5 марта 2017 г.

Рубина Н.В. Программа спецкурса по ТРИЗ 5-7 классы.

Рубина Наталия Викторовна (Петрозаводск, Россия)

Rubina Nataly (Petrozavodsk, Russia)

 

Программа спецкурса по ТРИЗ 5-7 классы.

The program special course of TRIZ for 5-7 classes.

Представлена программа спецкурсов по ТРИЗ для 5-7 классов средней школы. Программа подготовлена на основе занятий, проводившихся в гимназии № 17 г. Петрозаводска в 2000 – 2003 годах.

The program special course of TRIZ for 5-7 classes of high school is submitted. The program is prepared on the basis of employment, which are carried out in the grammar school № 17 Petrozavodsk in 2000 - 2003.

 

Пояснительная записка.

1. О применении методов ТРИЗ и РТВ для преподавания в школе.

Мы живем в быстро изменяющемся  мире. Одни только знания, подобно застывшему слепку прошлого, уже не всегда в полной мере помогают нам в решении возникающих задач. Умение решать творческие задачи, развитое воображение - эти качества во многом определяют личность не только завтрашнего, но и сегодняшнего дня.

Существующая система обучения в школе дает хорошие результаты при освоении известных областей знаний, развитии памяти. Когда же речь заходит о развитии творческих способностей, мы, как правило, уповаем на саморазвитие природных дарований.

В 50-х годах русский изобретатель, ученый, писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер начал разработки в области теории решения изобретательских задач. За десятилетия развития теории проведены тысячи семинаров, изданы сотни книг, разработаны десятки курсов обучения ТРИЗ.

2. Основные цели курса ТРИЗ:

  • обучить основным механизмам решения творческих задач;
  • использовать методы ТРИЗ для ведения исследовательской работы, доступной школьникам средних классов;
  • использовать механизмы ТРИЗ и РТВ для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.

3. Содержание ТРИЗ-образования.

“Наиболее значимые для человека задачи – это стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой  (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для того, чтобы самоактуализироваться, стать лучшим из того, чем ты способен стать, необходимо мужество. Надо осмелиться полностью отдаться чему-либо, погрузиться во что-то без остатка, преодолев позерство и желание защиты и свою застенчивость, переживать свои порывы без самокритики. Сделав окончательный выбор, принимать решения и брать на себя ответственность. Прислушиваться к самому себе (а не только к папе, маме, учителю и авторитету). Дать возможность проявиться своей индивидуальности, то есть реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент” (Р.М. Грановская “Элементы практической психологии”, СПб, “Свет”, 1997 г., стр. 275).

Творческая деятельность позволяет в полной мере раскрыть природные способности, найти свое место в жизни, ставить значимые цели и достигать их. Раннее начало занятий по развитию творческих способностей делает все последующее обучение в школе и ВУЗе осознанным, выбор профессионального пути неслучайным, обдуманным, вырабатывает потребность в творческой и исследовательской работе. Теория Г.С. Альтшуллера принципиально отличается от многих других теорий и технологий развития творческих способностей тем, что содержит инструменты для формирования управляемого воображения,  творческого, “ТРИЗовского” мышления. Теория решения изобретательских задач развивалась поэтапно. На этапе создания алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) Г.С. Альтшуллер ввел термин “АРИЗное” мышление. В дальнейшем при создании ТРИЗ изменилась терминология, и расширилось само понятие.

«Суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен. Творческая революция по своему значению, по-видимому, не уступает революциям научной, технической, космической”. (Г.С. Альтшуллер “Найти идею”, Новосибирск, “Наука”, 1991 г., стр. 186-187).

На наших глазах в последние годы происходит революция информационная. Мир вокруг меняется так быстро, что знания актуальные сегодня завтра безнадежно устаревают. Важнейшим качеством становится способность адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, успешно решать возникающие задачи, при возрастающем дефиците времени. Мир становится бесконечно динамичным, познаваемым и изменяемым с помощью управляемого мышления.

4. Планирование занятий спецкурсов.

Готовых программ и планов для проведения спецкурсов по ТРИЗ нет.

Каждый год планы корректируются.

Приводятся планы работы прошлых лет.

Спецкурс по ТРИЗ

Спецкурс для 5-го класса (68 часов).

“Современные Робинзоны (загадки планеты Земля)”.

Планирование работы на 2000 – 2001 учебный год.

Тема занятия

Дата

  1.  

Введение. Экспресс-диагностика.

Октябрь

  1.  

Природа в нашем доме. Системность.

Октябрь

  1.  

Мир в 1 000 году. Изменения систем во времени.

Октябрь

  1.  

Как открывали мир. Изменения систем во времени.

Октябрь

  1.  

Путешествие на Ра (Тур Хейердал). Надсистемы

Ноябрь

  1.  

Какая бывает вода. Микроуровень, фазовые переходы.

Ноябрь

  1.  

О некоторых превращениях в природе. Ресурсы. Эффекты.

Ноябрь

  1.  

О некоторых превращениях в природе. Ресурсы. Эффекты.

Ноябрь

  1.  

Изобретения в природе. Противоречия. Идеальность.

Декабрь

  1.  

Изобретения в природе. Противоречия. Идеальность.

Декабрь

  1.  

Практикум по решению задач.

Декабрь

  1.  

Практикум по решению задач.

Декабрь

Во втором полугодии работа идет по индивидуальным планам. Участники спецкурсов принимают активное участие в конкурсах МА ТРИЗ; подготовка проектов для участия в конкурсах также проходит на спецкурсе.

.

Спецкурс по ТРИЗ.

Спецкурс для 6-го класса (68 часов).

Планирование работы на 2000 – 2001 учебный год.

Тема занятия

Дата

1.

Введение. Экспресс-диагностика.

Октябрь

2.

Фенология. Изменения систем во времени.

Октябрь

3.

Все связано со всем. Системность.

Октябрь

4.

РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ. Противоречия.

Октябрь

5.

Противоречия.

Ноябрь

6.

Идеальность, ресурсы

Ноябрь

7.

Идеальность, ресурсы

Ноябрь

8.

Приемы разрешения противоречий

Ноябрь

9.

Приемы разрешения противоречий

Декабрь

10.

Некоторые биологические эффекты.

Декабрь

11.

Практикум по решению задач.

Декабрь

12.

Практикум по решению задач.

Декабрь

Во втором полугодии работа идет по индивидуальным планам. Участники спецкурсов принимают активное участие в конкурсах МА ТРИЗ; подготовка проектов для участия в конкурсах также проходит на спецкурсе.

 

Спецкурс по ТРИЗ

Спецкурс для 7-го класса (68 часов).

“Таинственный город”.

Планирование работы на 2000 – 2001 учебный год.

Тема занятия

Дата

1.

Введение. Экспресс-диагностика.

Октябрь

2.

Животные в нашем доме. Системность.

Октябрь

3.

Кто в городе живет. Системность.

Октябрь

4.

Как давно мы знакомы (одомашнивание животных). Изменение систем во времени.

Октябрь

5.

Как они устроились. Ресурсы, приемы.

Ноябрь

6.

Как они устроились. Ресурсы, приемы.

Ноябрь

7.

Кто у кого в гостях (влияние человека на природу). Системность.

Ноябрь

8.

Кто у кого в гостях (влияние человека на природу). Противоречия.

Ноябрь

9.

Давайте понаблюдаем. Картотека.

Декабрь

10.

Давайте понаблюдаем. Картотека.

Декабрь

11.

Практикум по решению задач.

Декабрь

12.

Практикум по решению задач.

Декабрь

Во втором полугодии работа идет по индивидуальным планам. Участники спецкурсов принимают активное участие в конкурсах МА ТРИЗ; подготовка проектов для участия в конкурсах также проходит на спецкурсе.