5 марта 2017 г.

Рубин Михаил Семенович (Петрозаводск, Россия),

Мурашковский Юлий Самойлович (Елгава, Латвия)

Rubin Mikhail (Petrozavodsk, Russia), Myrashkovskiy Julij (Elgava, Latvia)

 

Система многоступенчатой аттестации и сертификации в МА ТРИЗ.

The system to multistage qualification and certification in MA TRIZ.

 

В 1988 году в Баку Г.С. Альтшуллер как-то пошутил, что через много лет кому-то придет в голову выдавать документы о том, что человек действительно знает или не знает ТРИЗ. Особенный смех вызывал вопрос о том, кто же будет выдавать такой документ Г.С. Альтшуллеру – абсурдность идеи оценивать уровень творческих навыков была для нас почти очевидной. Мы не могли тогда предугадать, что такую сертификацию начнет сам Г.С. Альтшуллер. В 1998 году он выдал от имени МА ТРИЗ Дипломы Мастеров ТРИЗ и поручил МА ТРИЗ организовать дальнейшую сертификацию.

Предоставление сертификатов МА ТРИЗ было организовано в 1999 году. В настоящий момент выдано 64 Диплома Мастеров ТРИЗ и 54 сертификатов специалистов по ТРИЗ.

Предоставление сертификатов в МА ТРИЗ основано, в первую очередь, на рекомендациях и результатах деятельности специалиста по ТРИЗ. Такая технология имеет ряд недостатков. Прежде всего, высокий уровень требований (например, не менее 5 лет работы в ТРИЗ) не позволяет оценить профессиональный уровень для большого количества специалистов по ТРИЗ. Еще один недостаток – субъективность оценки результатов деятельности. Чаще всего не удается проверить уровень знаний специалистов по ТРИЗ. Постепенно возникают разные толкования тех или иных положений в ТРИЗ, разные представления о том, что должен знать и уметь специалист по ТРИЗ. В конечном счете, это может привести к снижению качества предоставляемых услуг. Вавилонское столпотворение начинает угрожать ТРИЗовскому движению.

Для решения этой проблемы было предложено сделать многоступенчатую аттестацию и сертификацию специалистов по ТРИЗ и попытаться сформулировать объективные требования, которые позволяли бы определять качество знаний и результативность деятельности специалистов по ТРИЗ.

В информационном письме МА ТРИЗ № 1/2003 всем членам Ассоциации была разослана информация о подготовке к многоступенчатой аттестации и сертификации в МА ТРИЗ. Мы хотели бы только еще раз отметить, что вся система аттестации и сертификации разделена на две части:

- три уровня аттестации, в которых проверяются именно знания в области ТРИЗ-ТРТЛ (такая проверка была, например, уже на занятиях в АзОИИТ в 1974 году);

- два уровня сертификации, в которых главным становятся результаты применения знаний по ТРИЗ.

Мы благодарим всех, кто откликнулся на предложения по проведению экспериментального этапа многоступенчатой аттестации в МА ТРИЗ.  Цель настоящей статьи – продолжить обсуждение технологии многоступенчатой аттестации. Мы постараемся учесть все замечания и предложения.

 

1. В МА ТРИЗ принята пятиступенчатая система аттестации и сертификации специалистов по ТРИЗ. Первые три уровня относятся к аттестации специалистов и контролируют, в первую очередь, знания и навыки. 4-й и 5-й уровни относятся к сертификации и, главным образом, контролируют результаты, которые имеются у специалиста по ТРИЗ. На данном этапе более доступным и актуальным представляется организация работы по аттестации специалистов по ТРИЗ первых 3-х уровней.

 

2. Работу по аттестации планируется проводить, в первую очередь, через региональные организации или региональных представителей МА ТРИЗ. При этом функции МА ТРИЗ будут сводиться к контролю качества проводимых работ по аттестации и к ведению реестра аттестованных специалистов по ТРИЗ.  Для организации этой работы МА ТРИЗ заключает договора с региональными представителями (физическими или юридическими лицами). Договор должен включать в себя вопросы способов организации аттестации, финансовые вопросы, а также другие необходимые разделы такие, как срок действия договора, обязанности и ответственность сторон и т.д. Наличие договоров позволяет учитывать региональные особенности процесса аттестации специалистов по ТРИЗ, а также дает возможность использовать разнообразные формы проведения этой аттестации.

Региональному представителю может быть предоставлена специальная именная печать МА ТРИЗ для документов по аттестации.

 

3. Обязательным элементом аттестации на первых трех уровнях должны стать выполняемые задания для проверки знаний аттестуемых. Возможны различные формы этих заданий: тестовые задания, упражнения, разбор изобретательских задач, анализ и разбор проблемных ситуаций, курсовые и самостоятельные работы и др. На наш взгляд, необходимо давать не менее 3-х заданий и при этом использовать не менее двух различных форм (например, тесты и задачи или упражнения и самостоятельная работа, исследование). Каждое из заданий должно иметь четкие критерии для оценки результатов.  Развитие различных форм аттестации должно опираться на развитие методов диагностики в ТРИЗ.

 

4. К превоначальному этапу внедрения многоступенчатой аттестации предлагается привлечь следующие организации: ОО «ТРИЗ-Карелия» (Рубин М.С.), ОО «ТРИЗ-Петербург» (Кислов А.В.), ОО «ТРИЗ-Норильск» (Шустерман М.Н.), «БелООТРИЗ» (Тимохов В.И.), ОО «ТРИЗ-Красноярск» (Саламатов Ю.П.), ОО «КОМКОН» (Корея) и др.

 

5. Региональные представители МА ТРИЗ, отвечающие за аттестацию в своих общественных организациях, сами готовят те задания и в той форме, которые считают наиболее удобными. Информацию об этих заданиях необходимо присылать, используя следующую структуру:

- уровень аттестации (1, 2 или 3);

- вид задания (тестовое задание, упражнения, задачи, ситуации и др.);

- текст задания и форма его предоставления аттестуемому (письменно или устно, коллективно или индивидуально и пр.);

- возможные контрольные решения;

- сроки выполнения заданий (часы, дни, недели);

- форма и способ контроля (устный или письменный ответ; очная или заочная форма, составление протокола о результатах выполнения заданий – в составлении протокола должны участвовать не менее 2-х человек);

- критерии и технология оценки результатов (совпадение с контрольным решением, экспертная оценка, оценка по методике и пр.).

Положение по многоступенчатой аттестации и сертификации в МА ТРИЗ опубликовано на сайте МА ТРИЗ.

 

6. Обязательные требования к аттестации.

К числу таких требований, прежде всего, можно отнести объем часов обучения по ТРИЗ. На 1-м уровне – не менее 40 часов; 2-уровень – не менее 120 часов; 3-й уровень – не менее 220 часов (в это количество могут включаться часы на подготовку и проведение занятия по ТРИЗ, консультации, исследовательские и другие работы в области ТРИЗ).

Уровень знаний должен соответствовать установленным требованиям.

Курсовые  (самостоятельные) работы для второго и третьего уровней (для второго уровня – конкретная задача; для третьего уровня – анализ конкретной проблемы).

Для третьего уровня - участие в конференциях и конкурсах МА ТРИЗ и других организаций, а также минимальный опыт преподавательской деятельности.

 

7. Не обязательные требования  к аттестации:

- участие в мероприятиях МА ТРИЗ (конкурсы, конференции и пр.) для 1-го и 2-го уровней;

- наличие высшего и специального образования;

- опыт преподавательской деятельности (на 1-м и 2-м уровнях);

- опыт практического применения ТРИЗ в различных областях.

 

8. На сегодняшний день примерный план по внедрению многоступенчатой аттестации, на наш взгляд, выглядит следующим образом:

- получение контрольных заданий от региональных представителей МА ТРИЗ;

- заключение договоров с региональными представителями МА ТРИЗ по аттестации;

- подготовка и сбор программ обучения по ТРИЗ с классификацией их по уровням аттестации;

- подготовка образцов аттестационных удостоверений;

- проведение пробных аттестаций в Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Норильске, Усолье-Сибирском (ОО «ТРИЗ-Красноярск»),  а также в других городах в соответствии с поступившими заявками;

- подготовка проекта стандартов на образовательные программы по ТРИЗ;

- разработка стандартных пакетов документов для прохождения аттестации и перевод их на английский язык;

- проведение обсуждения по сертификации 4-го и 5-го уровней (внутри Президиума МА ТРИЗ).

 

С началом работы по многоступенчатой аттестации и сертификации, на наш взгляд, в ТРИЗ появляется новый уровень деятельности и разработок. По словам Ю.П. Саламатова, «процесс аттестации (и его организация) это процесс методический, точнее организационно-методический. Что такое методическая работа? - это кропотливая многолетняя целеустремленная работа по выработке единого подхода в понимании теории, создании цельного знания в данной науке, создании последовательного курса изложения теории, монолитного соединения теоретического, семинарско-практического и самостоятельно добываемого знания». 

Положение о многоступенчатой аттестации и сертификации принято на заседании Президиума МА ТРИЗ 26 июня 2003 года. Полный текст положения приводится на CD-диске настоящей конференции. На первом этапе организована аттестация по первым трем уровням. Для ее организации и внедрения создан Методический Совет в составе: М. Рубин, Ю. Саламатов, М. Шустерман, А. Кислов, В. Тимохов, Ю. Мурашковский, Н. Нарбут.

Сертификация, действующая с 1999 года, продолжается, пока не будет накоплен дополнительный опыт.