М.С. Рубин

ЭТЮДЫ О СМЕНЕ ПАРАДИГМЫ В РАЗВИТИИ АРИЗ.

Рассматриваются подходы к развитию АРИЗ как инструмента для выявления, анализа и решения противоречий в различных областях знаний.

1. АРИЗ – это не все творчество.

Изначально парадигма создания АРИЗ состояла в том, чтобы заменить неуправляемое творчество работой по «точному» алгоритму. Развитие АРИЗ виделось в увеличении этой самой точности выполнения его шагов и получения однозначного решения изобретательской задачи, предопределенного самой исходной ситуацией. При этом АРИЗ должен помогать в выполнении достаточно многих различных функций: анализировать проблемную ситуацию, выделять «правильную» задачу, приводить в систему весь информационный и методический аппарат ТРИЗ, совершенствовать сам текст АРИЗ, развивать творческое мышление и т.д. АРИЗ должен был заменить годы неплодотворной работы изобретателя на несколько дней работы с АРИЗом. В 80-х годах фактическая парадигма АРИЗ начала изменяться. Он стал инструментом для решения противоречий, а название осталось прежнее и не совсем точное – решение изобретательских задач.

Творчество и ТРИЗ (АРИЗ в том числе) не подменяют друг друга. АРИЗ наталкивает на идею решения противоречий, но этого не достаточно, чтобы говорить о том, что он позволяет сделать изобретение или создать технологическую инновацию. В АРИЗе нет всего необходимого для создания эффективного изобретения и тем более инновационной технологии. АРИЗ все еще не может рассматриваться и как универсальный инструмент эффективного мышления хотя бы потому, что он плохо приспособлен для использования в широких классах человеческой деятельности: в программировании, электронике, экономике и т.д.

Необходимо более точно определить функции, которые действительно может выполнять АРИЗ и в соответствии с ними сформулировать уточненную парадигму развития АРИЗ.

 

2. Функции АРИЗ.

Главной функцией АРИЗ является выявление, анализ и решение противоречий и все, что с этим связано. Практическое применение АРИЗ достаточно разнообразно:

–       для учебного процесса и тренировки «АРИЗного» мышления;

–       анализ ситуации и выбор задачи в рамках реального инновационного процесса;

–       уточнение и решение выделенного противоречия с одновременным сбором необходимой информации;

–       экспресс-анализ ситуации и решение противоречия в условиях ограниченного времени (от нескольких минут до нескольких часов);

–       решение противоречий для различных областей техники, искусства, науки, бизнеса и т.д.

Можно сформулировать ряд важных для изобретательства функций, выполнение которых не следует «поручать» АРИЗ. Например, для детального анализа исходной ситуации лучше использовать специализированные методы. Отдельно от АРИЗ развиваются методы поиска необходимой информации: функционально-ориентированный поиск, научная и патентная информация и т.д. Скорее всего, не является функцией АРИЗ развитие самого АРИЗ.

АРИЗ должен быть направлен на анализ и решение противоречий. Он должен сохранить свои системные свойства для гибкого объединения самых разных механизмов работы с противоречиями. Должны быть различные модификации АРИЗ: для обучения, для инженеров, для бизнеса, для использования на базе компьютера и т.д.

 

3. Требования к алгоритму выявления, анализа и решения противоречий.

АРИЗ, как и любой инструмент решения задач в ТРИЗ, состоит из описания реальной исходной ситуации, модели задачи, модели ее решения, переходе к реальному решению исходной ситуации. Особенностью АРИЗ является то, что модель строится на основе противоречий, для поиска решения максимально используется исходная ситуация и ее ресурсы, мобилизуется и координируется применение всего арсенала ТРИЗ, направленного на решение изобретательских задач.

К современным требованиям к алгоритму можно отнести:

–       повышение универсальности для возможности его использования не только для технических, но и других материальных и не материальных систем;

–       возможность многоаспектного анализа противоречий не только в паре «технические требования – физические свойства» и в других аспектных слоях: экономическом, социальном, управленческом и т.д.

–       повышение инструментальности методов анализа исходной ситуации, выбора задачи и исходного противоречия;

–       повышение управляемости в переходах от исходной ситуации (требований и ограничений) к искомому решению противоречий;

–       реализация модульного принципа в структуре алгоритма, позволяющий использовать алгоритм самостоятельно или совместно с разными методами анализа и решения противоречий; создание стандартных форм для перехода от различных шагов алгоритма к другим (и разным) инструментам и обратно, например, к стандартам, информационному поиску и т.д.;

–       усиление роли функциональных подходов при анализе противоречий;

–       создание разных алгоритмов для обучения и для реального инновационного процесса;

–       приспособление к современным возможностям имеющейся информационной среды и компьютерных сетей.

Реализация этих требований – потенциальный путь развития АРИЗов.

 

4. Алгоритмы для материальных и нематериальных систем.

Переход к анализу и разрешению противоречий в нетехнических областях требует достаточно большой исследовательской и методической работы. Перечислим только несколько предложений.

4.1. Понятие «техническое противоречие» необходимо заменить понятием «противоречие требований», а понятие «физическое противоречие» - «противоречием свойств». Должны быть уточнены процедуры перехода от противоречий требований к противоречиям свойств.

4.2. Оперативная зона, зона конфликта, ресурсы системы должны рассматриваться не только как физическое пространство, но и как многоаспектное пространство взаимодействия элементов рассматриваемой системы. В ходе анализа должна формироваться многомерная и многоаспектная матрица пространств взаимодействия и конфликтов. Для визуализации условий задачи и зоны конфликта, возможно, могут быть использованы, например, методы когнитивной компьютерной графики[1].

4.3. Инструменты решения противоречий (приемы, стандарты) должны быть разделены на общесистемные (в пространстве, во времени) и внутри-аспектные (например, сравнение в художественных системах или фазовые переходы для технических систем).

4.4. Необходимо развивать информационные ресурсы для поиска решения из различных областей знаний (не только техники): указатели эффектов, функционально-ориентированный поиск и др.

4.5. Возможность анализировать не только технические, но и нетехнические объекты, не только материальные, но и нематериальные системы предоставляет дополнительный потенциал для анализа проблемных ситуаций и решения противоречий. Появляется возможность анализировать одну и ту же ситуацию при помощи одного и того же алгоритма последовательно: в начале как административную систему, затем по мере необходимости как экономическую, юридическую, техническую, физическую, лингвистическую и т.д. Возможен и другой вариант анализа, при котором система сразу рассматривается как многоаспектная: при формулировке и выборе противоречий, при анализе зоны конфликта и ресурсов для преодоления противоречий.

 

5. Повышение управляемости АРИЗ.

При решении задач по АРИЗ не редко происходит смена исходной функции ТС. Например, в известной задаче о ледоколе была допущена смена функции: вместо функции «разрушать лед» была использована для достижения функция «разрезать лед». Такая смена функции, скорее всего, должна приводить к существенным изменениям в системе. Важно, чтобы АРИЗ заранее подсказывал пользователю моменты введения существенных изменений в систему уже на стадии формулирования противоречий требований.

5.1. Необходимо ввести в АРИЗ единую линию анализа функций:

–        в формулировке исходной ситуации;

–        при формулировке противоречий требований;

–        при формулировке ИКР;

–        при анализе полученной идеи решения.

Необходимо использовать многоаспектной подход при формулировке функций и выбор того уровня функции, которая подлежит улучшению в данной задаче. Вместо ИКР может быть использована минимальная функционально-целевая система.

5.2. При выборе задачи необходимо учитывать планируемый масштаб затрат, изменений во времени и в пространстве. АРИЗ должен подсказывать: выбранная задача соответствует масштабу исходной ситуации или принято решение выходить за рамки масштаба исходной ситуации.

 

Выводы

1. Необходимо рассматривать развитие АРИЗ как инструмента, главной функцией которого является выявление, анализ и решение противоречий в различных областях знаний.

2. Необходимо повышать управляемость в ходе решения задач по АРИЗ, в том числе за счет введения линии анализа функций.

3. АРИЗ должен иметь модульную структуру, которая изменяется в зависимости от назначения его использования и области применения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Альтшуллер Г. С. «Найти идею», изд. Наука. 1986 г.

2.    Рубин М.С. "О выборе задач в социально-технических системах", сборник «ТРИЗ Анализ. Методы исследования проблемных ситуаций и выявления инновационных задач», Санкт-Петербург, 7-8 июля 2007 г., http://www.triz-summit.ru/redirect.php?id=203825  

3.    Рубин М.С. «О теории проектирования инновационно-технологических систем», C.-Петербург, 2008 г., http://www.temm.ru/redirect.php?id=204035  



[1] Когнитивная компьютерная графика / А. А. Зенкин; Под ред. Д. А. Поспелова, 187 с. ил. 20 см, М. Наука 1991