5 марта 2017 г.

Создание новых научных систем. Этапы построения новых концепций, Злотин Б.Л., Зусман А.В., 1991

Создание новых научных систем. Этапы построения новых концепций

Из книги Злотин Б.Л., Зусман А.В.. "Решение исследовательских задач)".-
Кишинев: МНТЦ"Прогресс", Картя Молдовеняскэ,1991, стр.77-78

1. Анализ исходной системы

1.1 Системный анализ. Подсистемы, надсистемы, структура, функционирование. Основные постулаты, исходный фактологический Материал. Основные закономерности и известные механизм. Истории и динамика развития системы, тенденции развития, этап развития.

1.2. Изучение других систем, близких к исследуемой (аналогии по кругу изучаемых явлений, по подходам и т.п.).

1.3. Формирование и анализ модели исходной системы. Построение простой модели исходной системы. Основные подсистемы модели, принятые ограничения (в то числе и не сформулированные ранее). „Примерка" типовых и универсальных моделей.   

1.4. Анализ недостатков модели исходной системы. Выявление нарушений законов развития: необоснованных постулатов, выходов 1,1 рамки принятых ограничений, внутренних противоречий, гипотез "ad hoc"1, нерешенных проблем. Выявление недостатков, связанных с ткущим этапом развития, например, явлений застоя и т.п. Формулирование задач.

2. Синтез новой концепции

2.1. Решение сформулированных задач с использованием технологии Решения исследовательских задач: обращение задач, проверка возможности использования типовых и универсальных объяснительных механизмов и т.п.

2.2.  Сведение полученных результатов в единую новую модель-концепцию, предназначенную для замены или дополнения исходной. Внутреннее структурирование новой модели-концепции. Определение условий существования и границ применения.

3. Проверка новой концепции

3.1.  Проверка новой концепции на соответствие всему комплексу имеющихся фактов и закономерностей.

3.2. Проверка на соответствие имеющимся в данной области теориям (на выполнение „принципа соответствия").

3.3.  Выявление предсказываемых этой концепцией новых фактов, закономерностей, решение задач по их экспериментальному обнаружению (с использованием при необходимости инструментов ТРИЗ), проведение необходимой экспериментальной проверки.

3.4.  Если в результате проверки по п. 3.1 - 3.3 будут получены отрицательные   результаты,   необходимо   вернуться   к   разделу 2 и с формулировать новые задачи по поиску механизмов, объясняющих выявленные отклонения.

4. Развитие новой концепции

4.1. Проверить возможность применения к новой концепции законов развития.

4.1.1.  Сформулировать противоположную концепцию. Попытаться найти условия, при которых она может оказаться справедливой. Найти способ их объединения по закону объединения альтернативных (инверсных) систем (в соответствии с принципом дополнительности).

4.1.2.  Рассмотреть возможность использования других законов развития.

4.2.      Описать новые, выявленные в результате работы объяснительные механизмы. Рассмотреть возможность их переноса в другие области.

____________________________________

1 ad hoc - по случаю, для данной цели. Так называют гипотезы, специально построенные дли объяснения какого-то нового факта, не связанные с другими объяснениями.