5 марта 2017 г.

АРИЗ- 2009. Учебная версия. Юрий В. Горин.

 

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.
АРИЗ- 2009. Учебная версия.
Юрий В. Горин.
 
К сведению студентов, приступающих к изучению АРИЗ. Цель изучения – стать грамотным пользователем АРИЗа.
      АРИЗ в любой версии – это эвристический алгоритм. Эвристика – наука о продуктивном мышлении. АРИЗ  предназначен для организации творческого мышления с целью получения творческого продукта - идеи решения задачи.  АРИЗ был создан Генрихом  Сауловичем  Альтшуллером, им же разработаны первые версии.
       Для Вас разработана версия АРИЗ- 2009, адаптированная мною (ЮГ) применительно к обучению творческой алгоритмике студентов-механиков. Базовые материалы – версии АРИЗ- 71, 73, 77, 85Б. Предполагается, что в курсе «История инноваций в технике» Вы ознакомились с некоторыми базовыми понятиями ТРИЗ. Вы знаете, что существуют объективные законы развития технических систем (ЗРТС). В своем развитии технические системы (нашими усилиями!) стремятся к идеальности при максимальном использовании вещественно-полевых ресурсов (ВРП) системы. Вам знакома ситуация технического противоречия (ТП), когда попытки  улучшить одну из характеристик технической системы вызывают ухудшение другой характеристики.  Мы обсуждали с Вами представления об идеальном конечном результате (ИКР) и сущность физического противоречия (ФП).
      Любая версия АРИЗ есть часть ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Поскольку в кратком курсе нет возможности изложить все разделы ТРИЗ, то в АРИЗ - 2009 шаги, связанные с другими частями ТРИЗ, выделены курсивом и при первичном ознакомлении могут быть опущены.
      Эвристический алгоритм – последовательность шагов, сгруппированных в модули («стадии»). Их назначение - блочная обработка задачи. Назначение шагов – изменять восприятие ситуации и выявлять ключевые моменты. В предлагаемой версии – пять стадий: аналитическая, стадия моделирования, оперативная, синтетическая и дидактическая стадии. Если Вы вспомните алгоритм решения учебных задач по физике, то там фигурировали похожая схема. Это не случайно, ибо так строится любое научное исследование. Поскольку задачи решают люди, то алгоритм есть последовательность логических и психологических операторов.
      При работе с конкретными проблемами или задачами запись результатов обязательна!!!   Не надейтесь на память, на бумаге или в компьютере хранить результаты надежнее.  ЮГ.
 
1.Аналитическая стадия.
1.1. Суть проблемной ситуации.
Сформулируйте, что вам надо? Что есть в наличии? В чем несоответствие между «НАДО» и «ЕСТЬ» ? 
1.2. Свертка ситуации.
Разделите суть проблемы на две: социально-административную и техническую.
1.3. Суть технической проблемы.
Сформулируйте её по схеме п.1.1.
1.4. Формулировка идеального конечного результата по проблеме (ИКР-1). Мысленно представьте и запишите Вашу версию идеального решения проблемы, не перекладывая её решения на других.
1.5. «Веер задач».
Преобразуйте Вашу техническую проблему в конкретные технические задачи. Лучше, если это будет одна - две задачи, но возможно и больше. Выберите из них наиболее Вам симпатичную. Назовите объект выбранной задачи.
1.6. Цель решения.
Определите конечную цель решения выбранной Вами задачи. Четко представьте себе, какие характеристики объекта изменять нельзя.
1.7.Оператор «Уровень».
Отвлекитесь от поиска решения и пофантазируйте на тему: Допустим, задача принципиально неразрешима. А). Как выглядит Ваша неразрешимая задача «сверху», с уровня надсистемы, в которую входит объект задачи? Б). Как выглядит та же задача «изнутри», с уровня подсистемы, прежде всего тех веществ и физических полей, из которых состоит объект? В). На трёх уровнях (надсистема, система, подсистемы) переформулировать   задачу, заменив требуемое действие (или свойство) обратным. Это на некоторое время поможет Вам уйти от стереотипов.
1.8. Оценка количественных показателей.
Утройте требуемые характеристики, сократите сроки вдвое. Переориентируйте себя «на максимум».
1.9. Оператор РВС.
(размер, время, скорость).
 Снова пофантазируем.
а) Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
б) Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до ∞. Как теперь решается задача?
в) Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
г) Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до ∞. Как теперь решается задача?
д) Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?
е) Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до ∞. Как теперь решается задача?
      Далее: шаги 1.10 – 1.12 при первичном обучении можно опустить. Они станут обязательными при дальнейшем Вашем самосовершенствовании и после изучения ТРИЗ в достаточно полном объеме.
1.10. Уточнить особенности и масштабы внедрения решения, если оно будет получено. Для студента это пока что затруднительно, но для инженера или предпринимателя- вполне доступно и обязательно.
1.11. Проверить, решается ли задача прямым применением стандартов на решение изобретательских задач. Если ответ получен, перейти к 4.1. Если ответа нет, двигайтесь далее по алгоритму.
1.12. Уточнить задачу, используя патентную информацию.
а) Каковы (по патентным данным) ответы на задачи, близкие к данной?
б) Каковы ответы на задачи, похожие на данную, но относящиеся к ведущей отрасли техники?
в) Каковы ответы на задачи, обратные данной?
 
        Для первичного приобщения к аризному мышлению рассмотрим две проблемы.
Проблема 1.
     Надо отшлифовать большую партию изделий сложной формы с впадинами и выпуклостями. Речь идет о турбинных лопатках. Поскольку не все знают, что это такое, лопатки можно мысленно заменить ложками. Заменять шлифование другим видом обработки невыгодно, сложно. В общем, нельзя. Шлифуют обычно шлифовальными кругами разного размера. Но шлифовальный круг плохо обрабатывает выпукло-вогнутые изделия переменной кривизны. Как быть?
Проблема 2.
     Антенны астрономических радиотелескопов обычно располагаются в среднегорье, где часто бывают грозы. Удар молнии в антенну абсолютно недопустимо, так как присоединенная к ней аппаратура дорога и уникальна. Размеры антенн – до 100 метров в диаметре, высоты чуть поменьше. Установить молниеотводы на самой антенне в данном случае невозможно, возможен прорыв тока молнии в дорогую аппаратуру.
 
       Совершенно не исключено, что при обдумывании самой проблемы и приведенных задач у Вас возникнут прекрасные идеи. Запишите их и продолжите (!!!)  решение по АРИЗ. Найденные идеи используйте при повторном проходе как исходные в синтетической стадии. Инженеру надо работать не вообще над проблемой, а над конкретными техническими задачами. Наука повелевает работать не с объектами, а с их моделями.
 
2. Стадия моделирования.
2.1. Построение модели задачи.
Записать условия задачи, как можно меньше используя специальные термины («технический жаргон»). Уточните содержание технического противоречия.
Задача 1.
     Шлифовальный круг плохо обрабатывает изделия сложной формы с впадинами и выпуклостями, например, ложки. Заменять шлифование другим видом обработки нельзя. Применение притирающихся ледяных шлифовальных кругов в данном случае слишком дорого. Не годятся и эластичные надувные круги с абразивной поверхностью – они быстро изнашиваются. Что делать будем?
Задача 2.
     Антенна радиотелескопа расположена в местности, где часто бывают грозы. Для защиты от молний вокруг антенны необходимо поставить молниеотводы (металлические стержни). Но молниеотводы создают своего рода «радиотень», они задерживают радиоволны, идущие от галактических объектов. Установить молниеотводы на антенне невозможно. Предотвращать грозы воздействием на атмосферу – очень громоздко и дорого. Как быть?
 
2.2. Детализация структуры модели.
Выделить и записать конфликтующую пару элементов.
Правило 1: В конфликтующую пару элементов обязательно должно входить изделие. Изделие – это то, что нам нужно, или же природный элемент.
Правило 2: Вторым элементом пары должен быть элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (инструмент или второе изделие).
Правило 3: Если один из элементов (инструмент) по условиям задачи может
 иметь два состояния, надо взять то состояние, которое обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции всей технической системы, указанной в задаче).
Правило 4: Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов, достаточно взять одну пару.
Задача 1. Изделие – ложка. Инструмент, непосредственно взаимодействующий с изделием - шлифовальный круг. Конфликтующая пара очевидна: ложка и круг.
Задача 2. В задаче два «природных изделия» - молния и радиоволны – и один «инструмент» - молниеотвод. Конфликт в данном случае не внутри пар «молниеотвод – молния» и «молниеотвод – радиоволны», а между этими парами. Чтобы перевести эту задачу в каноническую форму с одной конфликтующей парой, нужно заранее придать инструменту свойство, необходимое для выполнения основной функции, т.е. надо принять, что молниеотвода нет, и радиоволны свободно проходят к антенне. Итак, конфликтующая пара: отсутствующий молниеотвод и молния. Радиоволны не входят в конфликтующую пару: отсутствующий молниеотвод их не задерживает.
 
2.3. Детализация рабочих процессов в модели.
Записать два взаимодействия (действия, свойства) элементов конфликтующей пары: имеющееся и то, которое надо ввести (или: полезное и вредное).
Задача 1.
1. Круг обладает способностью шлифовать.
2. Круг не обладает способностью приспосабливаться к криволинейным поверхностям.
Задача 2.
1.Отсутствующий молниеотвод хорошо пропускает радиоволны. 2.Отсутствующий молниеотвод не ловит молнию.
 
2.4. Обобщенный образ модели.
Записать стандартную формулировку модели задачи, указав конфликтующую пару и нежелательное взаимодействие.
 
Задача 1.
Даны круг и изделие. Круг обладает способностью шлифовать, но не может приспосабливаться к криволинейной поверхности изделия.
Задача 2.
Даны отсутствующий молниеотвод и молния. Такой «молниеотвод» хорошо пропускает радиоволны, но не ловит молнию.
 
Мы построили модели задач. Модель по сущности своей отражает существенные черты и не включает детали. Что именно «существенно» в данной задаче, а что – не очень, определяем мы сами. Не исключено, что в дальнейшем какие-то детали тоже станут существенными, но это будет уже другая задача и другая модель.
3. Оперативная стадия.
3.1. Выбор изменяемого элемента.
Выбрать из элементов, входящих в модель задачи, тот, который можно легко изменять, заменять и т.д.      
       Правило 5: Технические объекты легче менять, чем природные.
       Правило 6: Инструменты легче менять, чем изделия.
       Правило 7: Если в системе нет легко изменяемых элементов, следует указать «внешнюю среду».
Задача 1.
Изделие трудно поддаётся изменению (ложка должна иметь определённую форму). Тем более – турбинная лопатка.  Круг можно менять (сохраняя его основную функцию - способность шлифовать – таковы условия задачи).
Задача 2.
Молния – природный объект. Поэтому изменяемым элементом следует считать отсутствующий молниеотвод.
 
3.2. Построение ИКР – 2.
Записать стандартную формулировку идеального конечного результата.
Элемент (указать элемент, выбранный на 3.1) сам (сама, само) устраняет
(указать вредное воздействие), сохраняя способность выполнять (указать полезное воздействие).
Правило 8: В формулировке ИКР всегда должно быть слово «сам» («сама», «само»).
Задача 1.
Круг сам приспосабливается к криволинейной поверхности изделия, сохраняя способность шлифовать.
Задача 2.
Отсутствующий молниеотвод самобеспечивает «поимку» молнии, сохраняя способность хорошо пропускать радиоволны.
 
3.3. Сравнение выбранного элемента с ИКР-2.
Выделить ту зону элемента (указанного в 3.2), которая непосредственно не
справляется с требуемым по ИКР комплексом двух взаимодействий.
       Что в этой зоне – вещества, поля? Какие? Показать эту зону на схематическом  рисунке, обозначив её цветом, штриховкой и т.п.
Задача 1.
Наружный слой круга (внешнее кольцо, обод). Вещество (абразив, твёрдое тело).
Задача 2.
Та часть пространства, которую занимал молниеотвод. Вещество (столб воздуха), свободно пронизываемое радиоволнами.
 
3.4. Перевод технического противоречия (ТП) в физическое противоречие (ФП – противоречие в физических свойствах).
Сформулировать противоречивые физические требования, предъявляемые к выделенной зоне и (или) к её состоянию. Эти требования определяются конфликтующими взаимодействиями (действиями, свойствами).
а) Для обеспечения (указать полезное взаимодействие или то взаимодействие, которое надо сохранить) необходимо (указать физическое состояние: быть нагретой, подвижной, заряженной и т.д.).
б) Для предотвращения (указать вредное взаимодействие или взаимодействие, которое надо ввести) необходимо (указать физическое состояние: быть холодной, неподвижной, незаряженной и т.д.).       
        Правило 9: Физические состояния, указанные в пунктах «а» и «б», должны быть взаимно противоположные. Фактически они отражают требования двух различных функций, которые должна выполнить «выделенная» зона.
Задача 1.
а) Чтобы шлифовать, наружный слой круга должен быть твёрдым (или: должен быть жёстко связан с центральной частью круга для передачи усилий).
б) Чтобы приспосабливаться к криволинейным поверхностям изделия, наружный слой круга не должен быть твёрдым (или: не должен быть жёстко связан с центральной частью круга).
Задача 2.
а) Чтобы пропускать радиоволны, выделенный столб воздуха должен быть непроводником. Физически это означает, что он должен быть диэлектриком, то есть не иметь свободных зарядов в своей структуре.
б) Чтобы ловить молнию, столб должен быть проводником (точнее: должен иметь свободные заряды).
4. Синтетическая стадия. 
4.1.  Осознание физического противоречия («противоречия в свойствах»).
Записать стандартные формулировки физического противоречия.
а) Полная формулировка: (Указать выделенную зону элемента) должна (указать состояние, отмеченное на 3.4а), чтобы выполнять (указать полезное взаимодействие), и должна (указать состояние, отмеченное на 3.4б), чтобы предотвращать (указать вредное воздействие).
б) Краткая формулировка: (Указать выделенную зону элемента) должна быть и не должна быть.
Задача 1.
а) Наружный слой круга должен быть твёрдым, чтобы шлифовать изделие, и не должен быть твёрдым, чтобы приспосабливаться к криволинейным поверхностям изделия.
б) Наружный слой круга должен быть и не должен быть.
Задача 2.
а) Столб воздуха должен иметь свободные заряды, чтобы «ловить» молнию, и должен не иметь свободных зарядов, чтобы не задерживать радиоволны.
б) Столб воздуха со свободными зарядами должен быть и не должен быть.
4.2.  Преодоление физического противоречия.
Рассмотреть простейшие преобразования выделенной зоны элемента:
 
а) Разделение противоречивых свойств во времени.
 Наряду с прямым разнесением во времени, эта операция может быть реализована путём использования переходных состояний, при которых сосуществуют или попеременно появляются противоположные свойства.
б) Разделение противоречивых свойств в пространстве.
 Наряду с дроблением объекта на участки, обладающие разными свойствами, разделение противоречивых свойств в пространстве может быть реализовано перестройкой пространственной структуры: частицы выделенной зоны элемента наделяются имеющимся свойством, а вся выделенная зона в целом наделяется требуемым (конфликтующим) свойством.   
в) Разделение противоречивых свойств в отношениях.
Одни и те же объекты могут обладать прямо противоположными свойствами по отношению к воздействиям, не отличающимися по физической сути, но имеющими разные количественные характеристики. Наглядный пример: вода очень мягка при полоскании, но очень тверда при падении на неё плашмя с большой высоты. Такое поведение характерно для многих объектов. Стекло прозрачно для видимого света и непрозрачно для ультрафиолета. То же стекло нерастворимо в серной кислоте, но не терпит фтористоводородной кислоты. Такая анизотропия («избирательность») очень характерна для многих свойств неживой материи, для биологических структур это просто способ существования.
      
Задача 1. Ответ связан с одним из вариантов разделения в пространстве. Частицы абразива остаются твердыми, но снабжаются свойством перемещаться относительно друг друга («вязкая система»). 
 
Задача 2.
Задача решается разделением во времени. Свободные заряды сами появляются в столбе воздуха на начальных этапах возникновения молнии. Молниеотвод на короткое время становится проводником, а затем свободные заряды сами исчезают. То есть столб воздуха сам должен становиться проводящим при появлении молнии, а потом возвращаться в непроводящее состояние.
 
4.3.Выбор путей ликвидации ФП.
Использовать таблицу применения физических эффектов и явлений.
Задача 1.По таблице подходит пункт 17: замена «вещественных» связей «полевыми» путём использования электромагнитных полей.
Задача 2.
 По таблице подходит пункт 23: ионизация под действием сильного электромагнитного поля. Сильное поле пусть принесет с собой молния. Рекомбинация (взаимная нейтрализация) после исчезновения этого поля. Радиоволны – это очень слабое поле. Другие эффекты относятся к жидкостям и твёрдым телам, требуют внедрения добавок или не обеспечивают самоуправления.
      При наличии и умении пользоваться очень полезно поработать с таблицами по химическим, биологическим, геометрическим эффектам.
ЗДЕСЬ
4.4. Использовать таблицу основных приёмов устранения технических противоречий. Если до этого получен физический ответ, использовать таблицу для его проверки.
Задача 1.
 По условиям задачи надо улучшить способность круга «притираться» к изделиям разной формы. Это – адаптация. (строка 35 в таблице). Известный путь – использовать набор разных кругов. Проигрыш - потери времени на смену и подбор кругов, снижение производительности; колонки 25 и 39. Приёмы по таблице: 35, 28; 35, 28, 6, 37. Повторяющиеся и потому более вероятные приёмы: 35 – изменение агрегатного состояния (наружная часть круга «псевдожидкая», из подвижных частиц); 28 – прямое указание на переход к феполю, что и выполнено выше.
Задача 2.
По условиям задачи надо ликвидировать действие молнии – вредного внешнего фактора (строка 30). Известный путь – установить обычный металлический молниеотвод. Проигрыш – появление радиотени, т.е. возникновение вредного фактора, создаваемого самим молниеотводом (колонка 31).
В таблице эта клетка пуста.
 
4.5. Перейти от физического ответа к техническому: сформулировать способ и дать схему устройства, осуществляющего этот способ.
Задача 1. Если просто разделить круг, наружная часть улетит под действием центробежной силы. Центральная часть круга должна крепко держать наружную часть и – в то же время – должна давать ей возможность свободно изменяться… Для этого нужно построить веполь, т.е. использовать магнитное поле и ферромагнитный порошок («феполь»). Это даёт возможность сделать наружную часть круга подвижной, меняющейся и обеспечивает требуемую связь между частями круга. Центральная часть круга выполнена из магнитов. Наружный слой – из ферромагнитных частиц или абразивных частиц, спечённых с ферромагнитными. Такой наружный слой будет принимать форму изделия. В то же время его частицы сохраняют твёрдость, необходимую для шлифовки.
Задача 2.
Чтобы ионизовать воздух нарастающим полем молнии, нужно уменьшить давление газа. Потребуется оболочка, чтобы держать этот столб воздуха при пониженном давлении. Внутри оболочки под действием нарастающего электрического поля молнии вспыхнет тлеющий разряд, появится проводящий столб, который и притянет молнию к себе, обеспечив кратчайший путь току молнии в землю. Оболочка должна быть из диэлектрика, иначе она сама даст радиотень.
А.с. № 177 497: «Молниеотвод, отличающийся тем, что с целью придания ему свойства радиопрозрачности, он выполнен в виде изготовленной из диэлектрического материала герметически закрытой трубы, давление воздуха в которой выбрано из условия наименьших газоразрядных градиентов, вызываемых электрическим полем развивающейся молнии». (Примечание при корректуре: вместо воздуха можно взять и другие газы, светящиеся разными цветами. Это будет красиво. Ю.Г.)
 
5. Дидактическая стадия.
5.1. Предварительная оценка полученного решения.
 
     Ответьте на  «Контрольные   вопросы»
       1. Обеспечивает ли полученное решение выполнение главного требования ИКР («Элемент сам…»)?
       2. Какое физическое противоречие устранено (и устранено ли) полученным решением?
       3. Содержит ли полученная система хотя бы один хорошо управляемый элемент? Какой именно? Как осуществлять управление?
       4. Годится ли решение, найденное для «одноцикловой» модели задачи, в реальных условиях со многими «циклами»?
 
     Если полученное решение не удовлетворяет хотя бы одному из контрольных вопросов, вернуться к 2.1.
 
5.2. Проверка новизны.
Самому или с помощью грамотного патентоведа проверить по патентным данным формальную новизну полученного решения.
 
5.3. Оценка путей реализации.
Какие подзадачи могут возникнуть при технической разработке полученной идеи? Записать возможные подзадачи – изобретательские, конструкторские, расчётные, организационные. Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит изменённая система и может ли изменённая система применяться по-новому.
 
5.4. Эвристическая ценность Вашего решения.
Использовать полученный ответ для решения других технических задач.
а) Рассмотреть возможность использования идеи, обратной полученной.
б) Построить таблицу «расположение частей – агрегатное состояние изделия» или таблицу «использованные поля – агрегатное состояние изделия» и рассмотреть возможные перестройки ответа по позициям этих таблиц.
 
5.5. Самопроверка.
Сравнить реальный ход решения с теоретическим (по АРИЗ). Если есть отклонения – записать. Сравнить полученный ответ с табличными данными (таблицы основных приёмов, вепольных преобразований, физических эффектов). Если обнаружили что-то новое – запишите.
   Процесс решения должен нести и обучающую функцию. Задач много.
 
Юрий В. Горин. Июль 2009.
 
         Согласно новым разработкам (мастер ТРИЗ Михаил Семенович Рубин) техническая версия АРИЗа может служить прототипом для создания обобщенного алгоритма (АРИЗ-2010), предназначенного для решения не только технических задач. Предполагается, что создаваемый алгоритм решения противоречий будет содержать следующие нововведения.
А.1. Понятие "техническое противоречие" обобщается до  понятия "противоречие требований", а "физическое противоречие" - до понятия  "противоречие свойств".
А.2. Вводятся два типа ИКР (идеальный конечный результат):
- Функциональный ИКР. Используется формулировка из АРИЗ-77. Предусматривает рассмотрение функции в отрыве от носителя (функция есть, а объекта его выполнения нет), а также уточнение самой искомой функции.
- Ресурсный ИКР (разрешение противоречия за счет ресурсов). Используются модификация формулировки из АРИЗ-85-В. (При этом, господа студенты, следует иметь ввиду следующее: В технических системах ВПР – это вещества и поля, неживая материя. По видам они могут быть внутрисистемными, внешнесистемными или надсистемными,, но по своей физической сути они есть «вещество+ поле». И все. Свойства же живого вещества не сводятся к сумме свойств составляющих его атомов или молекул, это новый уровень организации материи со своим системным качеством – способностью к воспроизводству себе подобных. Этот аспект мы с вами изучали в разделе «Естественнонаучная картина мира», которым завершался наш курс физики. Поэтому в биотехнологии, например, в добавление к обычным «веполям», появляется новый тип ресурсов – самовоспроизводство элементов системы (дрожжи сами растут!). Ещё сложнее дело с ресурсами систем, в структуре которых есть мыслящая материя. Здесь появляются ресурсы интеллектуальные, информационные и, видимо, ещё какие-то, которым мы пока не можем даже дать однозначное имя. Я не сомневаюсь в том, что Вы, освоив технологию решения задач технических, захотите научиться решать и нетехнические задачи. Собственно, на нынешнем этапе иного пути в интеллектуальную элиту общества нет. Кто не захочет – так и останется жующей протоплазмой. Так что учтите – чем выше система по уровню организации, тем она сложнее, тем больше у ней ресурсов, и тем сложнее они организованы. -ЮГ).
А.3. Понятие "зона конфликта" трактуется как зона взаимодействия конфликтующих элементов (это не обязательно физическое пространство).
А.4. Для предлагаемого алгоритма рекомендуется использовать новую систему стандартов, которую можно применять независимо от того, является ли рассматриваемая система технической или нет, материальной или нет.
А.5. Основные шаги алгоритма предлагаются в виде парных шагов: уточнение противоречия и использование соответствующего инструмента для его решения.
А.6. Учитывается особенность формулировки функций применительно к нематериальным системам. Например, для задач, связанных с созданием и развитием теорий, под функцией нужно понимать создание того или иного действия с необходимыми объектами при ограничениях, что это делается в рамках и на языке понятий рассматриваемой теории и/или положений, не противоречащих этой теории.
А.7. Основные шаги предлагаемого АРИЗ-2010 используются в цикле многократно и для анализа ситуации, и для постановки задачи, и для ее решения, и для развития найденного решения, и для прогнозирования. Требования к задаче, ограничения,  ресурсы и функции уточняются по ходу движения по алгоритму.
А.8. Вводится понятие аспекта рассмотрения системы, которое является более общим, по сравнению с рассмотрением системы с позиции административных, технических и физических требований. Проводится анализ развития систем с позиций филогенеза и онтогенеза. (Аспект- это точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление или понятие. Филогенез – историческое развитие предмета или явления, онтогенез – индивидуальное развитие предмета, от его рождения до исчезновения. Неразрывная пара «филогенез-онтогенез» пришла в познание из биологии.)