5 марта 2017 г.

Г. Магерамов "Об общих принципах построения алгоритма творческого процесса"

Работа Г. Магерамова выполнена весной 1973г, при подготовке к семинару в Днепропетровске. Мне предложено было быть рецензентом. Работа меня восхитила. Были и замечания, они в их тогдашней редакции приведены в тексте, (в скобочках, курсивом). Мне представляется, что эта элегантная работа значима и в наши дни. Некоторые мысли автора можно отнести к аксиомам – они выделены мною жирным шрифтом. Гена Магерамов был членом ОЛМИ, преподавал в АЗОИИТе, работал проректором ИИТ Профтеха. Считаю, что ознакомление с его работой очень полезно для всех претендентов на звание «Мастера ТРИЗ». Беру на себя смелость утверждать, что в данном вопросе позиции автора и рецензента совпадают. Юрий В. Горин. Июль-2007.

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ МЕТОДИКИ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА ПРИ ЦС ВОИР.

Материалы к семинару преподавателей

методики изобретательства.

Г.Магерамов.

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

 За последние годы усилился интерес к алгоритмизации творческих процессов. В частности, опубликованы алгоритм организации труда /АОТ/ и алгоритм решения исследовательских проблем /АРИП/. В работе Г.Магерамова сформулированы основные принципы алгоритмизации творческих процессов. С позиции этих принципов рассмотрены АОП и АРИП. Г.С.Альтшуллер.

1973г.- Баку.

 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

В настоящее время создано множество различных технических систем, призванных помочь человеку в процессе его трудовой деятельности. Одни из этих систем заменяют ручной труд человека /машины-двигатели, машины-орудия/, освобождая его от однообразных и физически утомительных операций. Вторые – освобождают человека от умственного труда /машины-автоматы, вычислительная техника/, повышая при этом эффективность его деятельности. (умственный труд остается за нами, машины выполняют вычислительную рутину –ЮГ).

Третьи – помогают комплексно решать задачи организационного характера /автоматизированные системы управления – АСУ/, оставляя за человеком право вырабатывать принципы управления такими системами.

Во всех этих системах решающая роль принадлежит человеку /а не системам/. Качество функционирования этих систем во многом определяется тем, насколько рационально и эффективно они построены, а это, в свою очередь, зависит от того, какая творческая мысль заложена в их основу и продуктом какой творческой деятельности они являются. Поэтому назрела необходимость всесторонне осмыслить многообразную творческую деятельность человека.

Для этого нужно создать такие новые системы, модели, алгоритмы, которые способствовали бы повышению эффективности творческого процесса. Иными словами, необходимо разработать такие последовательности логических действий, которые целенаправленно и эффективно активизировали бы творческий процесс и руководили бы им при решении задач в различных областях деятельности человека /изобретательской, научной, коммерческой, организационной и т.д./.

Создание алгоритма творческого процесса стало целью деятельности ряда исследователей. (не только исследователей, но и последователей - ЮГ). Уже имеется некоторый опыт алгоритмизации творческого процесса, анализу которого и посвящена данная работа.

Рассмотрим имеющийся опыт в рамках двух недавно опубликованных алгоритмов: «Алгоритм организации труда» - Воронкова В.Д и «Алгоритм решения исследовательских проблем» - Дерягина Р.И.*/. Эти алгоритмы ставят своей целью помочь человеку целенаправленно и эффективно активизировать свою творческую деятельность при решении сложных задач, первый – при научной организации труда /АОТ/, а второй – при решении исследовательских проблем/АРИП/.

 По своей форме АОТ очень близок к АРИЗ. В качестве иллюстрации достаточно перечислить его стадии: выбор задачи – аналитическая, оперативная и синтетическая, или такие шаги – как «определить идеальный конечный результат», «проверить обходной путь» и т.д. (Воровство, однако –ЮГ).

АРИП по форме не конкретизирован, не ясен, а по содержанию схематизирован. (АРИП больше похож на изложение благих намерений, треп –ЮГ)

Приемлемы ли эти алгоритмы или нет?

Прежде чем ответить на этот вопрос, сформулируем критерий оценки любых работ, рекомендуемых в качестве руководства творческой деятельности.

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

АЛГОРИТМА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Алгоритм нельзя придумать, он должен быть построен на глубоко научной основе. (!!!-ЮГ).

Научный подход к разработке любой проблемы, в том числе и к проблеме построения творческого процесса, должен базироваться на выполнении целого ряда исследовательских работ, производящихся в определенной последовательности. Иными словами, в основу разработки алгоритма творческого процесса должны быть положены некоторые обязательные принципы.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП. Сбор необходимого массива информации.

Алгоритм творческого процесса должен быть отражением объективных законов развития объектов и систем в анализируемой области. Поэтому разработка такого алгоритма обязательно должна начинаться с накопления информации, которая освещает характер, особенности объектов и систем, подлежащих исследованию (зачем копить-то, уворовать можно-ЮГ). Чем больше этот массив и чем разнохарактернее содержащаяся в нем информация, тем фундаментальнее могут быть исследования и тем действеннее будет полученный алгоритм. НАПРИМЕР – при построении алгоритма изобретательского творчества необходимо собрать множество разнохарактерных решений технических задач.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП. Дифференциация массива информации.

Собранный массив информации необходимо классифицировать по группам в зависимости от характера и степени сложности продукта творческой деятельности. (Уровень сложности -!!!-ЮГ).

НАПРИМЕР – при построении алгоритма изобретательского творчества необходимо массив информации классифицировать по уровням в зависимости от характера новизны и эффективности идеи изобретения.

Творческая деятельность делится на уровни по степени сложности механизма творчества. Дифференциация массива информации по уровням создает необходимые условия для исследования творческого механизма на каждом уровне. Благодаря такой дифференциации можно выделить и исключить из дальнейшего анализа многочисленные решения низшего уровня. Иначе полученный алгоритм будет механизмом творческого процесса продуктов низшего уровня. (Он же также нужен кому-то – ЮГ).

 

ТРЕТИЙ ПРИНЦИП. Определение фактора особенности.

 Сопоставляя решения разных уровней, можно определить ту творческую особенность, которая отличает решения высокого уровня от решений низкого уровня.

Назовем это отличие – фактором особенности. Нахождение фактора особенности по существу определяет характер перехода с низкого уровня на более высокие. Отсюда становится ясным, что вызывает дополнительную творческую напряженность на более высоком уровне.

НАПРИМЕР – в изобретательском творчестве фактором особенности оказалось техническое противоречие, устранение которого является причиной дополнительной творческой напряженности при решении изобретательских задач высокого уровня.

Зная фактор особенности, можно построить общую схему алгоритма: она будет включать этапы, подготавливающие к работе с фактором особенности и осуществляющие эту работу. (Фактор особенности – это стартовая позиция – ЮГ).

НАПРИМЕР – в изобретательском творчестве должны быть этапы, позволяющие обнаружить техническое противоречие, исследовать его и устранить.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИНЦИП. Выявление и формализация структуры творческого процесса.

Мало иметь общую схему творческого процесса – нужно выявить структуру каждого этапа и дать формальное предписание, которые позволили воспроизвести последовательность мыслительных актов, присущую данному творческому процессу.

НАПРИМЕР – при изобретательском творчестве по АРИЗ – эта последовательность состоит из цепи шагов, подшагов, вспомогательных вопросов и разъяснений.

 Нет смысла доказывать обязательность этого этапа работы, так как он фактически осуществляет построение алгоритма на основе исследований,

проведенных на предыдущих этапах.

 

ПЯТЫЙ ПРИНЦИП. Обеспечение инструментальной информации.

Работа с фактором особенности немыслима без информационного обеспечения: творчество на высших уровнях требует очень большой информации, представленной не в сыром виде, а организованной так, чтобы можно было использовать эту информацию в качестве эффективного инструмента.

НАПРИМЕР - при изобретательском творчестве по АРИЗ инструментальной информацией является система приемов устранения технических противоречий, таблица применения этих приемов, таблица применения физических эффектов (Надо бы ещё бионику и химию, все-таки техника «сидит» не только на физике, но на всем естествознании –ЮГ).

От оснащения инструментальной информацией во многом зависит практическая работоспособность алгоритма.

 

ШЕСТОЙ ПРИНЦИП. Наличие примеров применения.

Критерием жизнеспособности алгоритма является его практическая пригодность. К тому же, практика позволяет корректировать алгоритм. Поэтому наличие конкретных примеров применения – обязательное условие для любого выносимого на обсуждение алгоритма.

НАПРИМЕР – при изобретательском творчестве эффективность полученных изобретений позволит оценить разработанный алгоритм.

 

Таковы основные принципы построения алгоритма решения творческих задач в любой области деятельности.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ К АНАЛИЗУ АОТ и АРИП.

Сопоставим теперь общие принципы алгоритмизации с АОТ и АРИП.

ПРИНЦИПЫ

АОТ

АРИП

1. Сбор необходимого «патентного» фонда/массива информации/

Не проводился.

Не проводился

2. Дифференциация массива информации

Не проводилась.

Не проводилась

3. Определение фактора особенности

Не проводилось.

Не проводилось.

4.Выявление и формализация структуры творческого процесса

Предложенная модель искусственно перенесена из изобретательского творчества. Вместо детализации она, наоборот укрупнена, упрощена.

Предлагаемая схема модели творческого процесса дана в общем виде без детализации

5. Обеспечение инструментальной информацией.

Представлено сокращенным списком приемов изобретательского творчества

Не проводилось

6. Примеры применения

Не приведены

Не приведены.

 

 

ВЫВОД:

Анализируемые работы «Алгоритм организации труда» и «Алгоритм решения исследовательских проблем», в сущности, не являются алгоритмами творческих процессов, так как не отражают объективных закономерностей организаторской и исследовательской деятельности.

 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Сбор массива информации / «патентный фонд творческих решений»/. ( Но патентный фонд есть только в технике. В науке есть «Реестр открытий» плюс публикации по истории физики, биологии, химии…Что в оргвопросах - толком не знаю, полагаю, что сплошной волюнтаризм.-ЮГ.)

Дифференциация массива информации по уровням. ( Критерии даже в технике и физике очень субъективны….-ЮГ).

Определение фактора особенности и построение общей схемы алгоритма. Сбор приемов и способов работы с фактором особенности.

Разработка модели творческого процесса с конкретизацией каждого этапа. (Модель – это хорошо. У нас физике всё на моделях. – ЮГ).

Примеры применения.

Новые решения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Следует ожидать, что в ближайшее время появится много работ, посвященных алгоритмизации творческих процессов. Эти работы могут носить разные названия: алгоритмы, руководства, рекомендации и т.п. и затрагивают различные проблемы творческой деятельности. Однако, независимо от названий и внешних форм все жизнеспособные алгоритмы должны отвечать перечисленным шести принципам алгоритмизаций творческих процессов.

*/ В.Д.Воронков. Справочник инженера-организатора. Изд. «Московский рабочий», 1973, стр. 61-65.

Р.И. Дерягин «Алгоритм решения исследовательских проблем. В сборнике «Информатика и её проблемы», выпуск 5. Изд. «Наука». Новосибирск.

 

Текст подготовлен к рассылке 19.07.07, после анализа работы ТРИЗ Саммита и защиты диссертационных работ на высшую квалификацию Мастера ТРИЗ. Юрий В.Горин.