5 марта 2017 г.

Глава 13. Где искать открытия?

Глава 13. Где искать открытия?

Таким образом, все в природе эволюционирует на всех уровнях - ядерном, атомном, молекулярном и космическом.
Ж. Дюшен [64]
Я уже писал о диссимметрии и предложил постулат. Исходя из этого постулата, можно утверждать, что везде, где есть неравенство - диссимметрия, можно искать новые явления. Более общо можно утверждать, что в любой точке пространства внутри Земли, на ее поверхности, в космосе, в любом объекте животного и растительного мира есть явления и эффекты, о которых мы не знаем или знаем мало и не можем объяснить.
Диссимметрия может быть усилена, например, за счет температурных, электромагнитных, магнитных, звуковых и ультразвуковых полей, изменения давления и т.д. Это может быть несколько иная физика и химия, биология и кристаллография. Если же говорить более конкретно, то можно утверждать - ищите диссимметрию и исследуйте ее по разным свойствам. Очевидно, это не единственная рекомендация.
Одним из мест, где можно искать и сделать открытие - это изучение различных видов брака в различных технологических процессах. Эти браки образуются случайно и в этом их “сила”. Мы используем случайность как закономерность. Далее, определив причину, можно рассмотреть эту причину для различных областей науки - в этом случае может повезти и мы сделаем открытие. Приведу пример, который меня поразил.
Я приношу извинения за длинную цитату, но она достойна этого. Выдержка из доклада А.И. Молчанова на мозжинской школе 1989 года [49]:
"На одной из наших школ с большим докладом, наполненным глубоким философским смыслом - я, правда, не люблю этого слова и потому заменю его на «методологическим» - выступил Кирилл Павлович Флоренский. К сожалению, аудитория наша не готова была в тот момент оценить его мысли по достоинству. А теперь, когда Кирилл Павлович, к горькому сожалению, вдруг неожиданно скончался, не у кого спросить, на каком фундаменте покоилась построенная им теория. Конечно, я при жизни Кирилла Павловича предполагал, что на его научные взгляды не мог не оказывать серьезного влияния Павел Александрович Флоренский, один из самых оригинальных русских мыслителей, но в то же время задать прямой вопрос на подобную тему было по меньшей мере поступком некорректным - ведь имя Павла Флоренского только теперь становится произносимым в нашей науке.
Философ, мыслитель, создатель множества богословских трактатов, отец Павел вместе с тем автор и такой, например, работы, как «Мнимости в геометрии», где он стремится доказать неевклидовость геометрии Дантова «Ада». Как и многие другие выдающиеся умы нашей страны, он испил горькую чашу сталинских репрессий, которая не обошла и священнослужителей.
Вот перед вами трактат Павла Флоренского, названный им “Столп и утверждение истины”. Это огромное произведение, чрезвычайно трудное для понимания и тем более для изложения. Я возьму из него всего одну мысль и перескажу ее так, как я понял.
Восемнадцать веков христианства он делит на три крупных периода, различающихся по типу веры, или, пользуясь более близкой нам терминологией, по подходу к оценке истинного знания об окружающем мире.
Всем памятна приписываемая Тертуллиану фраза, дошедшая до нас из II века: «Credo, quia absurdum» - «Верю, поскольку абсурдно». Мир так огромен, а я так мал перед ним, что не остается ничего другого, как верить в открывшуюся, самую невероятную, нелепую истину, будь то убеждение толпы, или некие заповеди, или собственное прозрение. Но проходит девять веков и Ансельм Кентерберийский произносит другую формулу: «Credo ut intellegium» - «Верю по разуму». То есть запас знаний уже достаточно велик, чтобы можно было соотносить символ веры с реалиями бытия, сравнивать то, что утверждается, пусть даже самыми признанными авторитетами, с тем, что подлинно известно. И, наконец, слова, написанные Павлом Флоренским уже в нашем, ХХ веке в знаменитой Троице-Сергиевой Лавре: «Intelligo ut credam» - «Разумен по вере». Иными словами, истинное понимание основано на интуиции, родившейся, в свою очередь, на основе огромного количества накопленных человечеством разносторонних знаний. Вот этот подход и впитал, на мой взгляд, Кирилл Павлович Флоренский, ибо, чем иным, кроме отточенной интуиции ученого, базирующейся на многолетнем изучении природы, можно объяснить главную идею его доклада на нашей школе - его гипотезу, прозрение, прорыв в неизведанное, называйте, как хотите.
"Я дарю вам десять миллиардов лет", - сказал тогда Кирилл Павлович. Но зачем нам этот царский подарок? А затем, что без него ни одна эволюционная теория не может сколько-нибудь путно объяснить, каким образом за непостижимо короткое время на Земле появились не только живые, но и разумные существа. Времени для этого катастрофически не хватает. И вот, чтобы дать возможность выбраться из тупика, возникшего в современном эволюционном учении, один из основателей нашей школы предположил, что протопланетное облако, из которого образовалась наша планета, тоже эволюционировало. В этих первозданных сгустках материи шли процессы, бывшие уже не совсем физические или химические - их по праву можно назвать предбиологическими. Ведь что смущает исследователей тех добиблейских времен? Что сложные молекулы, случайным образом создавшиеся при соединении различных элементов, с этой же самой вероятностью должны разрушаться ионизирующим излучением. Но вот вокруг Земли начинает создаваться первичная атмосфера. Тогда на границе ее появляется возможность возникновения чуда: «склеившиеся» молекулы уходят под защиту атмосферы, задерживающей излучение. Вместо литорали океанской - линии одномерного объекта - в качестве инкубатора жизни предлагается литораль космическая, двумерная - поверхность гигантской сферы, окружающей юную Землю.
Вот этот двойной подарок - пространственный и временной, ибо период возможного зарождения жизни неизмеримо расширяется при этой гипотезе - меня лично потряс. И тогда впервые мои подозрения, что глубочайшая культура мышления, достигнутая Павлом Флоренским, неизбежно должна была воздействовать на его сына, стали уверенностью. Ведь в конце концов культура - не сохранение церквей и даже не борьба за чистоту языка, а умение мыслить”.
Вот как он нашел десять миллиардов лет! Там, где вроде бы никто не искал, а если искал, то не мог преодолеть “психологический барьер” воздействия излучения.
Перейдем теперь к законам развития ТС, которые, по-моему, могут быть успешно применены исследователями для получения информации об изучаемой системе и могут помочь в выдвижении гипотез. ЗПЧС мы уже рассмотрели. Следует только сказать, что существует много систем, которые не имеют обе “полноты” и это надо иметь ввиду. Это в технике. В природе, как правило, все системы имеют две полноты. Мы уже упоминали о законе неравномерности развития всего сущего. В то же время следует иметь ввиду, что должен существовать закон равномерного развития объекта. Например, рост плода, рост и развитие детей. Может, все, что должно развиваться - развивается равномерно в соответствии с заложенной программой. Однако, довольно часто у детей возникает целый ряд неожиданностей. Например, быстрый рост организма приводит к плохой работе легких. Неправильный обмен веществ - к различным заболеваниям и т.д.
Закон согласования-рассогласования. Если любой организм здоровый, то можно утверждать, что в нем хорошо работает закон согласования.
В одном из номеров журнала «Химия и жизнь» мне удалось найти следующее высказывание:
“Надо сказать, что гены, да и вообще организмы - хороший пример для организации общества: там, в клетке, все происходит вовремя, в том количестве, в том месте, в котором нужно, не меньше и не больше - все расписано с точностью, превышающей точность расписания движения поездов в Германии. Один ген синтезировал свой продукт, регуляторный элемент говорит: хватит, ты его достаточно синтезировал. Давай выключайся. Но в то же время может говорить другому гену - мне нужен другой продукт, чтобы мы вместе сделали еще что-то.
И вот в эту сложную систему когда-то включился кто-то чужой и стал учить по-своему. Как-то изменил эволюцию и, может быть, сделал человека не обезьяной. Но и заложил, быть может, бомбу. Никто не может исключить, что в один прекрасный момент в результате каких-то генетических событий в геноме не начнет действовать ретровирус не хуже, чем ВИЧ. То есть могу предположить, что мы носим в себе бомбу замедленного действия, которая всегда говорит нам: будьте настороже, помните, что мы есть. Еще никто не знает, на что мы способны. Мы в свое время обошлись с вами милосердно, не убили вас, но мы готовы сделать это сейчас. Можем в любой момент приступить, приобрести новую информацию и начать функционировать ничуть не хуже вируса СПИДа”.
Итак, возможно действие двух законов: закона согласования и закона рассогласования.
Приведу еще закон энергетической проводимости и закон повышения идеальности. Они и так ясны. Из предыдущих наших рассуждений легко понять эти два закона. И тем не менее, по-видимому, надо отметить, что все законы связаны между собой. Согласование приводит к минимальному потреблению энергии живыми организмами и растениями без образования дополнительных сопротивлений для прохождения потоков энергии. И в то же время многие элементы в этих системах идеальны - они сами выполняют функции, сами собирают информацию, сами управляют работой органов и т.д.
И, наконец, закон повышения динамичности ТС. Он может быть понят как адаптация, конформизм многих элементов в зависимости от условий и среды обитания.
Обратим внимание на закон перехода количества в качество. При отыскании причин брака, решении научных задач можно полагать, что в процессе работы должно быть собрано достаточное количество информации, после чего наступает момент получения нового качества - момент истины. Следует помнить, что полученная информация может нами восприниматься не только как отдельно взятые факты, но мы можем сознательно, а иногда и бессознательно их объединять и получать более любопытную информацию.
Очевидно, закон перехода количества в качество субъективен для каждого исследователя - для одного надо меньше информации, для другого больше. Я полагаю, что «ноты», о которых будет сообщено ниже, помогут каждому получить необходимое количество информации для выдвижения более правдоподобных гипотез в процессе решения задач.
Я не стыжусь, что ярый скептик,
И на душе не свет, а тьма.
Сомненье - лучший антисептик
от загнивания ума.
Игорь Губерман [44]