5 марта 2017 г.

 

Часть 2. Справки для слушателей и преподавателей

Во второй части приводятся справки составленные автором для слушателей и преподавателей. Справки создавались по мере поступления материалов, они приводятся в том виде, в котором были сделаны в свое время.

В справке для слушателей давался перечень стандартов, который являлся своего рода оглавлением стандартов и после изучения материала, представлял собой справочные данные, своего рода «шпаргалку». Кроме того, в этих работах автор показал как лучше и легче использовать стандарты.

Справка для преподавателей содержала анализ данной модификации стандартов. В ней автор показывал достоинства и недостатки данной версии стандартов, и возможные пути усовершенствования и развития стандартов.

Такие подробные материалы помогут читателю сделать самостоятельные выводы, а может быть, и самостоятельно заняться исследованиями тенденций развития стандартов, или разработкой новой системы стандартов.

Приложение 12. Пять стандартов

В.М.Петров

О стандартах на решение изобретательских задач

Справка для слушателей

В системе инструментов теории решения изобретательских задач появился новый очень эффективный инструмент, который Г.С. Альтшуллер назвал «стандарты на решение изобретательских задач». В настоящее время Г.С.Альтшуллером разработано пять стандартов[1].

Эта работа Г.С.Альтшуллера представляет собой не только теоретический, но и учебный материал. Работа включает:

1.     Определения, что следует считать стандартом.

2.     Определения каждого из 5 стандартов.

3.     Описана общая методика применения стандартов.

4.     Показана связь стандартов и творчества.

Каждый из 5 стандартов содержит:

1.     Формулу стандарта.

2.     Пояснения и примеры к каждому из стандартов.

3.     Необходимые и достаточные условия применения каждого из стандартов.

В конце работы приведены задачи и упражнения на применение стандартов 1-5 и контрольные ответы к ним.

Для удобства использования стандартов ниже приводим перечень стандартов.

Перечень 5 стандартов

1 стандарт. Обнаружение.

1.1. Обнаружение объекта.

1.2. Обнаружение части объекта.

1.3. Измерение – последовательность обнаружений.

2 стандарт. Сравнение объектов с эталоном.

2.1. Сравнение с эталоном.

2.2. Измерение.

3 стандарт. Ликвидация вредных связей В31, В2.

4 стандарт. Феполь.

4.1. Введение Вф или порошка Вф (где – Вф ферромагнитные частицы).

4.2. Ферромагнитный объект.

4.3. Привести в движение часть объекта.

4.4. Напряженное состояние объекта или части.

4.5. Изменить состояние объекта.

4.6. Управление третьим объектом.

5 стандарт. Переход в надсистему. Интенсификация технической системы (ТС).

5.1. Переход в надсистему.

5.2. Интенсификация процесса.

Переход в подсистему – использовать одно свойство или часть системы.

1975 г.

В.М.Петров

Предложения к стандартам 1-5

Материалы для преподавателей и разработчиков методики изобретательства

Методические рассуждения

Генрих Саулович Альтшуллер разработал новый мощный инструмент решения изобретательских задач. Это качественно новый шаг в развитии АРИЗ. Стандарты позволяют быстро получать решение сложных задач на высоком уровне. Со временем, видимо, многие задачи можно будет решать с использованием стандартов. Когда стандартов накопится достаточное количество, видимо, придется разрабатывать систему применения стандартов.

В дополнении к материалам Г.С.Альтшуллера «Стандарты на решение изобретательских задач»[2] я раздаю слушателям перечень стандартов[3]. Эта справка представляет собой перечень стандартов. Перечень помогает слушателю быстрее изучить стандарты, легче и более эффективно использовать стандарты. Этот перечень, после изучения стандартов, позволит слушателю иметь «шпаргалку». Такие же «шпаргалки» в свое время я составлял и по приемам и АРИЗ.

Предложения по улучшению стандартов

Выскажу несколько предложений по улучшению стандартов:

1.     Стандарт 1 может быть уточнен. На мой взгляд, следует добавить, что вводимые вещества и используемые поля должны быть отзывчивыми. Понятие отзывчивости введено Ю.Хотимлянским (принцип отзывчивости[4]).

2.     Стандарт 2 может быть расширен. Третий пункт формулы стандарта можно сформулировать, например, так: «Задача может также решаться сравнением электрических или электромагнитных сигналов объекта и эталона. Причем сигналы объекта и эталона должны быть или в противофазе, или различны по знаку, или противоположны по коду». В качестве эталонной модели может использоваться математическая модель или модель, выполненная с помощью аналоговой или цифровой вычислительной техники.

3.     Стандарт 3 может быть расширен.

                                3.1.     Стандарт относится к «ликвидации вредных явлений, возникающих при соприкосновении подвижного и неподвижного объектов».

                                    3.1.1.       Стандарт может относиться к любым, даже не движущимся, но вредно воздействующим друг на друга объектам. Поэтому стандарт может быть записан в виде: «Решение изобретательских задач на ликвидацию вредных явлений, возникающих при воздействии двух объектов».

                                3.2.     Стандартное решение описано «… задача решается введением третьего вещества, являющегося видоизменением одного из веществ, данных по условиям задачи».

                                    3.2.1.       Решение может включать не только введение видоизмененного вещества, но и само вещество или какую-то часть одного из объектов.

                                    3.2.2.       Желательно выбирать то из веществ, которого много, оно может легко заменяться (пополняться) и дешево.

                                3.3.     В общем случае формулировку стандарта можно переформулировать, например, так. «Если два объекта вредно воздействуют друг на друга, то задача решается введением третьего вещества, являющегося веществом одного из имеющихся объектов, их частью или их видоизменением». Рекомендуется выбирать, то из веществ, которого много в системе, оно может легко заменяться (доставляться к месту вредного взаимодействия) и дешево.

4.     Стандарт 4 может быть уточнен.

                                4.1.     Введение ферромагнитных частиц может проводиться:

                                    4.1.1.       Во время изготовления - вводиться в сам объект.

                                    4.1.2.       При его использовании (объект уже изготовлен и не содержит ферромагнитных частиц):

                                         4.1.2.1.   Присоединить ферромагнитные частицы снаружи, например, приклеить.

                                         4.1.2.2.   Ввести ферромагнитные частицы в объект, непосредственно взаимодействующий с данным объектом, в который допустимо и легко ввести ферромагнитные частицы.

                                         4.1.2.3.   Ввести ферромагнитные частицы в среду, с которой непосредственно соприкасается исследуемый объект.

5.     Стандарт 5.

                                5.1.     Может быть, в отдельных случаях для интенсификации показателей системы следует перейти в подсистему. Это не включено в формулу стандарта, а описано только в п.2.5 («Пояснения и примеры»). В этом пункте говорится: «Существуют задачи, в которых нужно использовать какое-то одно свойство системы, не используя при этом другие ее свойства (или не используя всю систему). Такие задачи решаются применением антистандарта: система С делится на подсистемы ПС, из которых одна используется, а другие «отбрасываются».

На мой взгляд, это только часть возможности перейти в подсистему. Приведу еще некоторые возможности:

                                    5.1.1.       Вместо сложного объекта использовать его часть или вещество.

                                    5.1.2.       Использовать физические эффекты.

                                    5.1.3.       Уменьшить размеры объекта.

Ноябрь 1975 год.

 

Приложение 13. Девять стандартов

В.М.Петров

Девять стандартов на решение изобретательских задач

Справка для слушателей

В 1976 году появилась вторая группа стандартов на решение изобретательских задач. В настоящее время Г.С.Альтшуллером разработаны девять стандартов. Выпушена вторая группа стандартов[5], в которой приняли участие Ю.Горин, Е.Карасик, Г.Фильковский и И.Фликштейн.

Так же как и в первой группе, каждый из стандартов содержит:

1.     Формулу стандарта.

2.     Пояснения и примеры к каждому из стандартов.

3.     Необходимы и достаточные условия применения каждого из стандартов.

В данной группе стандартов нет задач и упражнений.

Для удобства использования стандартами ниже приводим перечень стандартов.

Перечень 9 стандартов

1 стандарт. Обнаружение.

1.1. Обнаружение объекта.

1.2. Обнаружение части объекта.

1.3. Измерение – последовательность обнаружений.

2 стандарт. Сравнение объектов с эталоном.

2.1. Сравнение с эталоном.

2.2. Измерение.

3 стандарт. Ликвидация вредных связей В31, В2.

4 стандарт. Феполь.

4.1. Введение Вф или порошка Вф (где – Вф ферромагнитные частицы).

4.2. Ферромагнитный объект.

4.3. Привести в движение часть объекта.

4.4. Напряженное состояние объекта или части.

4.5. Изменить состояние объекта.

4.6. Управление третьим объектом.

5 стандарт. Переход в надсистему. Интенсификация технической системы (ТС).

5.1. Переход в надсистему.

5.2. Интенсификация процесса.

Переход в подсистему – использовать одно свойство или часть системы.

6 стандарт. Легкодеформируемые объекты.

6.1. Тонкие, хрупкие.

6.2. Полости.

7 стандарт. Совмещение взаимоисключающих действий. Одно действие в паузах другого.

8 стандарт. Определение изменений в ТС - резонанс.

9 стандарт. Замена системы веществом.

1976 г.

Приложение 14. Десять стандартов

В.М.Петров

Десять стандартов на решение изобретательских задач

Справка для слушателей

В 1976 году появилась вторая группа стандартов на решение изобретательских задач. В настоящее время Г.С.Альтшуллером разработаны девять стандартов. Выпушена вторая группа стандартов[6], в которой приняли участие Ю.Горин, Е.Карасик, Г.Фильковский и И.Фликштейн. Позже появился стандарт № 10.

Для удобства использования стандартами ниже приводим перечень стандартов.

Перечень 10 стандартов

1 стандарт. Обнаружение.

1.1. Обнаружение объекта.

1.2. Обнаружение части объекта.

1.3. Измерение – последовательность обнаружений.

2 стандарт. Сравнение объектов с эталоном.

2.1. Сравнение с эталоном.

2.2. Измерение.

3 стандарт. Ликвидация вредных связей В31, В2.

4 стандарт. Феполь.

4.1. Введение Вф или порошка Вф (где – Вф ферромагнитные частицы).

4.2. Ферромагнитный объект.

4.3. Привести в движение часть объекта.

4.4. Напряженное состояние объекта или части.

4.5. Изменить состояние объекта.

4.6. Управление третьим объектом.

5 стандарт. Переход в надсистему. Интенсификация технической системы (ТС).

5.1. Переход в надсистему.

5.2. Интенсификация процесса.

Переход в подсистему – использовать одно свойство или часть системы.

6 стандарт. Легкодеформируемые объекты.

6.1. Тонкие, хрупкие.

6.2. Полости.

7 стандарт. Совмещение взаимоисключающих действий. Одно действие в паузах другого.

8 стандарт. Определение изменений в ТС - резонанс.

9 стандарт. Замена системы веществом.

10 стандарт. Введение добавок.

10.1. Вместо вещества – поле.

10.2.Вместо внутренней – наружную добавку.

10.3. Добавка в очень малых дозах.

10.4. Добавку вводят на время.

10.5 Добавка – часть имеющегося вещества, переведенное в иное состояние.

10.6. Вместо объекта – копию.

Декабрь 1977 г.

В.М.Петров

Сравнительный анализ стандартов группы 1-5 и 6-9 и 10

Материалы для преподавателей и разработчиков

Разработаны новые стандарты. Появилась вторая группа стандартов, разработанная Г.С.Альтшуллером[7]. Разработан стандарт № 10.

После выхода каждой из групп стандартов я составляю для себя и своих слушатель краткий перечень стандартов и провожу их анализ[8].

Этот перечень, после изучения стандартов, позволяет слушателю иметь «шпаргалку».

Ранее уже высказал некоторые предложения по улучшению стандартов группы 1-5[9]. Приведу их еще раз.

Выскажу несколько предложений по улучшению стандартов:

1.     Стандарт 1 может быть уточнен. На мой взгляд, следует добавить, что вводимые вещества и используемые поля должны быть отзывчивыми. Понятие отзывчивости введено Ю.Хотимлянским (принцип отзывчивости[10]).

2.     Стандарт 2 может быть расширен. Третий пункт формулы стандарта можно сформулировать, например, так: «Задача может также решаться сравнением электрических или электромагнитных сигналов объекта и эталона. Причем сигналы объекта и эталона должны быть или в противофазе, или различны по знаку, или противоположны по коду». В качестве эталонной модели может использоваться математическая модель или модель, выполненная с помощью аналоговой или цифровой вычислительной техники.

3.     Стандарт 3 может быть расширен.

                                3.1.     Стандарт относится к «ликвидации вредных явлений, возникающих при соприкосновении подвижного и неподвижного объектов».

                                    3.1.1.       Стандарт может относиться к любым, даже не движущимся, но вредно воздействующим друг на друга объектам. Поэтому стандарт может быть записан в виде: «Решение изобретательских задач на ликвидацию вредных явлений, возникающих при воздействии двух объектов».

                                3.2.     Стандартное решение описано «… задача решается введением третьего вещества, являющегося видоизменением одного из веществ, данных по условиям задачи».

                                    3.2.1.       Решение может включать не только введение видоизмененного вещества, но и само вещество или какую-то часть одного из объектов.

                                    3.2.2.       Желательно выбирать то из веществ, которого много, оно может легко заменяться (пополняться) и дешево.

                                3.3.     В общем случае формулировку стандарта можно переформулировать, например, так. «Если два объекта вредно воздействуют друг на друга, то задача решается введением третьего вещества, являющегося веществом одного из имеющихся объектов, их частью или их видоизменением». Рекомендуется выбирать, то из веществ, которого много в системе, оно может легко заменяться (доставляться к месту вредного взаимодействия) и дешево.

4.     Стандарт 4 может быть уточнен.

                                4.1.     Введение ферромагнитных частиц может проводиться:

                                    4.1.1.       Во время изготовления - вводиться в сам объект.

                                    4.1.2.       При его использовании (объект уже изготовлен и не содержит ферромагнитных частиц):

                                         4.1.2.1.   Присоединить ферромагнитные частицы снаружи, например, приклеить.

                                         4.1.2.2.   Ввести ферромагнитные частицы в объект, непосредственно взаимодействующий с данным объектом, в который допустимо и легко ввести ферромагнитные частицы.

                                         4.1.2.3.   Ввести ферромагнитные частицы в среду, с которой непосредственно соприкасается исследуемый объект.

5.     Стандарт 5

                                5.1.     Может быть, в отдельных случаях для интенсификации показателей системы следует перейти в подсистему. Это не включено в формулу стандарта, а описано только в п.2.5 («Пояснения и примеры»). В этом пункте говорится: «Существуют задачи, в которых нужно использовать какое-то одно свойство системы, не используя при этом другие ее свойства (или не используя всю систему). Такие задачи решаются применением антистандарта: система С делится на подсистемы ПС, из которых одна используется, а другие «отбрасываются».

На мой взгляд, это только часть возможности перейти в подсистему. Приведу еще некоторые возможности:

                                         5.1.1.    Вместо сложного объекта использовать его часть или вещество.

                                         5.1.2.    Использовать физические эффекты.

                                         5.1.3.    Уменьшить размеры объекта.

Замечания

1.     Во введении ко второй группе стандартов[11] Г.С.Альтшуллер писал «Первоначально во второй группе стандартов, было, пять стандартов. Но в ходе практической отработки выяснилось, что стандарт № 10 может быть соединен со стандартом № 4. Смысл стандарта № 10 был примерно такой: если имеется ферромагнитный рабочий орган, то следует заменить его ферромагнитным порошком и магнитным (электромагнитным) полем. В нашей редакции стандарта № 4 говорится о неферромагнитных объектах, но итог преобразования тот же – используется ферромагнитный порошок и поле. После мая, когда будет окончательно отредактированы тексты стандартов, формулу стандарта №4 можно будет расширить. А пока надо пользоваться стандартом №4 с учетом возможности его применения и для ферромагнитных объектов».

Пока не поступила откорректированная формулировка стандарта № 4. Будет ли учено это предложение в дальнейшем?

Добавления и изменения

1.     Стандарт 9 переформулирован в более общем виде – переход на микроуровень.

2.     Должны появиться стандарты и на другие поля, помимо магнитного поля.

3.     В стандарте 10.6 должно быть указано не копия, а модель, которая может быть любой природы, а не только оптическая копия. Она может быть от механической до математической или смоделированной при помощи вычислительной техники (см. предложения к стандарту №2).

1977 г.

Приложение 15. 11 стандартов

В.М.Петров

11 стандартов на решение изобретательских задач

Справка для слушателей

Добавлен еще один 11 стандарт[12] по такой же схеме, как первые 9 стандартов. Стандарт 9 переформулирован в более общем виде – переход на микроуровень. Добавлен подстандарт 10.7 десятого стандарта.

Для удобства использования стандартами ниже приводим перечень 11 стандартов.

Перечень 11 стандартов

1 стандарт. Обнаружение.

1.1. Обнаружение объекта.

1.2. Обнаружение части объекта.

1.3. Измерение – последовательность обнаружений.

2 стандарт. Сравнение объектов с эталоном.

2.1. Сравнение с эталоном.

2.2. Измерение.

3 стандарт. Ликвидация вредных связей В31, В2.

4 стандарт. Феполь.

4.1. Введение Вф или порошка Вф (где – Вф ферромагнитные частицы).

4.2. Ферромагнитный объект.

4.3. Привести в движение часть объекта.

4.4. Напряженное состояние объекта или части.

4.5. Изменить состояние объекта.

4.6. Управление третьим объектом.

5 стандарт. Переход в надсистему. Интенсификация технической системы (ТС).

5.1. Переход в надсистему.

5.2. Интенсификация процесса.

Переход в подсистему – использовать одно свойство или часть системы.

6 стандарт. Легкодеформируемые объекты.

6.1. Тонкие, хрупкие.

6.2. Полости.

7 стандарт. Совмещение взаимоисключающих действий. Одно действие в паузах другого.

8 стандарт. Определение изменений в ТС - резонанс.

9 стандарт. Интенсификация показателей ТС – переход на микроуровень.

10 стандарт. Введение добавок.

10.1. Вместо вещества – поле.

10.2.Вместо внутренней – наружную добавку.

10.3. Добавка в очень малых дозах.

10.4. Добавку вводят на время.

10.5 Добавка – часть имеющегося вещества, переведенное в иное состояние.

10.6. Вместо объекта – копию.

10.7. Добавка – химическое соединение.

11 стандарт. Движение под действием силы тяжести.

1978 г.

В.М.Петров

Сравнительный анализ стандартов группы 1-5 и 6-9, 10 и 11

Материалы для преподавателей и разработчиков

Разработаны новые стандарты. Появилась вторая группа стандартов, разработанная Г.С.Альтшуллером[13]. Разработаны 10 и 11 стандарты[14].

После выхода каждой из групп стандартов я составляю для себя и своих слушатель краткий перечень стандартов и провожу их анализ[15].

Такой перечень, после изучения стандартов, позволяет слушателю иметь «шпаргалку».

Добавления и изменения

1.     Стандарт 9 переформулирован в более общем виде – переход на микроуровень.

2.     Добавлен стандарт 11.

3.     Добавлен подстандарт 10.7 десятого стандарта.

Предложения по улучшению стандартов

Ранее уже высказал некоторые предложения по улучшению стандартов группы 1-5[16]. Приведу их еще раз.

Выскажу несколько предложений по улучшению стандартов:

1.     Стандарт 1 может быть уточнен. На мой взгляд, следует добавить, что вводимые вещества и используемые поля должны быть отзывчивыми. Понятие отзывчивости введено Ю.Хотимлянским (принцип отзывчивости[17]).

2.     Стандарт 2 может быть расширен. Третий пункт формулы стандарта можно сформулировать, например, так: «Задача может также решаться сравнением электрических или электромагнитных сигналов объекта и эталона. Причем сигналы объекта и эталона должны быть или в противофазе, или различны по знаку, или противоположны по коду». В качестве эталонной модели может использоваться математическая модель или модель, выполненная с помощью аналоговой или цифровой вычислительной техники.

3.     Стандарт 3 может быть расширен.

                                3.1.     Стандарт относится к «ликвидации вредных явлений, возникающих при соприкосновении подвижного и неподвижного объектов».

                                    3.1.1.       Стандарт может относиться к любым, даже не движущимся, но вредно воздействующим друг на друга объектам. Поэтому стандарт может быть записан в виде: «Решение изобретательских задач на ликвидацию вредных явлений, возникающих при воздействии двух объектов».

                                3.2.     Стандартное решение описано «… задача решается введением третьего вещества, являющегося видоизменением одного из веществ, данных по условиям задачи».

                                    3.2.1.       Решение может включать не только введение видоизмененного вещества, но и само вещество или какую-то часть одного из объектов.

                                    3.2.2.       Желательно выбирать то из веществ, которого много, оно может легко заменяться (пополняться) и дешево.

                                3.3.     В общем случае формулировку стандарта можно переформулировать, например, так. «Если два объекта вредно воздействуют друг на друга, то задача решается введением третьего вещества, являющегося веществом одного из имеющихся объектов, их частью или их видоизменением». Рекомендуется выбирать, то из веществ, которого много в системе, оно может легко заменяться (доставляться к месту вредного взаимодействия) и дешево.

4.     Стандарт 4 может быть уточнен.

                                4.1.     Введение ферромагнитных частиц может проводиться:

                                    4.1.1.       Во время изготовления - вводиться в сам объект.

                                    4.1.2.       При его использовании (объект уже изготовлен и не содержит ферромагнитных частиц):

                                         4.1.2.1.   Присоединить ферромагнитные частицы снаружи, например, приклеить.

                                         4.1.2.2.   Ввести ферромагнитные частицы в объект, непосредственно взаимодействующий с данным объектом, в который допустимо и легко ввести ферромагнитные частицы.

                                         4.1.2.3.   Ввести ферромагнитные частицы в среду, с которой непосредственно соприкасается исследуемый объект.

5.     Стандарт 5

                                5.1.     Может быть, в отдельных случаях для интенсификации показателей системы следует перейти в подсистему. Это не включено в формулу стандарта, а описано только в п.2.5 («Пояснения и примеры»). В этом пункте говорится: «Существуют задачи, в которых нужно использовать какое-то одно свойство системы, не используя при этом другие ее свойства (или не используя всю систему). Такие задачи решаются применением антистандарта: система С делится на подсистемы ПС, из которых одна используется, а другие «отбрасываются».

На мой взгляд, это только часть возможности перейти в подсистему. Приведу еще некоторые возможности:

                                        5.1.1.    Вместо сложного объекта использовать его часть или вещество.

                                        5.1.2.    Использовать физические эффекты.

                                        5.1.3.    Уменьшить размеры объекта.

6.     Должны появиться стандарты и на другие поля, помимо магнитного поля.

7.     В стандарте 10.6 должно быть указано не копия, а модель, которая может быть любой природы, а не только оптическая копия. Она может быть от механической до математической или смоделированной при помощи вычислительной техники (см. предложения к стандарту №2).

Дополнение к предложениям

1.     Стандарт 11 использует гравитационное поле. Стандарт является частным случаем использования гравитационного поля. Еще один случай использования гравитационного поля описан в приеме № 8 «Принцип антивеса». Некоторая закономерность использования гравитационного поля была показана В.М.Петровым[18]. Эта закономерность имеет два направления: уменьшение веса и увеличение веса. Для уменьшения веса могут использоваться Архимедова сила, например, воздушный шар, поток и крыло, реактивная сила, например, воздушная подушка, магнитное поле и т.д. Для увеличения веса могут использоваться дополнительный объект, набегающий поток и обратное крыло, вакуум, магнитное поле и т.д.

2.     Использование других полей.

Должны быть разработаны стандарты на использование всех имеющихся полей: гравитационного, механического, акустического, температурного, магнитного и электромагнитного, полей сильных и слабых взаимодействий, химического и биологического полей.

Закономерность использования гравитационного поля частично изложена в п.1.

В механическом поле можно описать использование трения. Эта закономерность тоже имеет два направления: увеличения и уменьшения трения. Для увеличения трения можно увеличить вес (добавить дополнительный вес), использование набегающего потока и обратного крыла, использование магнитного поля. Уменьшение трения подчиняется общей закономерности: трение покоя, сухое трение, трение качения, жидкое трение, набегающий поток и крыло, воздушная подушка, магнитная подушка.

Можно говорить и о других закономерностях использования других полей. На мой взгляд, такие закономерности должны быть использованы в стандартах.

Январь 1978 г.

 

Приложение 16. 18 стандартов

В.М.Петров

18 стандартов на решение изобретательских задач

Справка для слушателей

Г.С.Альтшуллер разработал 18 стандартов[19] и комментарии для преподавателей[20]. Что появилось нового по сравнению с комплексом 11 стандартов:

1.     Добавлены стандарты 12-18.

2.     Стандарт 4 обобщен и на его основе разработаны стандарты 11-13.

3.     Вводится понятие комплексного феполя.

4.     Стандарт 16 – это уточнение стандарта 9, при этом был уточнен стандарт 9.

5.     Изменена формулировка стандарта 7. Появилось согласование собственных частот. Это стандарт на изменение в системе. В отличие от стандарта 8, который использует резонанс в измерительных системах.

Для удобства использования стандартами ниже приводим перечень 18 стандартов.

Перечень 18 стандартов

1 стандарт. Обнаружение.

1.1. Обнаружение объекта.

1.2. Обнаружение части объекта.

1.3. Измерение – последовательность обнаружений.

2 стандарт. Сравнение объектов с эталоном.

2.1. Сравнение с эталоном.

2.2. Измерение.

3 стандарт. Ликвидация вредных связей В31, В2.

4 стандарт. Феполь.

5 стандарт. Переход в надсистему. Интенсификация технической системы (ТС).

5.1. Переход в надсистему.

5.2. Интенсификация процесса.

Переход в подсистему – использовать одно свойство или часть системы.

6 стандарт. Легкодеформируемые объекты.

6.1. Тонкие, хрупкие.

6.2. Полости.

7 стандарт. Совмещение взаимоисключающих действий. Стандарт на изменение.

6.1. Одно действие в паузах другого.

6.2. Согласование собственных частот.

8 стандарт. Определение изменений в ТС - резонанс. Стандарт на измерение.

9 стандарт. Интенсификация показателей ТС – переход на микроуровень.

10 стандарт. Введение добавок.

10.1. Вместо вещества – поле.

10.2.Вместо внутренней – наружную добавку.

10.3. Добавка в очень малых дозах.

10.4. Добавку вводят на время.

10.5 Добавка – часть имеющегося вещества, переведенное в иное состояние.

10.6. Вместо объекта – копию.

10.7. Добавка – химическое соединение.

11 стандарт. Движение под действием силы тяжести.

12 стандарт. Поплавки – ведение феррочастиц и управление кажущейся плотностью.

13 стандарт. Управление движением объекта введением феррочастиц во внешнюю среду.

14 стандарт. Дополнительные эффекты от использование магнитных свойств.

15 стандарт. Увеличение степени управляемости потоками – разделение на две части и разноименное заряжение.

16 стандарт. Разные физсостояния – использование обратимых физпревращений.

17 стандарт. Определенная пространственная структура – структура поля.

18 стандарт. Менять вес движущегося теля – форма КРЫЛА.

1978 г.

В.М.Петров

Сравнительный анализ стандартов группы 11 и 18

Материалы для преподавателей и разработчиков

Разработаны новые стандарты. Появилась группа 18 стандартов, разработанная Г.С.Альтшуллером[21].

Добавления и изменения

1.     Добавлены стандарты 12-18.

2.     Стандарт 4 обобщен и на его основе разработаны стандарты 11-13.

3.     Вводится понятие комплексного феполя.

4.     Стандарт 16 – это одна из частностей стандарта 9, при этом был уточнен и сам стандарт 9.

5.     Изменена формулировка стандарта 7. Появилось согласование собственных частот. Это стандарт на изменение в системе. В отличие от стандарта 8, который использует резонанс в измерительных системах.

1978 г.

 

 

Приложение 17. Система 28 стандартов

В.М.Петров

Система 28 стандартов на решение изобретательских задач

Справка для слушателей

Общие соображения

В марте 1979 году Г.С.Альтшуллер разработал систему 28 стандартов[22]. Это качественный скачек в развитии стандартов. В этой системе один из 28 стандарт был предложен В.В.Митрофановым[23].

Главным классификационным признаком был выбран вепольный подход.

Система состоит из трех групп:

1.     Стандарты на изменение систем.

2.     Стандарты на обнаружение и измерение.

3.     Стандарты на применение стандартов.

Каждая группа включат подгруппы и сами стандарты[24].

1. Стандарты на изменение систем

1.1.  Синтез вепольных систем - (стандарты 1-4)

1.2.  Преобразование вепольных систем - (стандарты 5-8)

1.3.  Синтез сложных вепольных систем - (стандарты 9-10)

1.4.  Переход к фепольным системам - (стандарты 11-12)

1.5.  Разрушение вепольных систем - (стандарты 13-14)

1.6.  Переход к принципиально новым системам - (стандарты 15-16)

2. Стандарты на обнаружение и измерение

2.1.  Обходные пути решения задач на обнаружение и измерение - (стандарты 17-18)

2.2.  Синтез вепольных систем - (стандарты 19-22)

2.3.  Переход к фепольным системам - (стандарт 23)

3. Стандарты на применение стандартов

3.1.   Добавка вещества при постройке, перестройке и разрушении веполей - (стандарты 24-26)

3.2.   Объединение объектов в систему и объединение систем в надсистему - (стандарты 27-28)

Для удобства использования стандартами ниже приводим перечень 28 стандартов и технологию их применения.

Перечень системы 28 стандартов

1. СТАНДАРТЫ НА ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМ

1.1.   Синтез вепольных систем (стандарты 1-4)

1.1.1. Стандарт 1. Достройка веполя.

1.1.2. Стандарт 2. Разделение вещества на две части.

Подстандарт: Поток разделяют на 2-е части, заряжают разноименно.

1.1.3. Стандарт 3. Оптимальный режим.

1.1.4. Стандарт 4. Максимальный режим.

1.2.   Преобразование вепольных систем (стандарты 5-8)

1.2.1. Стандарт 5. Увеличение степени дробления.

1.2.2. Стандарт 6. Использование магнитного поля.

1.2.3. Стандарт 7. Динамизация вепольных систем.

1.2.4. Стандарт 8. Пространственная структура.

1.3.   Синтез сложных вепольных систем (стандарты 9-10)

1.3.1. Стандарт 9. Цепной веполь.

Подстандарт: Движение под действием силы тяжести.

1.3.2. Стандарт 10. Двойной веполь.

Подстандарт:     Использование магнитных свойств для получения дополнительных эффектов.

1.4.   Переход к фепольным системам (стандарты 11-12)

1.4.1. Стандарт 11. Фепольные частицы.

1.4.2. Стандарт 12. Феполь на внешней среде.

Подстандарт:     Поплавки + феррочастицы и управление плотностью жидкости.

1.5.   Разрушение вепольных систем (стандарты 13-14)

1.5.1. Стандарт 13. Введение В31, В2

1.5.2. Стандарт 14. Оттягивание вредных свойств.

1.6.   Переход к принципиально новым системам (стандарты 15-16)

1.6.1. Стандарт 15. Переход на микроуровень.

1.6.2. Стандарт 16. Переход в надсистему.

2. СТАНДАРТЫ НА ОБНАРУЖЕНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ

2.1.   Обходные пути решения задач на обнаружение и измерение (стандарты 17-18)

2.1.1. Стандарт 17. Измерение – последовательность обнаружений.

2.1.2. Стандарт 18. Вместо обнаружения или измерения – изменение.

2.2.   Синтез вепольных систем (стандарты 19-22)

2.2.1. Стандарт 19. Достройка веполя.

2.2.2. Стандарт 20. Веполь на внешней среде.

2.2.3. Стандарт 21. Сквозное поле.

2.2.4. Стандарт 22. Резонанс.

2.3.   Переход к фепольным системам (стандарт 23)

2.3.1. Стандарт 23. Феполи.

3. СТАНДАРТЫ НА ПРИМЕНЕНИЕ СТАНДАРТОВ

3.1.   Добавка вещества при постройке, перестройке и разрушении веполей (стандарты 24-26)

3.1.1. Стандарт 24.

1.     Вместо вещества – поле.

2.     Вместо внутренней – наружную добавку.

3.     Добавка в очень малых дозах.

4.     Добавку вводят на время.

5.     Добавка – часть имеющегося вещества в особом состоянии.

6.     Вместо объекта – копию (модель).

7.     Добавка – химическое соединение.

8.     Добавку временно переводят в иное состояние.

3.1.2. Стандарт 25. Вместо вещества – «пустоту».

3.1.3. Стандарт 26. Использование оптических копий - сравнение объекта с эталоном.

3.2.   Объединение объектов в систему и объединение систем в надсистему (стандарты 27-28)

3.2.1. Стандарт 27. Согласование частей системы.

3.2.2. Стандарт 28. Использование обратимых физических переходов.

Технология применения системы 28 стандартов

Систему стандартов следует использовать по следующему алгоритму:

1.     Определить относится ли исследуемая система к задачам на изменение или измерение (обнаружение).

                                1.1.     Если задача на изменение – переходим к группе 1.

                                1.2.     Если задача на измерение (обнаружение) – переходим к группе 2.

2.     После решения задачи по группе 1 или 2. Переходят к группе 3.

Ниже показаны общий (см. рис. 1) и подробный (см. рис. 2) алгоритмы применения стандартов.

Алгоритм применения стандартов на решения изобретательских задач



Последовательность, в которой изложены стандарты, может являться основой для прогнозирования развития технических систем.

Последовательность использования стандартов следующая:

Изменение: 1.1→1.2→1.3→1.4→1.6→3.1→3.2.

Измерение, обнаружение: 2.1→2.2→2.3→3.1→3.2.

30 мая 1979 г.

В.М.Петров

Сравнительный анализ системы стандартов 28 и группы 18

Материалы для преподавателей и разработчиков

В марте 1979 году Г.С.Альтшуллер разработал систему 28 стандартов[25]. Это качественный скачек в развитии стандартов.

Отличие системы стандартов 28 и группы 18 стандартов

Проведем сравнительный анализ 18 стандартов и системы 28.

1.     Появилась система стандартов. Главным классификационным признаком был выбран вепольный подход.

2.     Появились три группы стандартов и подгруппы.

3.     Введена двойная система нумерации стандартов: сквозная нумерация стандартов по порядку номеров и нумерация включает три цифры. Первая цифра обозначает номер класса, вторая – номер подкласса, а третья – номер стандарта в данном подклассе.

4.     Появились 14 новых стандартов.

                                4.1.     № 1 (1.1.1). Достройка веполя,

                                4.2.     №3 (1.1.3). Оптимальный режим,

                                4.3.     №4 (1.1.4). Максимальный режим,

                                4.4.     №5 (1.2.1). Увеличение степени дробления,

                                4.5.     №7 (1.2.3). Динамизация вепольных систем,

                                4.6.     №9 (1.3.1). Цепной веполь,

                                4.7.     №10 (1.3.2). Двойной веполь,

                                4.8.     № 14 (1.5.2). Оттягивание вредных свойств,

                                4.9.     №18 (2.1.2). Вместо обнаружения или измерения - изменение,

                              4.10.   №20 (2.2.2). Веполь на внешней среде,

                              4.11.   №21 (2.2.3). Сквозное поле,

                              4.12.   №23 (2.3.1). Феполи,

                              4.13.   №25 (3.1.2). Вместо вещества – «пустоту»,

                              4.14.   №27 (3.2.1). Согласование частей системы.

5.     В стандарте 24 (3.1.1) появился новый подстандарт – 24.8 (добавку переводят в вещество, одинаковое с данным веществом).

Замечания и предложения по улучшению системы 28 стандартов

1.     В стандартах 5 (1.2.1) и 6 (1.2.2) говорится о двойной или цепной вепольной системе, а их понятия вводятся в 9 (1.3.1) и 10 (1.3.2) стандартах.

Рекомендация: Ввести понятия раньше.

2.     Стандарт 5 (1.2.1) представляет собой тенденцию увеличения степени дробления. Эта тенденция была описана В.М.Петровым[26]. Она представляет собой переход от твердой монолитной системы к полностью гибкому (эластичному) объекту, объект делится на отдельные части, не связанные между собой или связанные с помощью какого-либо поля (например, магнитного), измельчения каждой части вплоть до получения мелкодисперсного порошка (объект порошкообразный), гель, жидкость, аэрозоль, газ, поле. На новом витке развития система вновь становится монолитной. Промежуточное состояние в каждом из указанных переходов может занимать "пена" в твердом, жидком, газообразном и прочих видах. Кроме того, возможна комбинация из указанных состояний в любом сочетании.

Рекомендация: Ввести эту цепочку в стандарты.

3.     Добавить в подгруппу 1.3 «Синтез сложных вепольных систем» стандарт сложный веполь (соединение цепного и двойного веполей).

4.     В системе имеется повторение. В стандарте 6 (1.2.2) используется магнитное поле и имеется специальная подгруппа 1.4 использующая феполи.

Рекомендация: Внести стандарт 6 в подгруппу 1.4.

5.     Подгруппа 1.5 «Разрушение вепольных систем» нарушает логическую линию развития вепольных систем 1.1-1.2-1.3-1.4.-1-6.

Рекомендация: Эту группу стандартов необходимо или поставить вконец (поменять подгруппы 1.5 и 1.6 местами) или сделать для стандартов на разрушение отдельную группу.

6.     В системе стандартов используется только магнитное поле. Должны быть использованы все поля.

Рекомендации:

                                6.1.     Видимо, стоит ввести подгруппу «Переход к более управляемым полям». В веполях должны использоваться всея последовательность полей с тенденцией увеличения степени управляемости полей. Переход от гравитационного к механическому, температурному, акустическому, магнитному, электрическому, электромагнитному (весь сектор частот), оптическому, химическому, биологическому.

                                6.2.     Переход полей должен использоваться в группе 2 (стандарты на измерение и обнаружение). Использование всех, а не только ферромагнитных полей.

7.     Стандарты 24 (3.1.1) п. 6 и 26 (3.1.3) повторяются. В стандарте 24 впервые говорится о модели.

Рекомендация: В стандарте 26 (3.1.3) говорить не о копии, а о модели. Модель может быть выполнена любой: механической, электрической, оптической, математической, в частности с использованием вычислительной техники. Об этом говорилось раньше[27].

8.     Не использованы стандарты из комплекса 18 стандартов.

                                8.1.     Ст. 6 – легкодеформируемые объекты.

                                    8.1.1. Ст. 6.1 - тонкие и хрупкие объекты.

                                    8.1.2. Ст. 6.2 - полости.

                                8.2.     Ст. 7 – взаимоисключающие действия.

                                8.3.     Ст. 14 – дополнительные эффекты – магнитные свойства ферромагнитов.

                                8.4.     Ст. 18 – форма крыла.

Рекомендация: Ввести утерянные стандарты и найти им место в структуре стандартов. Например, поместить стандарты:

-        6 и 18 в подгруппу 1.1 «Синтез вепольных систем».

-        7 – в 1.2 «Преобразование вепольных систем».

-        14 – в 1.4 «Переход к фепольным системам».

9.     Группа стандартов на измерение и обнаружение системы должна относиться и к стандартам на управление, так как чаще всего изменение необходимо для управления системой.

                     9.1.1.  Для управления системой необходимо получать данные об управляемом параметре, его первой второй, иногда третьей производной, и интеграле управляемой величины.

                     9.1.2.  Должны использоваться алгоритмы адаптации (самонастройки, самоорганизации, самообучения, саморазвития и самовоспроизводства).

                     9.1.3.  Направления развития измерительных систем и систем управления:

                                  9.1.3.1. переход от аналоговых сигналов к цифровым сигналам,

                                  9.1.3.2. переход от развития вещественных систем к развитию полевых систем (программ управления).

Рекомендация:   Это следует отразить как в названии, так и специфике таких стандартов.

5 мая1979 г.

 

_________________________________________________________________________

 

 



[1] Альтшуллер Г.С. Стандарты на решение изобретательских задач. Стандарты 1-5. – Баку, 1975. – 55 с. (рукопись).

[2] Альтшуллер Г.С. Стандарты на решение изобретательских задач. Стандарты 1-5. – Баку, 1975. – 55 с. (рукопись).

[3] Петров В.М. О стандартах на решение изобретательских задач. Справка для слушателей.- Л.: 1975.- 1 с. (рукопись).

[4] Хотимлянский Ю. Принцип отзывчивости и его применение при решении изобретательских задач. Для слушателей курса АзОИИТ. Баку: ОЛМИ, 1974.- 5 с. (рукопись)

[5] Альтшуллер Г. Вторая группа стандартов на решение изобретательских задач. – Баку, 1976. – 1 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт №6 “Решение изобретательских  задач на операции с легкодеформируемыми объектами”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 8 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 7 “Решение изобретательских задач на совмещение взаимоисключающих действий или состояний”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 6 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 8 “Решение изобретательских задач на определение изменений в механических системах”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 7 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 9 “Решение изобретательских задач на интенсификацию показателей технической системы: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 10 с. (рукопись).

[6] Альтшуллер Г. Вторая группа стандартов на решение изобретательских задач. – Баку, 1976. – 1 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт №6 “Решение изобретательских  задач на операции с легкодеформируемыми объектами”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 8 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 7 “Решение изобретательских задач на совмещение взаимоисключающих действий или состояний”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 6 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 8 “Решение изобретательских задач на определение изменений в механических системах”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 7 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 9 “Решение изобретательских задач на интенсификацию показателей технической системы: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 10 с. (рукопись).

[7] Альтшуллер Г. Вторая группа стандартов на решение изобретательских задач. – Баку, 1976. – 1 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 6 “Решение изобретательских  задач на операции с легкодеформируемыми объектами”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 8 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 7 “Решение изобретательских задач на совмещение взаимоисключающих действий или состояний”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 6 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 8 “Решение изобретательских задач на определение изменений в механических системах”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 7 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 9 “Решение изобретательских задач на интенсификацию показателей технической системы: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 10 с. (рукопись).

[8] Петров В.М. О стандартах на решение изобретательских задач. Справка для слушателей.- Л.: 1975. - 1 с. (рукопись).

Петров В.М. Предложения к стандартам 1-5. Материалы для преподавателей и разработчиков методики изобретательства. – Л., 1975. - 2 с. (рукопись).

Петров В.М. Девять стандартов на решение изобретательских задач. Справка для слушателей. - Л., 1976.- 2 с. (рукопись).

Петров В.М. Десять стандартов на решение изобретательских задач. Справка для слушателей. - Л., 1977.- 1 с. (рукопись).

[9] Петров В.М. Предложения к стандартам 1-5. Материалы для преподавателей и разработчиков методики изобретательства. – Л., 1975. - 2 с. (рукопись).

[10] Хотимлянский Ю. Принцип отзывчивости и его применение при решении изобретательских задач. Для слушателей курса АзОИИТ. Баку: ОЛМИ, 1974.- 5 с. (рукопись)

[11] Альтшуллер Г. Вторая группа стандартов на решение изобретательских задач. – Баку, 1976. – 1 с. (рукопись).

[12] Фильковский Г. Стандарт № 11. «Решение изобретательских задач на управление движением объекта вокруг оси, совершаемом под действием силы тяжести, и на создание таких движений». 26.12.1977. – 5 с.

[13] Альтшуллер Г. Вторая группа стандартов на решение изобретательских задач. – Баку, 1976. – 1 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт №6 “Решение изобретательских  задач на операции с легкодеформируемыми объектами”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 8 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 7 “Решение изобретательских задач на совмещение взаимоисключающих действий или состояний”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 6 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 8 “Решение изобретательских задач на определение изменений в механических системах”: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 7 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Стандарт № 9 “Решение изобретательских задач на интенсификацию показателей технической системы: Прил. к АРИЗ-75: Проект действителен по 31 мая 1976 г. - Баку, 1976. - 10 с. (рукопись).

[14] Фильковский Г. Стандарт № 11. «Решение изобретательских задач на управление движением объекта вокруг оси, совершаемом под действием силы тяжести, и на создание таких движений». 26.12.1977. – 5 с.

[15] Петров В.М. О стандартах на решение изобретательских задач. Справка для слушателей.- Л.: 1975. - 1 с. (рукопись).

Петров В.М. Девять стандартов на решение изобретательских задач. Справка для слушателей. - Л., 1976.- 2 с. (рукопись).

Петров В.М. Десять стандартов на решение изобретательских задач. Справка для слушателей. - Л., 1977.- 1 с. (рукопись).

Петров В.М. 11 стандартов на решение изобретательских задач. Справка для слушателей. – Л., 1978. – 1 с. (рукопись).

[16] Петров В.М. Предложения к стандартам 1-5. Материалы для преподавателей и разработчиков методики изобретательства. – Л., 1975. - 2 с (рукопись).

[17] Хотимлянский Ю. Принцип отзывчивости и его применение при решении изобретательских задач. Для слушателей курса АзОИИТ. Баку: ОЛМИ, 1974.- 5 с. (рукопись)

[18] Петров В.М. О приемах разрешения технических противоречий. – Л., 1973. (рукопись).

[19] Альтшуллер Г. Стандарты на решение технических задач. – Баку, - 9 с. (рукопись).

[20] Альтшуллер Г. Стандарты 1-18. – Баку, - 6 с. (Для преподавателей ТРИЗ). (рукопись).

[21] Альтшуллер Г. Стандарты на решение технических задач. – Баку, - 9 с. (рукопись).

Альтшуллер Г. Стандарты 1-18. – Баку, - 6 с. (Для преподавателей ТРИЗ). (рукопись).

[22] Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979 (10 марта 1979 г.). - 32 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач: (Краткая справка). - Баку, 1979. - 9 с. - (Для преподавателей и разработчиков ТРИЗ). (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979. - 12 с. - Доп.: Проект стандарта № 28, 1 с. (рукопись).

[23] «Стандарт 28 предложен В.В.Митрофановым после составления материала по стандартам 1-27».
-Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979 (10 марта 1979 г.). - 32 с. (рукопись). – с. 32.

[24] Нумерация стандартов изменена, начиная со стандарта 14. Этот стандарт был предложен В.В.Митрофановым, когда была разработана система 27 стандартов. Приведем пояснения, изложененные Г.С.Альтшуллером: «Стандарт 28 предложен В.В.Митрофановым после составления материала по стандартам 1-27 и поэтому пока не включен в систему стандартов. Для его включения, вероятно, придется изменить название раздела 1.5 с «Разрушение вепольных систем» на «Устранение вредных связей в веполях». В стандарте 1.5.1 устраняется вредное взаимодействие между веществами. Стандарт 28 (1.5.2) относится к устранению вредного взаимодействия между полем и веществом». Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979 (10 марта 1979 г.). - 32 с. (рукопись). – с. 32.

Название раздела 1.5 пока не изменяем.

[25] Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979 (10 марта 1979 г.). - 32 с. (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач: (Краткая справка). - Баку, 1979. - 9 с. - (Для преподавателей и разработчиков ТРИЗ). (рукопись).

Альтшуллер Г.С. Система стандартов на решение изобретательских задач. - Баку, 1979. - 12 с. - Доп.: Проект стандарта № 28, 1 с. (рукопись).

[26] Петров В.М. Тенденция дробления объектов. – Л., 1973. (рукопись).

[27] Об этом указывалось в справках: Петров В.М. Предложения к стандартам 1-5. Материалы для преподавателей и разработчиков методики изобретательства. – Л., 1975. - 2 с (рукопись). Петров В.М. Сравнительный анализ стандартов группы 1-5 и 6-9 и 10. – Л., 1977 (рукопись). - с. 2. Петров В.М. Сравнительный анализ стандартов группы 1-5 и 6-9, 10 и 11. Материалы для преподавателей и разработчиков. – Л., 1978. – 3 с.