параллельно с ним студент проводит критический анализ найденной информации, который предполагает краткое ее описание и субъективную оценку студентом возможностей (или их отсутствие) по исследованию анализируемой информации при выполнении курсовой работы. Заключительной частью анализа является формулировка технической проблемы (проблем) по теме. После этого студент приступает к ее решению с помощью алгоритма решения изобретательских задач, используя для этого учебное пособие или программу для ПЭВМ «ИМ-1.5». заключительным этапом является написание пояснительной записки, которая наряду с описанием анализа научно-технической и патентной информации должна содержать подробный ход решения технической проблемы инструментариями ТРИЗ, а также описание найденного (ых) технического решения (й).

Каждая курсовая работа защищается перед комиссией.

Представленный курс имеет соответствующее методическое обеспечение (учебное пособие, методические указания по выполнению курсовой работы, программы ПЭВМ ИМ-Учитель, ИМ-1.5). Пособие «Основы теории решения изобретательских задач» имеет гриф Министерства образования и науки Украины как учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Основой пособия являются известные классические работы Г.С. Альтшуллера, а также работы его последователей и многолетний опыт автора преподавания названного курса.